За большой истерикой по поводу латиницы из поля зрения выпало гораздо более значимое событие. Пожалуй, впервые в стране официально признана крайне важная взаимосвязь между общественным сознанием, культурой, ценностями и экономической политикой. Прошу прощения за длинную цитату, но, по моему мнению, она крайне важна и во многом знакова.

"Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.

Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.

Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального "Я" при изменении некоторых его черт.

В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некоей единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели" (из статьи Нурсултана Назарбаева "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру").

Она знакова и важна не только для Казахстана – эта идея является новой и переворачивающей и в мировом понимании. По сути, Трамп и Брексит являются её проявлением. И избрание Трампа, и решение о выходе Великобритании из ЕС являются возвращением к национальным моделям развития, отказу от глобализации и универсализации в том виде, в котором эти идей развивались последние практически полвека.

В статье предложены некоторые практически шаги в этом направлении, в том числе и переход на латиницу. Понятно, что каждый отдельный шаг и формулировка может вызвать и вызывает споры и дискуссии, вместе с тем важно оценивать уровень этих дискуссий.

Провозглашённый новый подход к модернизации и развитию страны опирается на национальное самосознание, а значит, требуется понять это самосознание или национальную идею, а также понять, в каком направлении возможно её эволюционно развивать, чтобы достичь видимых экономических и политических результатов.

Новый подход формирует принципиально новое пространство смыслов и экспертизы, которое объединяет интеллектуальное полотно страны в общее целое, формирует новый фундамент диалога власти и общества и общественного полилога.

До недавнего времени фактически общественное сознание, информационное пространство было разорвано: одни группы специалистов увлечённо дебатировали о самосознании, истории и ценностях, считая, что экономические и политические программы и действия являются само собой разумеющимся действиями власти и критикуя их. При этом экономические и политические программы основывались на неких абстрактных моделях "рационального, западного человека", описанных в учебниках или применяемых в странах с совершенно иными традициями и культурой. В итоге происходил постоянный разрыв в действиях и политических процессах, с одной стороны, и мировосприятии и стереотипах – с другой. Самый очевидный разрыв – долларизация сознания, менее очевидным разрывом, например, является то, что яростные "националисты и патриоты" зачастую являются наиболее активными сторонниками глобализации и универсальных ценностей, и наоборот, сторонники собственного пути и здорового изоляционизма становились предателями родины.

Считаю, поднятую тему и изменение подхода исключительно важными и надеюсь, что возможности, которые открываются в этом контексте, не будут выплеснуты в локальных дебатах по деталям предложенных мероприятий. Понятно и очевидно, что сами мероприятия никогда не будут однозначно восприняты в обществе – это следствие и результат многих лет предыдущей идеологической и информационной политики, вернее её отсутствия. В связи с этим важно избегать категоричности формулировок, жёстких сроков и формализации мероприятий типа "перейти на латинскую графику за три года".

В этой связи мне кажется важным формирование повестки не вокруг собственно мероприятий, а вокруг смыслов, ценностей и стереотипов казахстанского общества. Грубо говоря, не в формате "отношение к языку" и "отношение к той или иной религии", но в формате "отношение к религии вообще", "любовь к родине", "семейные ценности – какие они". Конкретные мероприятия и события являются следствием ценностей и стереотипов, собственным выбором человека – дискутировать в этом формате означает обсуждать выбор, то есть обсуждать и заостряться на различиях. Более общий формат дискуссии позволяет выявить объединяющие начала, это фокус на объединении, выявлении общих позиций общественного сознания. Формирование подобной повестки позволит найти то самое "казахстанское коллективное бессознательное", которое является общим и на которое можно опереться для дальнейшего развития.

Хочу подчеркнуть, что на первом этапе не важна дискуссия и столкновение мировоззрений, борьба знаний исторических фактов и убеждений, анализ того, почему сформированы те или иные стереотипы – на первом этапе важно выявление и констатация общих ценностей и убеждений. Например, можно бесконечно ломать копья на тему религии, но на первом этапе важно признать факт того, что, если вопрос очень острый, значит, общество достаточно религиозно в том смысле, что вера является существенным элементом сознания. Какая она и почему так сложилось, является частностями, которые не принципиальны для целей государственного развития.

Для выявления и констатации стереотипов дискуссия должна строиться в формате отношение "к некоему третьему": сбережениям, семье, культуре, религии, преступности и тогда, с одной стороны, будет обрисовываться "портрет казахстанца", а с другой стороны, по мере появления контуров, уже сам портрет будет формировать, "втягивать в себя" и реальных казахстанцев, потому что он сам по себе станет фокальной точкой.

Очень рад, что вопросы формирования и управление общественным сознанием наконец получили заслуженное внимание, и надеюсь, что практическая работа в этом направлении будет эффективной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter