Сегодня у нас в Казахстане есть три суперминистерства: Министерство по инвестициям и развитию, Министерство национальной экономики, Министерство финансов. Такая структура отражает систему государственного капитализма, которая стала единственно возможной по мере развития идей импортозамещения, удержания стабильного курса тенге и с учётом информационного фона страны. Однако именно эти идеи и такая политика привели к кризису. Новая экономическая политика требует новых подходов.
Министерство по инвестициям и развитию, по сути, стало инвестиционным менеджером государства и утрачивает свой смысл в новой экономической политике, то есть подлежит ликвидации. Министерство национальной экономики должно вернуться в режим планирования экономики и трёхлетнего бюджетирования, сфокусироваться на макроэкономических и стратегических долгосрочных вопросах вместо ситуативного корректирования планов и прогнозов.
Для успешной реализации новой политики необходимо переформатирование структуры Правительства с созданием следующих министерств:
Министерство инфраструктуры, в котором будут сосредоточены вопросы энергетики, транспорта, коммуникаций (связи), жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
Министерство торговли, которое будет отвечать за взаимодействие в рамках различных союзов, продвижение казахстанских товаров, межправительственные торговые переговоры. Это и взаимодействие в рамках ВТО, ЕАЭС, приграничное сотрудничество, двусторонние переговоры, взаимодействие с МИД РК, координация работы торговых представительств и миссий, наличие представителей в составе посольств.
Министерство индустрии, объединяющее вопросы развития несырьевой промышленности. Возможно объединение с Министерством торговли.
Министерство регионального развития. С 2016 года начался процесс передачи полномочий в регионы, децентрализации власти – процесс, который был запущен в 2014 году. Этот процесс сопровождался упразднением созданного в 2013 году Министерства регионального развития. Упразднение было связано с "микроэкономическим подходом", распространившимся в системе государственного управления. В соответствии с этим подходом государственные органы являются менеджерами проектов, и естественно, что с передачей полномочий на места появлялось дублирование функций.
При возврате на макроэкономический уровень, на уровень политики и процедур, Министерство регионального развития становится ключевым.
Местные органы власти выполняют более менеджерские функции, с точки зрения приближённости к проблемам области и города, разрабатывают и реализуют местные региональные экономические планы. Эти планы должны гармонизироваться в центральном аппарате, сохраняя целостность экономического поля страны. Создаваемое Министерство регионального развития должно иметь полномочия влиять и определять центральную бюджетную и экономическую политику, с тем чтобы оптимально координировать региональные планы.
Министерство природных ресурсов, отвечающее за вопросы недропользования и геологоразведки.
Министерство информации и культуры. Одно из ключевых на период 2016-2020 годы. Разрабатывает и реализует государственную информационную политику, формирует информационное пространство страны, модерирует и кристаллизует национальную идею общества. Сильно связано с Администрацией Президента РК. Отмечу, что работа с информационным пространством просто выпала из курируемых Правительством направлений деятельности.
Министерство здравоохранения и социальной защиты. Функции остаются теми же.
Министерство образования, науки и спорта. Неожиданное, на первый взгляд, добавление спорта в образование, однако, оправданно, с моей точки зрения, тем, что необходимо основывать спортивные достижения на развитии массового детского спорта, а также тем, что система образования, особенно школьная и дошкольная, не должна ограничиваться только школой. Сегодня расширенный подход к образованию заключается в попытках наращивать объём обязательной школьной программы различными дополнительными предметами, типа самопознания, хореографии, шахмат. Считаю важным изменить подход: пересмотреть в сторону оптимизации обязательную школьную нагрузку и создавать альтернативные центры развития – дворцы школьников, кружки, спортивные секции.
Туризм же является просто одной из несырьевых отраслей промышленности, соответственно, должен регулироваться Министерством индустрии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1✈️ Токаев поручил увеличить производство авиатоплива в Казахстане
-
3046
-
0
-
125
-
-
2🔖 Токаев поручил пересмотреть тарифную политику аэропортовых услуг
-
2983
-
0
-
107
-
-
3По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2611
-
1
-
170
-
-
4❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2767
-
10
-
174
-
-
5⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2797
-
27
-
107
-
-
6❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2791
-
3
-
28
-
-
7🚫 Roblox заблокировали в России: регулятор заявил об угрозах для детей
-
2696
-
9
-
66
-
-
8🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2616
-
1
-
7
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2380
-
5
-
148
-
-
10🥩 В Астане 6–7 декабря проведут мясную ярмарку «Соғым-FEST»
-
2386
-
1
-
20
-
USD:
506.1 / 508.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63