Прямой эфир Новости спорта

До чего додумался президент и не додумалось правительство

Иллюстрация Informburo.kz
Иллюстрация Informburo.kz
В президентском пакете антикризисных мер главным стало введение ответственной логики во взаимоотношения власти и граждан.

Президент озвучил, наконец, очередной и, как мне кажется, главный пакет антикризисных мер. Кроме этого, Правительство озвучило определённые послабления для работы ТРЦ и базаров для пунктов, не затронутых карантином.

На первый взгляд есть некоторое противоречие, однако это только на первый взгляд. Рассмотрю вопрос подробнее. Не буду останавливаться на самих мерах, о них подробно рассказано здесь (https://informburo.kz/novosti/tokaev-poruchil-uzhestochit-izolyacionnye-mery-polnyy-tekst-vystupleniya-prezidenta.html).

Для понимания картины принципиально важно различать два вида кризиса, который сегодня есть в Казахстане.

Первый кризис является глобальным и долгосрочным, он связан с глобальным падением спроса на всё, накопившимися диспропорциями экономик, что проявилось и в падении цен на нефть и замедлении мировой экономики. В этом кризисе коронавирус является лишь поводом, спусковым крючком, который подтолкнул кризисные процессы, копившиеся всё последнее десятилетие.

Этот кризис и его последствия – долгие и многоплановые, и по сути, антикризисные меры, принимаемые и обсуждаемые во многих странах направлены на противостояние именно этому долгосрочному кризису. К таким мерам относятся понижения базовой ставки, расширение государственных закупок, все вопросы, связанные с кредитованием бизнеса и населения, отсрочки по налоговым платежам и т.д. Действие этих механизмов длительное, эффекты растянуты на месяцы и годы.

Второй кризис – это кризис от введения режима чрезвычайной ситуации и карантинов. В отличие от глобальности и внешности первого кризиса, процесс этого кризиса полностью контролируется властью страны.

Именно власть страны решает с какого числа и как надолго вводить режим чрезвычайной ситуации или карантин. Именно власть решает какие ограничения вводить – полностью всех по домам с тотальным закрытием всего или ограничиться более простыми мерами.

Этот второй кризис чётко ограничен по времени и по влиянию на население. Население, чьи доходы связаны с ежедневным предоставлением услуг и непосредственным нахождением на рабочем месте – а это продавцы на базарах и ТРЦ, официанты, уборщики, охранники, помощники по дому и т.д. лишаются работы и возможности работать и зарабатывать не потому что не могут или не хотят, не из-за глобальных рынков или общей экономической ситуации, а по решению Правительства.

В этой связи прямые выплаты Правительства людям, потерявшим работу именно в результате такого решения, никак не являются популизмом, пропагандой социального иждивенчества или другими традиционно ассоциирующимися с этим вопросом негативами. Это совершенно чёткая ответственность Правительства за собственное решение перед теми гражданами, кто прямо теряет свои доходы от такого решения.

Власть, вводя ЧС или карантин, делает так исходя из интересов общества. В простом изложении – потери общества от карантинов и ЧС будут ниже, чем его же потери от расходов на лечение больных людей и прочих сопутствующих издержек, связанных с распространением болезни. Это решение всегда должно быть выбором между стоимостью введения ограничений и выгодами, которые получит общество. В связи с этим принципиально важным является наглядное понимание затрат от ограничений.

Логика проста – «Правительство вводит ограничения, в результате которых люди теряют работу и доходы. Правительство должно компенсировать потери, скажем по 1,5 тысячи тенге в день каждому (это из расчёта 1 минимальной заработной платы в день). Если ограничения затронут 1 млн. человек, то мы должны выплачивать людям наличными 1,5 млрд. тенге каждый день действия ограничений». Когда такой ответственный подход ложится в основу принятия решений, то и решения становятся взвешенными. Легко быть хорошим и заботливым за чужой счёт, легко заботиться о населении за счёт самого населения.

К сожалению, за прошедшую неделю Правительство и местные исполнительные органы до такого не додумались. Только акимат Алматы успел «разделить» трудности между населением и коммунальщиками, загрузив последних убытками от своих решений.

В озвученном Президентом пакете антикризисных мер главным стало введение именно такой, ответственной логики во взаимоотношения власти и граждан. Правительство теперь будет компенсировать выпадение доходов населения, произошедшее в результате его решений – пострадавшие получат по 1 МЗП и таких получателей предполагается до 1,5 млн. человек.

И тут же произошло чудо. Минторг и Минздрав, то есть Правительство разрешили работу базаров и ТРЦ в городах, не затронутых карантином. Возможно, это просто совпадение, но это очень логичное совпадение. Решения, принимаемые в формате «мы заботимся, а последствия вы разгребаете асаром» всегда значительно отличаются от решений в формате «мы заботимся и мы принимаем ответственность за последствия».

Здесь хочу отметить, что призывы Президента ужесточить противоэпидемиологические меры никак не противоречат ослаблениям ограничений со стороны Правительства. Ужесточение мер не означает усиливать ограничения, но всего лишь ужесточить их соблюдение. Это призывы к росту исполнительской дисциплины по уже принятым и действующим мерам, что очень важно в условиях ЧС и привыканию к таким условиям.

Итак наконец, по-видимому, мы наблюдаем значительный рост ответственности государства и это главный позитивный месседж и немедленные последствия для граждан страны. Также хочу отметить, что страшное слово Штаб заменено на госкомиссию, что символизирует прохождение первого резкого удара и переход к планомерной размеренной работе.

Повторю, что остальные антикризисные меры относятся к долгосрочным мерам и в незначительной степени влияют на текущие трудности, связанные с ЧС. Анализ их будет проведён позднее.

Поделиться:

Новости партнеров