Сегодня у нас в Казахстане есть три суперминистерства: Министерство по инвестициям и развитию, Министерство национальной экономики, Министерство финансов. Такая структура отражает систему государственного капитализма, которая стала единственно возможной по мере развития идей импортозамещения, удержания стабильного курса тенге и с учётом информационного фона страны. Однако именно эти идеи и такая политика привели к кризису. Новая экономическая политика требует новых подходов.

Министерство по инвестициям и развитию, по сути, стало инвестиционным менеджером государства и утрачивает свой смысл в новой экономической политике, то есть подлежит ликвидации. Министерство национальной экономики должно вернуться в режим планирования экономики и трёхлетнего бюджетирования, сфокусироваться на макроэкономических и стратегических долгосрочных вопросах вместо ситуативного корректирования планов и прогнозов.

Для успешной реализации новой политики необходимо переформатирование структуры Правительства с созданием следующих министерств:

Министерство инфраструктуры, в котором будут сосредоточены вопросы энергетики, транспорта, коммуникаций (связи), жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

Министерство торговли, которое будет отвечать за взаимодействие в рамках различных союзов, продвижение казахстанских товаров, межправительственные торговые переговоры. Это и взаимодействие в рамках ВТО, ЕАЭС, приграничное сотрудничество, двусторонние переговоры, взаимодействие с МИД РК, координация работы торговых представительств и миссий, наличие представителей в составе посольств.

Министерство индустрии, объединяющее вопросы развития несырьевой промышленности. Возможно объединение с Министерством торговли.

Министерство регионального развития. С 2016 года начался процесс передачи полномочий в регионы, децентрализации власти – процесс, который был запущен в 2014 году. Этот процесс сопровождался упразднением созданного в 2013 году Министерства регионального развития. Упразднение было связано с "микроэкономическим подходом", распространившимся в системе государственного управления. В соответствии с этим подходом государственные органы являются менеджерами проектов, и естественно, что с передачей полномочий на места появлялось дублирование функций.

При возврате на макроэкономический уровень, на уровень политики и процедур, Министерство регионального развития становится ключевым.

Местные органы власти выполняют более менеджерские функции, с точки зрения приближённости к проблемам области и города, разрабатывают и реализуют местные региональные экономические планы. Эти планы должны гармонизироваться в центральном аппарате, сохраняя целостность экономического поля страны. Создаваемое Министерство регионального развития должно иметь полномочия влиять и определять центральную бюджетную и экономическую политику, с тем чтобы оптимально координировать региональные планы.

Министерство природных ресурсов, отвечающее за вопросы недропользования и геологоразведки.

Министерство информации и культуры. Одно из ключевых на период 2016-2020 годы. Разрабатывает и реализует государственную информационную политику, формирует информационное пространство страны, модерирует и кристаллизует национальную идею общества. Сильно связано с Администрацией Президента РК. Отмечу, что работа с информационным пространством просто выпала из курируемых Правительством направлений деятельности.

Министерство здравоохранения и социальной защиты. Функции остаются теми же.

Министерство образования, науки и спорта. Неожиданное, на первый взгляд, добавление спорта в образование, однако, оправданно, с моей точки зрения, тем, что необходимо основывать спортивные достижения на развитии массового детского спорта, а также тем, что система образования, особенно школьная и дошкольная, не должна ограничиваться только школой. Сегодня расширенный подход к образованию заключается в попытках наращивать объём обязательной школьной программы различными дополнительными предметами, типа самопознания, хореографии, шахмат. Считаю важным изменить подход: пересмотреть в сторону оптимизации обязательную школьную нагрузку и создавать альтернативные центры развития – дворцы школьников, кружки, спортивные секции.

Туризм же является просто одной из несырьевых отраслей промышленности, соответственно, должен регулироваться Министерством индустрии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter