Необходимость принципиальной смены экономической политики признается Правительством, и здесь я хотел бы коротко сформулировать свои предложения по ней. Подчеркну, что кризис в Казахстане ещё не начался, мы стоим на его пороге, и чем раньше начнутся изменения, тем быстрее восстановится экономика.
Суть предлагаемой политики:
- Слабый, очень слабый тенге. Высокий уровень накоплений.
- Защита внутреннего рынка. Дешёвый и качественный неторгуемый сектор (инфраструктура).
- Активная маркетинговая поддержка казахстанского экспорта.
- Изменение общественных ценностей и ожиданий
Такая политика потребует существенных изменений в структуре управления экономикой:
- Переход к системности, комплексности и макроэкономичности
- Изменение структуры правительства.
- Пересмотр форм и методов государственного участия в экономике. Реорганизация национальных холдингов и компаний
- Активное управление информационным пространством. Перестройка идей, общепринятых ценностей и приоритетов.
Для реализации вышеперечисленного вполне достаточно существующих средств Национального Фонда, более того, его использование резко упадёт уже в 2018-19 году, а с 2020 года начнётся активное пополнение золотовалютных резервов страны.
Предлагаемая политика качественно изменит экономический ландшафт, в результате чего многие текущие проблемы и противоречия, в том числе и социальные, которые трудно решаются, резко снизят свою актуальность или сами по себе исчезнут. Изменится структура налоговых поступлений, утратит смысл Государственная программа форсированного инновационно-индустриального развития, программы поддержки бизнеса, активность в части привлечения инвестиций и повышения различных рейтингов. Производство в Казахстане станет выгодным, и отпадёт необходимость в предоставлении инвесторам различных бонусов, раздаче денег отечественному бизнесу, инвестиции сами начнут притекать в страну, что в комбинации с ростом накоплений приведёт к появлению длинных и дешёвых денег.
В предлагаемой политике те особенности структуры казахстанской экономики, которые сегодня мешают её развитию, станут конкурентными преимуществами, повышающими её эффективность.
Меры требуют ряда институциональных изменений и пересмотра текущей системы государственного управления, поддержки бизнеса, реформирования налогообложения, таможенного регулирования, принципов государственного финансирования и, разумеется, пересмотра социальной и информационной политики. Все компоненты этой системы должны трансформироваться слаженно и гармонично.
Действия и тактические задачи имеют различные периоды реализации: часть задач может быть выполнена быстро, часть может быть решена в течение одного-трёх лет, в зависимости от законодательных ограничений и масштабов изменений. В связи с этим ключевым вопросом становится своевременность: все меры могут и должны быть воплощены в течение трёх лет, но результаты будут формироваться и проявляться на протяжении последующего десятилетия.
Экспортное продвижение товаров должно соответствовать возможностям отечественного производства или опережать их. В предлагаемой модели замещение импорта будет происходить естественным образом: если казахстанские товары завоёвывают иностранные рынки, то они будут вытеснять импортные товары с отечественного рынка. Отставание в программе экспортного продвижения вызовет затоваривание внутреннего рынка и нездоровые призывы к Правительству вернуться к искусственному импортозамещению.
В силу того, что экономика сегодня сильно зависит от государственных средств, то необходимо в 2016-2017 годах сохранить государственное финансирование. Нужно перейти от мер поддержки бизнеса к мерам по его развитию: вместо дотаций и инвестиций применять кредитование по коммерческим ставкам. Необходимо снизить налоговое давление, компенсируя выпадающие налоговые доходы средствами Национального фонда. Такая мера должна быть временной, на два-три года.
В любом случае первоначальное развитие бизнеса должно происходить с участием государства. Как показывает предыдущий анализ, рассчитывать на существенный приток иностранных инвестиций в несырьевой сектор экономики в ближайшее время не приходится. Вместе с тем, после первоначального толчка, чёткого объявления предлагаемой политики, изменения взаимодействия между бизнесом и государством, экономика страны станет действительно привлекательной и начнётся приток как иностранных, так и внутренних частных инвестиций. Последовательная программа Правительства по развитию и поддержанию макроэкономической конкурентоспособности привлечёт гораздо больше инвестиций, чем любые места в рейтингах или государственное стимулирование.
В средне- и долгосрочном периоде основным фокусом государственного финансирования должно стать повышение эффективности и развитие существующей неторгуемой инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства, мелиорации с целью повышения потенциала сельскохозяйственных угодий, образования и здравоохранения.
Все это невозможно осуществить, скоординировать усилия, вовлечь в развитие частный сектор, если не создать новый формат взаимоотношений власти, бизнеса и общества, не изменить текущие ценности и приоритеты в общественном сознании - важно решительно пересмотреть информационную политику. Положительной новостью является то, что само общество уже созрело для такого изменения и ожидает его, а активность Правительства в этом направлении даже отстаёт от требований времени.
Новая политика требует и даёт возможность конструктивному изменению формата общественного договора и формированию новой Национальной Идеи.
Указанные предложения не могут быть реализованы немедленно, это план на несколько лет, но начинать реализовывать его необходимо уже сейчас. В разных сегментах и направлениях плана процессы будут протекать с разной скоростью, где-то быстрее, например, в монетарной политике, где-то медленнее – в информационной и экспортной политике. Тем не менее, при гармоничном и сбалансированном подходе фундамент сформируется уже через полтора-два года, а через три года можно будет увидеть первые результаты качественно новой экономики.
Понимая, что в формате еженедельных колонок трудно раскрыть суть предлагаемых изменений, я решил написать на эту тему книгу. И публикуемый сегодня текст является, по сути, частью этой книги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2889
-
10
-
174
-
-
2⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2942
-
27
-
109
-
-
3❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2837
-
0
-
5
-
-
4🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2898
-
1
-
7
-
-
5По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2815
-
1
-
170
-
-
6❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2935
-
3
-
28
-
-
7🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2407
-
9
-
18
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2507
-
1
-
5
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2479
-
5
-
149
-
-
10❗️ВАП отказалась раскрывать детали нарушений в «Самрук-Казыне», ссылаясь на секретность
-
2086
-
5
-
35
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63