Недавно участвовал в обсуждении проблем и перспектив приграничной торговли РК, в связи с чем суммировал происходящие изменения в экономической политике страны последних двух лет и дальнейших необходимых шагах. Думаю, что будет полезно ретроспективно оценить эти меры.
Во-первых, существенно изменились приоритеты экономической политики: они развернулись в сторону доходов населения. Сравните приоритеты января и октября 2018 года.
Январь (Послание президента РК 10 января 2018 года):
- Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий.
- Дальнейшее развитие ресурсного потенциала. 3) "Умные технологии" – шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса.
- Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры.
- Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе.
- Перезагрузка финансового сектора.
- Человеческий капитал – основа модернизации.
Октябрь (Послание президента РК 5 октября 2018 года):
- Рост доходов населения.
- Повышение качества жизни.
- Создание комфортной среды проживания.
- Госаппарат, ориентированный на потребности граждан.
- Эффективная внешняя политика.
- Сопричастность каждого казахстанца процессам преобразований в стране.
Сейчас в выступлениях официальных лиц мы практически не слышим риторики о том, как государство заботится о бизнесе и поддерживает его. Ключевые сообщения строятся на утверждении: мы проводим политику в интересах граждан Казахстана и заботимся о благосостоянии и качестве жизни народа страны.
Из лексикона и дискурса практически исчезли "прорывные проекты", вместо них появилась "экономика простых вещей", то есть развитие производств повседневных понятных товаров и услуг, которыми пользуются обычные граждане и которые могут создать они же.
В стране введено прогрессивное налогообложение, когда люди с низкими доходами платят подоходный налог по меньшей ставке, понижены и заморожены тарифы на ЖКХ, существенно повышены доходы низкооплачиваемой части населения страны, что привело к росту медианных доходов. Кроме того, мы перешли к системно слабому тенге. По моему мнению, это случайный ситуативный результат проводимой денежно-кредитной политики, с принципами которой я не согласен и критикую, но результат – он и есть результат. Микро- и малый бизнес освобождены от части налогов.
Эта система привела к тому, что, с одной стороны, микро- и малый бизнес, которые как раз и работают в самой трудоёмкой экономике простых вещей, получили существенную поддержку:
- снизились затраты на электроэнергию;
- при том же фонде заработной платы низкооплачиваемые рабочие получили её рост, потому что налоги снижены;
- будут снижены налоги на бизнес;
- повысился платёжеспособный спрос, который в этом сегменте формируется населением с доходами из нижней части распределения;
- улучшилась конкурентная позиция из-за удорожания импорта.
В стране наконец создано Министерство торговли и интеграции, то есть влиятельный государственный орган, единственной целью которого является улучшение торговой позиции Казахстана в экспортно-импортных операциях, а проще говоря, продвижение казахстанской продукции на новые рынки.
Корпоративный подоходный налог передан в областные акиматы, внедряется система налогового кредита. Это даёт акиматам фискальные инструменты и возможность проводить экономическую политику, адаптированную к реалиям и специфике каждого региона. Экономика простых вещей предполагает реалистичный подход и производство товаров, конкурентоспособных на локальных рынках. Это для hightech-компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, расстояния и локальные вкусовые предпочтения нипочём, а в простых вещах (пищевые продукты, производство потребительских товаров) значительную роль играют как раз локальные вкусы, предпочтения и расстояния.
Итак, за последние два года происходит стремительное системное преобразование экономической политики в принципиально новые контуры. Этот процесс, с одной стороны, незаметен, потому что здесь невозможно вывесить громкое заявление: "Раздадим бизнесу сто тысяч миллионов тенге – вот как мы заботимся о бизнесе". С другой стороны, это глубочайшие изменения, которые имеют гораздо более значимый эффект в поддержке бизнеса. Они гораздо эффективнее, правильнее и здоровее с точки зрения социально-экономических результатов, принципов государственной политики и снижения коррупциогенности экономики.
Процесс преобразования идёт непросто и небыстро в силу искажённого общественного сознания и, конечно, сопротивления выгодополучателей старой системы. Идея не давать деньги бизнесу, а давать ему возможность зарабатывать – трудная для понимания, поскольку десятилетия общество и бизнес приучали к дешёвым деньгам и заботе.
Сравню эту ситуацию с воспитанием детей.
Есть один подход. Ребёнку с детства родители говорят: вот тебе лучшая одежда, лучшая еда, лучшая школа, лучшие преподаватели, десять миллионов на собственный бизнес и каждый год по 3 миллиона, потому что "бизнес не идёт, но мы в тебя верим, ты же национальный чемпион и завтра будешь нас обеспечивать". Когда вдруг родители заявляют, что всё, денег нет, ребёнок, естественно, говорит: "Как же я без стартового капитала (дешёвых денег), супертренингов смогу делать бизнес? Это невозможно, дайте ещё хоть чуть-чуть и ещё несколько лет".
Он просто не представляет, что можно жить и зарабатывать без родителей – они ему должны по жизни. И он не замечает, что инфраструктуру ему создали – образование, связи, возможности.
В другом подходе очень богатые родители ребёнку говорят: зарабатывай, мой полы в свободное время, подрабатывай официантом, репетитором, трудись, живи в реальном мире. Хочешь делать бизнес – найди стартовый капитал, венчурных инвесторов, и да, деньги вполне могут оказаться дорогими, но если ты хочешь и можешь делать бизнес, то найдёшь. Такой ребёнок не ноет, а зарабатывает как может, благодаря родителей за инфраструктуру – образование, связи и возможности.
Он не представляет, почему ему, здоровому и умному, родители ещё и деньги должны давать.
Тем не менее изменившаяся политика, риторика и дискурс постепенно и неизбежно модернизируют общественное сознание. Кстати, "Рухани жангыру" – как раз именно об этом процессе. Это не просто разные социальные проекты, объединённые логотипом.