Мнение автора является частным и не отражает мнения или позиции Национального банка РК


Я был очень вдохновлён созданием Министерства информации и программной статьёй Президента, в которо, подчеркну главный, на мой взгляд, тезис: "Опережающая модернизация сознания... не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию – она выступит её сердцевиной". Я много говорил и говорю о том, что сегодня общественное сознание искажено, оно является кривым зеркалом реальности – в этом ключевая проблема. В моей книге по новой экономической политике четверть посвящена искажениям в понимании реальности и половина – информационному пространству и механизмам восстановления нормальности – модернизации сознания, если хотите.

Однако, глядя на то, как развивается, используется идея модернизации сознания, как она воспринимается экспертами, государственными органами и экспертами, я прихожу к выводу, что ключевая идея, которая должна стать сердцевиной экономической и политической модернизации, совершенно не понята. И хотел бы ещё раз вернуться к этой теме.

Чтобы сделать понятнее, зачем нужна модернизация сознания, приведу примеры, где искажения мешают нам развиваться.

Долларизация сознания. Эта проблема намного глубже, чем цены в тенге на ценниках. Цель "Национальной экспортной стратегии" – рост несырьевого экспорта до 31,8 млрд долларов США к 2022. Она принята всеми и не вызвала дискуссий. Посмотрим на целевые рынки: Россия, Китай, Украина, Индия, Узбекистан, Кыргызстан, Иран, Беларусь, Турция. Соединённых Штатов Америки даже в долгосрочной перспективе нет. У нас политика плавающего курса, на целевых рынках политика плавающего курса, в пятилетнем промежутке колебания основных мировых валют: фунт стерлингов, китайский юань, евро, японская иена к доллару США составляют коридор плюс-минус 30-40%, у основных торговых партнёров ещё больше. Мировая финансовая архитектура в процессе быстрых изменений. Так почему же целью стал объём экспорта в номинальных долларах?

Это проявление искажённого восприятия. Оно влечёт за собой и действия: раз государственная цель – нарастить продажи за границу до 32 млрд долларов, то логичным является создание государственной компании, которая будет продавать. Раз компания – то штат, филиалы в регионах, представительства за границей, ассортимент товаров ("приоритетная экспортная корзина"). Это, по сути, Продкорпорация, только для всего несырьевого сектора. Текущие убеждения определяют цель, они же определяют механизм реализации.

Уверен, что если целью экономической программы будет рост ВВП до 100 трлн тенге, то это не вызовет вопросов. Нормальное планирование осуществляется в национальной валюте: цены, инфляция, доходы населения, реальный рост экономики и различных её составляющих. Экспорт – это часть экономики, это те же продажи отечественных предприятий, только иностранным потребителям. В таком случае нормальной целью был бы рост экспорта, опережающий рост ВВП, или рост экспорта на 7% в год в реальном выражении. Такая цель практически сразу выключает идею госкомпании, потому что нет планов по объёму продаж, исключаются приоритетные корзины и секторальный подход, Для такой цели начинается поиск механизмов стимулирования предприятий и компаний к экспорту, наращивания их конкурентоспособности, изменения макросреды и макроэкономической политики в рамках существующей системы управления.

Создание очередной госкомпании для конкурентной борьбы на внешних рынках – это "старое сознание", в формате "государство лучше сильнее и умнее, так что оно само пойдёт и потом всех научит".

Поддержка бизнеса стала само собой разумеющейся активностью в стране. Посмотрим на стратегические направления "Фонда РАЗВИТИЯ (выделено мной. – Авт.) предпринимательства Даму" на 2014-2023 годы. Пункт номер 1: "ПОДДЕРЖКА (выделено мной. – Авт.) и развитие начинающих и ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" (выделено мной. – Авт.).

Во всём мире поддержка бизнеса является исключением из правил, временной ситуативной мерой в период кризисов. Различные программы поддержки бизнеса, отраслевые субсидии и гранты являются предметом переговоров в ВТО и других международных организациях, к ним относятся с пониманием, но именно как к временным исключениям, отклонениям от нормальности. Да, есть программы поддержки развития бизнеса – для начинающих предпринимателей на стартовом этапе, но действующий бизнес является опорой государства – это он поддерживает государство своими налогами, социальной ответственностью, обеспечивает занятость, а не государство его.

В Казахстане не только никого не удивляет системная и постоянная господдержка бизнеса – Правительство с гордостью подчёркивает эту помощь. Это снова искажение: бизнес, по определению, должен искать и находить возможности, пробовать, рисковать – этим занимаются здоровые, активные, азартные и в какой-то степени авантюристические члены общества (предприниматели) в полном расцвете сил. Бизнес является источником доходов государства, которое предоставляет поддержку тем, кто не может активно действовать и реализовываться.

В нашем общественном сознании словосочетание "бюджетные расходы на поддержку бизнеса и предпринимателей" стало нормой – оно спокойно стоит в одном ряду с поддержкой детей-сирот, инвалидов, социально незащищённых слоёв населения.

Новость от 11 июня 2015 года: "С 1 сентября (2015 года. – Авт.) родители будут обязаны сами оплачивать обеды своих детей… эти деньги направят на питание сирот и детей из малоимущих семей".

Новость от 23 июня 2015 года (меньше двух недель от первой): "Общий объём финансирования на ПОДДЕРЖКУ субъектов предпринимательства в 2015-2017 гг. составит 255 млрд. тенге. Из них в 2015 году – 100 млрд. тенге".

Неудивительно, что значительная часть населения считает наш бизнес и бизнесменов чем или кем угодно, но не столпами экономики и общества, что население не очень доверяет казахстанскому качеству (если бизнес без господдержки недееспособен – с чего вдруг доверять?), что патриотический призыв "Покупай казахстанское" вызвал неоднозначную реакцию, да и вообще патриотические призывы слабо работают.

Далее просто перечислю иные некоторые искажения.

Увлечение рейтингами. Рейтинг – это отражение качества жизни, образования, уровня доходов, ведения бизнеса в сравнении с другими странами, поэтому они универсальны: множество факторов взвешиваются и комбинируются по методикам, одинаковым для всех стран. Но вполне вероятно и даже скорее всего, значение различных компонентов рейтинга, шкала ценностей у нас отличаются от других стран.

Фокус политики должен быть на том, что важно для граждан Казахстана, а не на том, что считается важным разработчиками универсальной "общемировой" шкалы. Этот перенос фокуса политики тоже требует переосмысления и изменения сознания.

"У нас ничего не производят". На самом деле, у нас много чего производят, только под иностранными названиями, скрывая казахстанское происхождение – ведь можно повредить продажам.

"У нас плохое образование". На самом деле, оно позволяет поступать в иностранные вузы, а значит, оно конкурентно, и действительно крайне негативный фактор – отток молодёжи на учёбу за границу – тому свидетельство. Отток идёт от неверия в страну, от отсутствия патриотизма. Но ему и неоткуда взяться, пока мы смотрим в кривые зеркала. Я не утверждаю, что всё в стране замечательно и трудности лишь плод воображения – я настаиваю на том, что для успеха важна объективная и адекватная оценка происходящего, которую нам ещё предстоит сформировать в общественном сознании.

Экономическая политика, модель экономики вторична – их много в мировом опыте. Первично осознание объективной реальности, ценностной шкалы, приоритетов, для чего требуется серьёзное переосмысление общественного сознания, то есть "совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него" на предмет её соответствия реальности. В этом смысл и "сердцевинность" модернизации сознания. И начаться этот процесс должен с госорганов, которые и формируют информационную повестку дня, дискурс обсуждения, соответственно, влияя и на формирование ценностей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter