Прямой эфир Новости спорта

Удастся ли искоренить коррупцию в Казахстане до 2050 года и что этому поможет

depositphotos.com
depositphotos.com
Хорошей антикоррупционной инициативой могли бы стать открытые для граждан декларации доходов и расходов публичных должностных лиц.

По оценкам международного движения Transparency International, по итогам 2023 года Казахстан вновь попал в ряд высококоррумпированных стран, набрав 39 баллов из 100 возможных. Казахстан занял 92-е место из 180, улучшив позиции на 3 балла по сравнению с прошлым годом.

Годом ранее – в 2022-м – указом президента РК Касым-Жомарта Токаева была утверждена Концепция антикоррупционной политики на 2022–2026 годы. В документе отмечается, что в борьбу с коррупцией активно вовлекается гражданское общество – через антикоррупционное просвещение и создание атмосферы нулевой терпимости к любым её проявлениям. При этом образуется парадокс: некоторые казахстанцы по-прежнему предпочитают откупиться от неприятной ситуации деньгами, тем самым только усугубляя ситуацию с коррупцией в стране.

О том, как доверие общества к госслужащим влияет на коррупцию, а также о проектах, посвящённых формированию антикоррупционного сознания, в интервью Informburo.kz рассуждал общественный деятель кандидат юридических наук Аян Турекулов.

Аян Турекулов

– Аян, не могли бы вы привести примеры того, как нулевая терпимость помогает сформировать антикоррупционное сознание в обществе?

– Одним из ключевых акторов в противодействии коррупции является гражданское общество, состоящее из частного сектора, общественных организаций, религиозных деятелей, прессы, профессиональных организаций и, конечно же, из рядовых граждан, ежедневно испытывающих на себе последствия коррупции. Не секрет, что сегодня коррупция превратилась в проблему национальной безопасности, в одно из главных препятствий для развития страны. Сложившаяся ситуация усугубляется ещё и сформировавшимся в Казахстане общественно-политическим феноменом, получившим название "дефицит доверия". Так, по результатам исследований разных социологических центров уровень доверия общества практически ко всем политическим и государственным институтам является устойчиво низким.

– Для того чтобы повысить доверие граждан к госинститутам, в 2018 году был запущен проект "Астана – адалдық алаңы", а вы были одним из экспертов. Как вы считаете, в чём была польза этого проекта?

– Проект способствовал дальнейшему развитию антикоррупционной модели поведения горожан. Инициаторами проекта являлись акимат столицы и Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции (с 2019 года два разных агентства). Основной посыл проекта заключался в дальнейшем развитии антикоррупционной модели поведения граждан и общественной атмосферы неприятия коррупции. Для этого было важно решить ряд задач по повышению качества госуслуг, созданию безбарьерных и комфортных условий для граждан и бизнеса, установлению масштабного общественного контроля. Не менее важной задачей было сделать деятельность госорганов более открытой и прозрачной.

В рамках "Астана – адалдық алаңы" был сформирован совместный проектный офис из числа сотрудников акимата Астаны и агентства. Для комплексной проработки вопроса было вовлечено и экспертное сообщество из числа предпринимателей, учёных, представителей гражданского сектора и СМИ. Одним из экспертов являлся и я.

Отмечу, что, проявив креативность и компетентность, из "шинели" "Астана – адалдық алаңы" вышли достойные специалисты, которые на данный момент трудятся в Антикоррупционной службе по линии превенции коррупции. Считаю, что этот проект являлся самым успешным и масштабным из всех антикоррупционных проектов, который способствовал формированию антикоррупционного сознания у граждан.

– Но с 2023 года о проекте мало что слышно… 

– Да, хотя об официальном его завершении объявлено не было. На смену пришёл другой проект – "Антикоррупционное волонтёрство", реализуемый Агентством по противодействию коррупции. Целью проекта стало привлечение неравнодушных граждан, общественных объединений, субъектов бизнеса и квазигосударственного сектора, а также иных организаций к антикоррупционной деятельности в качестве волонтёров. 

Помимо двух указанных проектов особо обращаю внимание на два других антикоррупционных проекта, реализуемых силами НПО, заточенных на формирование нулевой терпимости к коррупции. Это антикоррупционный проект "Әділдік жолы" и Национальная антикоррупционная сеть (НАС) Казахстана.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих инициативах.

