В настоящее время одной из ключевых проблем для восстановления казахстанского производства является возврат доли рынка, потеря которой произошла в 2005 году. Девальвация ноября 2015 года всего лишь восстановила ценовой паритет внутреннего и внешнего производств, то есть на протяжении 10 месяцев российские товары имели полуторакратное ценовое преимущество перед казахстанскими. Это достаточный срок для потери существенной доли внутреннего рынка, поэтому многие предприятия не могут выйти на докризисные уровни производства, так как не имеют докризисной доли рынка. Они потеряли места на полках в супермаркетах, некоторые вообще выпали из портфеля заказов дистрибьюторов и супермаркетов.

Возврат на докризисные уровни возможен либо путём значительных маркетинговых трат, либо за счёт значительного снижения цены на сопоставимый период (год). Оба пути весьма затратны, отвлекают оборотные средства, загружают предприятия новыми кредитами, фактически перечёркивают выгоды от девальвации – для восстановления своей доли предприятия вынуждены сохранять цены на уровне себестоимости. Поэтому уже слышатся призывы к увеличению государственных закупок казахстанских товаров, что является неэффективной и не рыночной мерой.

Одной из наиболее эффективных мер для стимулирования продаж отечественных производителей считаю целевое государственное финансирование факторинговых компаний в рамках развития факторинга* в Казахстане.

Принципы программы

Схема.

Государственные денежные средства предоставляются банкам или факторинговым компаниям на условиях финансирования операций казахстанских производителей. Ставка может быть такой же, которая предоставляется фондом "Даму" (не более 7% для конечного потребителя).

Фактор или банк на выделенные деньги приобретает дебиторскую задолженность дистрибьюторов или торговых сетей перед производителями казахстанскими производителями из расчёта 7% годовых. При подписании контракта на таких условиях предусматривается удлинение срока оплаты в 1,5-2 раза против обычных, характерных для данной категории товаров.

Выгоды участников.

Продавец (производитель или дистрибьютор отечественных товаров) получает плату за товар сразу в виде кредита под 7% годовых.

Покупатель (дистрибьютор или розничная торговая сеть) отечественных товаров получает отсрочку платежа в 1,5-2 раза против обычных, характерных для данной категории товаров. То есть получает дополнительные оборотные средства в размере дополнительной отсрочки платежа. Это:

  1. Даёт дополнительные конкурентные преимущества казахстанским товарам.
  2. Создаёт стимулы для розницы и дистрибьюторов продвигать отечественные товары, наращивать их долю на полках и в портфеле.
  3. Создаёт стимулы для дистрибьюторов к самостоятельному поиску казахстанских поставщиков, что существенно снижает маркетинговые издержки программы. Достаточно предложить эту программу рознице и крупным дистрибьюторам, а они, в свою очередь, сами будут приводить поставщиков.
  4. Заменяет заёмщика в схеме. Риск фактора в этой схеме заключается в неплатеже со стороны покупателя, а не продавца. Необходимость существенных капитальных вложений и инвестиций в производственном сегменте, направленность многочисленных программ поддержки на производителя, девальвация привели к их закредитованности, невозможности дальнейшей нагрузки. Дистрибуция и розница меньше страдают от девальвационных шоков, перекладывая их на импортёров и производителей, и, как правило, не несут значительных инвестиционных затрат, что в целом снижает риск неплатежа.
  5. Такая модель чётко привязана к продажам товаров, а значит, доступ к финансированию получают те компании, которые действительно производят и продают, то есть происходит финансирование развития.

Дальнейшие перспективы

Модель может быть распространена и на российских дистрибьюторов и розницу, и тогда факторы или банки начнут органично развиваться в экспортное кредитование, в том числе в иных валютах.

Такое финансирование даст толчок развитию факторинговых услуг, в том числе и независимых факторинговых компаний, формированию базы данных поставщиков и покупателей, истории платежей в рознице, основы для скоринга. Это в целом приведёт к развитию финансового рынка страны.

Через год или два возможен плавный выход государства из этого сегмента путём изменения условий факторинга, приближения его к рыночным ставкам и окончательного выхода. Даже если такая программа не приведёт к развитию рыночного сегмента подобных услуг, она позволит существенно нарастить долю рынка для казахстанских производителей, и впоследствии они сами смогут её удерживать и развивать.

Объёмы финансирования

По моим оценкам, для финансирования такой программы потребуется не более 300 млрд тенге, которые могут быть перераспределены из существующих программ поддержки.

* Факторинг – финансирование компании под уступку её дебиторской задолженности (будущих платежей третьей стороны).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter