Казахстанский телеканал Atameken Business Channel выходит на российский спутник Ямал-401. Это значит, что теперь не только казахстанцы могут смотреть российские каналы, но и россияне в режиме нон-стоп узнавать казахстанские новости. Только вот будет ли это интересно нашим соседям? О том, чем будут удивлять и завлекать, мы поговорили с директором ABC-TV Юлией Валиахметовой.

- Юлия, скажите, ABC-TV – это что? Телеканал, интернет-телевидение или информационный интернет-видеопортал? Как вы себя позиционируете и какие цели ставите?

- Мы себя позиционируем как мультимедийный канал, канал связи с бизнесом. Мы не подразумеваем отдельно интернет-телевидение, просто телевидение или просто портал. Мы создали такую 3D-площадку. У нас уникальная для Казахстана редакция, потому что у нас работает и телевидение, и портал. Нигде такого нет. У нас отдельная редакция портала – это журналисты, которые больше 10 лет писали на экономические темы, на темы финансов и бизнеса. Они работают совместно с телевизионными журналистами. Сегодня тенденции таковы в мире, что информацию люди получают из разных источников и на разных платформах, разное идёт сегментирование, мы развиваем эти тенденции, и я думаю, что интернет-телевидение, портал – это ещё не всё. Есть ещё сегменты, которые мы будем развивать.

- Какие цели и задачи ставите перед собой?

- Популяризация бизнеса – эта же задача стоит и перед государством. Тенденция последних лет: молодые люди оканчивают вуз, идут работать юристами, бухгалтерами, очень популярна государственная служба. Бизнес – это другое, это свобода, это независимость, это деньги, которые можно зарабатывать, поэтому мы рассказываем об успешных примерах бизнеса, стараемся рассказать, по возможности, обучить. И, как вы знаете, сейчас приоритет у государства – развитие предпринимательства в сёлах. Очень надеемся, что будем полезны.

- Вашему каналу скоро исполнится год. Уже можете подвести некий итог? Что из задуманного удалось воплотить в жизнь, а что оказалось пока неосуществимым? Как сработалась команда, были ли случайные люди, с которыми не смогли сработаться?

- Очень сложно сказать, что не получилось. Когда мы запускались,мы даже не планировали, что это будет телевидение традиционное, которое есть сейчас. В концепции изначально было, что это будет серьёзный портал с аналитикой, так как наша аудитория – это бизнес, мобильные люди, которые работают с мобильными телефонами, планшетами, интернетом, у которых нет времени, чтобы смотреть традиционно телевизор. Поэтому мы развивались и шли в том направлении. Но прошло буквально три-четыре месяца, как нам начали звонить из регионов. Сначала региональные телеканалы спрашивали: мы хотим показывать ваш контент. Потом начали звонить бизнесмены, говорить: мы знаем, что вы есть и хотим вас смотреть. И мы об этом задумались. В августе подали документы в Министерство информации и в сентябре, буквально, спустя месяц мы получили свидетельство о постановке на учёт отечественного телерадиоканала. Понятно, что нужно было подготовиться технически, и 1 декабря мы вышли в национальное вещание посредством казахстанского спутника KazSat в Otau TV. Сейчас мы вещаем во всех регионах, во всех крупных кабельных сетях, и к 23 мая мы постараемся охватить весь Казахстан вплоть до отдалённых районов и сёл.


К 23 мая ABC-TV увидят в самых отдалённых районах Казахстана

К 23 мая ABC-TV увидят в самых отдалённых районах Казахстана / Фото informburo.kz

- Сложно было устроить, скажем так, прорыв в казахстанском телевидении? Ведь до этого в нашей стране не было специализированного бизнес-канала. С какими трудностями столкнулись?

- Когда мы готовили концепцию, мы сразу понимали, что будем создавать бизнес-канал, потому что его не было. А бизнес-сообщество смотрит российский РБК, другие каналы, очень часто казахстанские СМИ сравнивают с российскими. Всегда задевало, почему мы смотрим РБК, почему не можем сделать своё? Можем! Более того, была такая потребность. Мы попытались занять ту нишу, которая была свободна. Это первое. Второе – информационную поддержку оказывала Национальная палата предпринимателей. Они очень много работают с бизнесом, но эта информация дальше них никуда не идёт. И порой бизнесмены не знают, что делает государство, какие законы принимаются, что их ждёт в ближайшее время, какие нововведения, налоги и так далее. Потому что в принципе форматы существующих телеканалов достаточно размыты, их нельзя назвать информационными, их нельзя назвать общественно-политическими, там всё – начиная новостями и заканчивая концертами. Поэтому мы чётко определили, что наша аудитория – это бизнес. Но я хочу сказать, что мы не работаем только для бизнеса, мы ставим задачу быть интересными даже подросткам 15-16 лет, социально активным гражданам.

- Большинство казахстанских журналистов – это, как правило, профессиональные дилетанты, не разбирающиеся конкретно ни в чём, но которые должны рассказывать зрителю обо всём. У нас почти нет журналистской специализации. Как решали кадровый вопрос? Не поэтому ли в качестве ведущих проектов и лиц канала приглашали известных персонажей отечественного бизнеса?

- Приглашали не поэтому, это тоже было заложено в концепции. Понятно, что об экономике и бизнесе и вообще финансовой сфере журналист-дилетант говорить не может. Мы ставили задачу, чтобы нас смотрели руководители крупных компаний, банков. И чтобы канал был интересен им, соответственно, в эфире должны быть профессионалы. Поэтому задолго до нашего старта, где-то за полгода мы отобрали людей, с которыми начали заниматься. Это профессионалы в разных отраслях экономики, с которыми мы месяц-два занимались, они учились вести себя перед камерами, как держаться, как говорить. Мы сразу решили, что авторские программы, отраслевые, экономические, будут вести только те люди, которые с этим на "ты". Кадровый вопрос был серьёзный. Когда всё это зарождалось, мы людей собирали со всех каналов, со всех аутсорсов. И мало кто хотел идти. Непонятное интернет-телевидение, которого никогда не было, непонятно – получится, не получится. Мол, лучше я предпочту сидеть в госСМИ – это стабильность, пусть запустятся сначала, я посмотрю, а потом, может быть, и пойду работать. Так со многими и получилось.

Когда мы запускались 23 мая, нас было чуть больше 30 человек, сейчас – более сотни. И плюс еще регионы. Кадровый вопрос был серьёзный, набирали всех подряд, кто к нам шёл. Потом в течение трёх-четырёх месяцев эти люди сами отсеялись: кто-то не потянул, потому что достаточно жёсткие условия и по написанию материалов, и по написанию аналитики. Я хочу сказать, что журналисты у нас работают только в информационной службе. Все авторские программы, всё, что касается обзоров финансовых рынков – мы работаем только с профессионалами. И это очень хорошо, потому что, когда в студию приходит профессионал, это разговор не профессионала и дилетанта, а профессионала с профессионалом. Такую задачу мы себе и ставили. Многие профессионалы сейчас к нам приходят сами, говорят: мы хотим вести у вас программу про недвижимость или про автомобили, и мы в принципе даём всем шанс.

- Как решаете проблему с экспертами и спикерами? Их не так много в Казахстане. Где находите? Откуда приглашаете?

- С экспертами на тему экономики большая проблема, особенно на государственном языке. Мы выращиваем своих, ребята их ищут, некоторые становятся постоянными экспертами. Нам очень хорошо помогает казахстанская фондовая биржа KASE, нам помогают брокерские компании. Мы запустили обзор от KASE на русском языке, сейчас они ищут среди своих сотрудников, кто владеет казахским языком. И с 1 мая уже запустим обзор фондовых рынков на казахском языке.

- Как вы считаете, почему канал такого узконаправленного формата может быть успешен?

- Я бы не сказала, что у нас аудитория узкая, по крайней мере мы не ставим себе такую задачу. Сейчас все зарубежные эксперты отмечают, что идёт фрагментация аудитории. Молодёжь смотрит своё, они сидят в каких-то определённых социальных сетях, не смотрят телевизор, кто-то слушает только музыку, кто-то смотрит только фильмы – сейчас идёт тенденция по интересам. Очень дорого стоит время, люди заняты. И поэтому сидеть весь день смотреть телевизор, сериалы, концерты – некогда. Идёт фрагментация, и будущее, я уверена, за такими нишевыми каналами. Мы будем двигаться в этом направлении. Но я хочу сказать, что мы не рассматриваем себя как формат делового канала – и всё. У нас есть "Рашев-шоу", у нас есть программа "Бизнес-лук", где мы одеваем женщин при помощи наших казахстанских дизайнеров. Мы ищем разные форматы, понимая, что бизнес – это широкое понятие. Есть и 20-летний бизнесмен, который только начинает своё дело, и состоявшийся бизнесмен, которому интересны не только котировки. И мы пытаемся предложить несколько форматов.


"Главные новости"

"Главные новости" / Фото informburo.kz

- Канал называют копией российского РБК, как вы считаете, так ли это?

- С РБК сравнивают, потому что это близко. И РБК очень много лет присутствовал в пакетах кабельных телеканалов в Казахстане. В принципе, создать что-то на телевидении новое – это как изобретать велосипед, достаточно сложно. Да, мы учимся. Мы смотрим не только РБК. Когда мы создавали проект, я изучала концепции разных телеканалов, в частности мы смотрели Bloomberg, мы смотрели CNBC, мы смотрели Fox-Business. И от каждого телеканала, от каждого ресурса мы пытаемся взять лучшее. Если есть какая-то частичка от РБК – хорошо, наша задача сделать свой канал для нашей аудитории. Наша аудитория не американская, не российская, она совсем другая. Кстати, если более 50 процентов зрителей традиционного телевидения – женщины, то аудитория Atameken Business Channel на 53 процента – это мужчины.

- Вы единственный канал, который не работает с аутсорсинговыми компаниями. Почему? Ведь это значительно бы облегчило работу.