– Антикоррупционный проект "Әділдік жолы" был создан в поддержку предвыборной программы 2019 года президента РК. Проект был реализован силами НКО в лице РОО "Әділдік жолы" на период с июня 2021 года по август 2024-го. "Әділдік жолы" был призван повысить эффективность мер по противодействию коррупции, продвигать идеологию добропорядочности, а также устранить причины и условия, способствующие коррупции.

Здесь я бы хотел процитировать исполнительного директора Дидара Смагулова: "В бюджет возвращено около 10 млрд тенге, выплаченных за невыполненные работы или несуществующие услуги. По заявлениям нашей организации по фактам разных нарушений законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 584 должностных лица, внесено 214 предписаний об устранении нарушений, составлено 1559 протоколов о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на более чем 345 млн тенге".

Что касается Национальной антикоррупционной сети Казахстана, то основной целью создания этой организации является консолидация усилий гражданского общества в деле противодействия коррупции и формирования нулевой терпимости к ней. В задачи НАС входит сотрудничество с госорганами в рамках реализации Концепции антикоррупционной политики РК на 2022–2026 годы, достижение открытости и прозрачности работы государственных и квазигосударственных органов, организация защиты прав и законных интересов бизнеса, антикоррупционная экспертиза НПА, мониторинг бюджетных программ посредством общественного контроля. Я считаю, что с принятием закона об общественном контроле потенциал третьего сектора только усилится.

– Практика показывает, что бытовая коррупция чаще всего наблюдается в ситуациях с нарушениями ПДД. Граждане предпочитают подкупить полицейского, даже несмотря на то что штраф заплатить дешевле. Как вы думаете, почему так?

– К сожалению, бытовую коррупцию со штрафами за нарушения ПДД искоренить невозможно, но возможно её максимально ограничить. Поэтому государство с 1 января 2015 года с введением нового Административного кодекса пошло на маркетинговый ход для правонарушителей, предусматривающий 50%-ную скидку при оплате штрафа в первые семь суток со дня его наложения. Для оплаты административного штрафа для особо ленивых граждан самый популярный банк второго уровня через своё мобильное приложение даже расширил сервис "Платежи".

Касательно предпочтения "разрулить на месте", на такой шаг, думаю, идут в первую очередь те, кто работает на госслужбе, чтобы лишний раз "не светиться" в информационной системе Единого реестра административных производств как "злостник", дискредитирующий органы государственной власти. 

– Давайте теперь обратимся к международному опыту. Как вы считаете, какие успешные антикоррупционные инициативы, реализованные в других странах, могут быть применены у нас?

– Считаю, что одной из успешных и действенных антикоррупционных инициатив, успешно реализованных в развитых странах, например в странах ОЭСР, примером для нашей страны является открытый доступ для граждан к информации о декларировании – причём не только доходов, но и расходов – публичных должностных лиц.

Обязанность декларирования госслужащими своих расходов вытекает из смысла положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Пункт 5 статьи 8 конвенции закрепляет право государств "устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц".

К сожалению, на данный момент граждане РК лишены такого удовольствия, как возможность ознакомиться в открытых источниках с информацией о доходах и расходах публичных должностных лиц.

– Как вы считаете, уменьшится ли в недалёком будущем уровень коррупции в Казахстане? 

– Давать прогнозы, особенно в части уменьшения коррупции в Казахстане, – неблагодарное дело. Однако ответ на вопрос касательно уменьшения уровня коррупции в Казахстане в краткосрочной перспективе можно найти в шестом разделе Концепции антикоррупционной политики на 2022–2026 годы. 

Согласно концепции, по итогам 2026 года индекс восприятия коррупции Transparency International составит не ниже 47 баллов, а индекс контроля коррупции Всемирного банка (Control of Corruption) – не ниже 48–50 процентилей. Кроме того, уровень доверия населения к Антикоррупционной службе (в рамках оценки результативности, проводимой Администрацией президента РК) должен составить не меньше 66%. И это лишь некоторые целевые индикаторы, указанные в концепции.

Касательно уменьшения уровня коррупции в Казахстане в долгосрочной перспективе ответ можно найти в Стратегии "Казахстан-2050". В документе подчёркивается необходимость "резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели – искоренить коррупцию как явление".

Думаю, разработчики стратегии посчитали, что 2050 год – это не просто символичная, а сакральная дата, олицетворяющая окончательное решение коррупционного вопроса в республике. Пожмёт ли руководитель Антикоррупционной службы лично руку последнему коррупционеру в 2050 году, покажет время.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров