Сегодня у нас в Казахстане есть три суперминистерства: Министерство по инвестициям и развитию, Министерство национальной экономики, Министерство финансов. Такая структура отражает систему государственного капитализма, которая стала единственно возможной по мере развития идей импортозамещения, удержания стабильного курса тенге и с учётом информационного фона страны. Однако именно эти идеи и такая политика привели к кризису. Новая экономическая политика требует новых подходов.
Министерство по инвестициям и развитию, по сути, стало инвестиционным менеджером государства и утрачивает свой смысл в новой экономической политике, то есть подлежит ликвидации. Министерство национальной экономики должно вернуться в режим планирования экономики и трёхлетнего бюджетирования, сфокусироваться на макроэкономических и стратегических долгосрочных вопросах вместо ситуативного корректирования планов и прогнозов.
Для успешной реализации новой политики необходимо переформатирование структуры Правительства с созданием следующих министерств:
Министерство инфраструктуры, в котором будут сосредоточены вопросы энергетики, транспорта, коммуникаций (связи), жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
Министерство торговли, которое будет отвечать за взаимодействие в рамках различных союзов, продвижение казахстанских товаров, межправительственные торговые переговоры. Это и взаимодействие в рамках ВТО, ЕАЭС, приграничное сотрудничество, двусторонние переговоры, взаимодействие с МИД РК, координация работы торговых представительств и миссий, наличие представителей в составе посольств.
Министерство индустрии, объединяющее вопросы развития несырьевой промышленности. Возможно объединение с Министерством торговли.
Министерство регионального развития. С 2016 года начался процесс передачи полномочий в регионы, децентрализации власти – процесс, который был запущен в 2014 году. Этот процесс сопровождался упразднением созданного в 2013 году Министерства регионального развития. Упразднение было связано с "микроэкономическим подходом", распространившимся в системе государственного управления. В соответствии с этим подходом государственные органы являются менеджерами проектов, и естественно, что с передачей полномочий на места появлялось дублирование функций.
При возврате на макроэкономический уровень, на уровень политики и процедур, Министерство регионального развития становится ключевым.
Местные органы власти выполняют более менеджерские функции, с точки зрения приближённости к проблемам области и города, разрабатывают и реализуют местные региональные экономические планы. Эти планы должны гармонизироваться в центральном аппарате, сохраняя целостность экономического поля страны. Создаваемое Министерство регионального развития должно иметь полномочия влиять и определять центральную бюджетную и экономическую политику, с тем чтобы оптимально координировать региональные планы.
Министерство природных ресурсов, отвечающее за вопросы недропользования и геологоразведки.
Министерство информации и культуры. Одно из ключевых на период 2016-2020 годы. Разрабатывает и реализует государственную информационную политику, формирует информационное пространство страны, модерирует и кристаллизует национальную идею общества. Сильно связано с Администрацией Президента РК. Отмечу, что работа с информационным пространством просто выпала из курируемых Правительством направлений деятельности.
Министерство здравоохранения и социальной защиты. Функции остаются теми же.
Министерство образования, науки и спорта. Неожиданное, на первый взгляд, добавление спорта в образование, однако, оправданно, с моей точки зрения, тем, что необходимо основывать спортивные достижения на развитии массового детского спорта, а также тем, что система образования, особенно школьная и дошкольная, не должна ограничиваться только школой. Сегодня расширенный подход к образованию заключается в попытках наращивать объём обязательной школьной программы различными дополнительными предметами, типа самопознания, хореографии, шахмат. Считаю важным изменить подход: пересмотреть в сторону оптимизации обязательную школьную нагрузку и создавать альтернативные центры развития – дворцы школьников, кружки, спортивные секции.
Туризм же является просто одной из несырьевых отраслей промышленности, соответственно, должен регулироваться Министерством индустрии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2465
-
0
-
8
-
-
2💣В Астане взорвался газовый баллон в тандырной: пострадали 4 человека
-
2496
-
3
-
26
-
-
3🤔 Не успели морозы вступить в силу, как тут же сдали позиции.
-
2404
-
1
-
6
-
-
4🎵 Щелкунчик, квартирники и AZAGHAL. Что можно посмотреть в Алматы и Астане с 11 по 31 декабря
-
2527
-
0
-
8
-
-
5🚕 Учишь казахский - ездишь бесплатно: в Темиртау появилось необычное такси
-
2584
-
0
-
47
-
-
6✈️ В аэропорту Алматы начали реконструкцию главного входа
-
2334
-
1
-
10
-
-
7🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2279
-
5
-
20
-
-
8❤️ Прогноз погоды на 13 декабря: снег, метель и гололёд ожидаются на большей части страны
-
2129
-
2
-
5
-
-
9🚓 В Алматы задержали восьмиклассника за угрозы школам в соцсетях
-
2227
-
2
-
26
-
-
10🫥В СКО учитель получила ожоги на уроке химии — дети не пострадали
-
2068
-
0
-
15
-
USD:
521.5 / 524.1
EUR:
611.5 / 616.5
RUB:
6.45 / 6.57