- У нас есть своя дизайнерская служба, очень серьёзная программная служба. Мы смотрим многие телеканалы и понимаем, что у них нет определённого стиля, всё разрозненно. Когда мы разрабатывали канал, мы разработали бренд-бук, у нас всё в одном стиле, очень чётко соблюдаются требования, например, по шрифтам. При разработке какой-либо программы собирается творческий коллектив, для нас очень важно, чтобы программа не выбивалась и стиль тоже не выбивался. Ну, и в отличие от некоторых других средств массовой информации деньги нам на голову не валятся. Мы зарабатываем сами. А представляете, деньги, которые я зарабатываю сама, я буду отдавать на развитие аутсорсинговых компаний. Мы заработанные средства пускаем на развитие своего телеканала. Поэтому весь продукт, который мы производим, на 100 процентов наш, мы ничего не покупаем. Мы не показываем сериалы, концерты. Это достаточно сложно вещать 24/7, не забивая эфир всем подряд. Во всём мире канал покупает продукт, чтобы на нём заработать или поднять рейтинги. В Казахстане я не знаю ни одной программы, которую я бы купила, чтобы повысить рейтинг своего канала. Поэтому пока мы такие программы делаем сами.

- Вы выходите на спутниковое вещание, что это значит для вас?

- Мы сейчас вещаем на нашем казахстанском спутнике KazSat, зона распространения которого – Казахстан. А с сегодняшнего дня мы будем первым и пока единственным казахстанским телеканалом, который будет вещать на территорию России. Это очень серьёзно. Очень часто в профессиональном сообществе говорят: у нас присутствуют российские СМИ, а казахстанских там нет. Мы, хотим расширить свою аудиторию, мы отработали этот процесс и заходим на российский спутник Ямал-401. Это значит, что 30 млн домохозяйств Российской Федерации, ближнее зарубежье, Германия, Турция, вся Центральная Азия, Индия, часть Китая, вся Монголия и Япония смогут смотреть наш канал.


Охват аудитории abctv.kz

Охват аудитории abctv.kz / Фото abctv.kz

- Вы считаете, что будете интересны россиянам?

- Казахстан граничит с Российской Федерацией, и у нас протяжённая граница с Китаем. Там большая диаспора живёт. Во-вторых, этот спутник попадает и захватывает зоны приграничные: рядом с Челябинской областью, с Магнитогорском, Астраханью. И в принципе казахстанские проблемы будут интересны. И следующий наш шаг: мы будем освещать проблемы и бизнеса, и людей в приграничной зоне.

- Чем-то новым будете удивлять? Каких продуктов в ближайшее время ждать вашим зрителям?

- Мы обговаривали с Общественным телевидением России взаимообмен сюжетами, я думаю, будем в дальнейшем это делать. Что касается планов, до 23 мая у нас будет ещё один серьёзный шаг. Я пока не буду о нём говорить, я лишь только хочу сказать, что мы будем сейчас активно делать ставку на три направления: первое – это телевидение высокой чёткости HD, второе – технологии, третье – информация, правдивая и профессиональная. Хочу отметить, что мы единственный телеканал в Центральной Азии – прямой партнёр Bloomberg. У нас здесь стоит терминал, в онлайн-режиме мы получаем все котировки, все движения фондового рынка, валютного рынка, мы видим все торги на биржах.

В прошлом году мы запустились накануне Астанинского экономического форума. У нас была задача сделать мобильную студию и выходить оттуда в прямом эфире. Я ходила и в АЭФ, и в Миннацэкономики, мы пытались им доказать: ребята, мы появились, мы хотим работать, дайте нам спикеров. Мы выберем место во Дворце Независимости, поставим свою студию. Нам говорили: кто вы такие? Я очень надеюсь, что в этом году мы будем генеральным информационным партнёром, сейчас мы ведём переговоры. И кроме этого, у нас будет своя собственная площадка, мы делаем свой Business talks & ABCTV. Будем приглашать известных бизнесменов, которые будут говорить на тему: "Ловушка среднего дохода – вызов для Казахстана". Мы создаём свой форум, который, надеюсь, будет проходить на ежегодной основе в рамках АЭФ.


Награждение премией "Тумар"

Награждение премией "Тумар" / Фото abctv.kz

- В этом году вы получили премию "Тумар" как "Лучшее событие телевизионного сезона". Что это значит для вас? Ожидали?

- Это очень здорово, что в Казахстане появилась такая премия. Я сама в 2012 году была в жюри премии "ТЭФИ-содружество", они проводили в разных странах СНГ, приезжали в Казахстан и здесь организовывали конкурс. Сколько я работала, всегда думала: почему у нас нельзя отмечать лучших операторов, лучших сценаристов, выбирать лучшую телеведущую. И это же огромный стимул для работы всего коллектива. Были какие-то премии, но они были непрофессиональные. А то, что сделало министерство в этом году, я думаю, что это большой стимул для всех журналистов. Что касается "Тумара", для нас это была полная неожиданность. Конечно же, нам было очень приятно, и на следующий год мы поставили задачи нашей информационной службе, нашим авторским проектам, что они должны быть в списке номинантов.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter