Прямой эфир Новости спорта

Мэтью Эстон, Haileybury Almaty: У нас никто не боится показаться глупым

Мы поговорили с Мэтью Эстоном о системе британского начального образования, перце чили, ковре и игре в королеву.

Мэтью Эстон – глава начальной школы Haileybury Almaty, участник Команды управления школой, учитель начальных классов из Бирмингема с 14-летним опытом преподавания в Великобритании и за рубежом. Перед тем как получить свидетельство о последипломном педагогическом образовании Уэльского университета в Суонси, г-ну Эстону была присуждена степень в области психологии в университете Глостершира. Недавно г-н Эстон получил Национальную профессиональную квалификацию для директоров (NPQH). В интервью Informburo.kz он рассказал об отличиях между казахстанской и британской школами, как обучать маленьких детей с помощью игр и правильно оценивать их старания.

– Мэтью, расскажите, в чём разница между казахстанской начальной школой и британской?

– Очевиднее всего разница в возрасте. В Великобритании на законодательном уровне прописано, что детей нужно приводить в школу в четыре года, а мы британская школа, и несмотря на то, что находимся в Алматы, придерживаемся британского учебного плана. Не путайте с детским садом: здесь нет тихого часа, с детьми никто не нянчится. Все игры, в которые вовлечены ученики, – не случайный плод их фантазии, а разработки профессиональных методистов. В детском саду дети проводят гораздо больше времени: как правило, с 8 утра до 5-6 вечера, а в британской начальной школе – с восьми утра до двух дня, но за эти шесть часов получают гораздо больше знаний.

– Всё-таки четыре года – это очень рано. Не лишаем ли мы детей детства?

– Мы лучше всех, пожалуй, понимаем, что это очень маленькие дети. Они всё ещё развиваются физически и ментально, поэтому никто и не ожидает, что они будут все шесть часов молча сидеть за партами и делать письменные упражнения.

Когда я говорю о развитии и навыках, я подразумеваю не только письмо и чтение, но и такие вещи как бег, общение со сверстниками, умение формировать и высказывать мнение, рисовать, лепить фигурки, в нашем случае, очевидно, свободно говорить на английском языке и многое другое.

У большинства детей в четыре года моторика ещё не развита настолько, чтобы долго держать ручку и выводить буквы – никто и не будет заставлять и уж тем более не поставит плохую оценку. Мы попросим нарисовать эту букву пальцем на спине друга или слепить нечто похожее из пластилина, или закопаем в песке разных животных и сыграем в игру "Найди клад", попросив отыскать фигурки, названия которых начинаются, например, с буквы "S". Каждый день мы будем придумывать новые игры.

Родители часто спрашивают детей о том, что они сегодня делали в школе. Дети отвечают: "Я просто играл с друзьями и учителями!". Но вы будете поражены, насколько можно продвинуться в развитии детей такими играми.



– Можете привести пример подобной игры?

– Мы часто играем в магазин. Учитель готовит в классе специальный уголок, в котором есть места для продавцов, ассортимент фруктов или овощей, ценники, деньги. В начале урока дети читают книгу или смотрят видео про магазин. Затем учитель приглашает поиграть в этот самый магазин. Игра подталкивает узнавать мир взрослых – продавать, покупать, обмениваться деньгами; учит цифрам и счёту – они придумывают и пишут ценники, платят и дают сдачу. Это хорошая практика языка и способ выучить новые слова и фразы на английском. А ещё они учатся договариваться, взаимодействовать, не капризничая и не конфликтуя по пустякам. И всё это без принуждения, стресса и вреда для детской психики.

– По такой системе строится обучение только в первом классе или во всей начальной школе?

– Четырёхлетние дети попадают в Reception Class – класс приёма и адаптации. Мы набираем три класса по 22 человека. У класса есть классный руководитель из Великобритании и три ассистента с педагогическим образованием. Классный руководитель преподаёт английский, математику, науку, географию, историю, информатику и социальное образование. С детьми работают и предметники по музыке, физкультуре и казахскому языку.

Далее следует первый ключевой этап (Key Stage 1) для детей 5-7 лет. Они поделены на первый и второй классы по три группы в каждом. У каждой группы свой руководитель и два ассистента. На этом этапе важно создать для детей атмосферу защищённости и доброжелательности, привить шесть ключевых "привычек Haileybury": любознательность, рассудительность, смелость, находчивость, выносливость и организованность. Они помогут ребёнку полюбить процесс обучения, понять свои сильные и слабые стороны, раскрыть потенциал.

Классы с третьего по шестой называются "Ключевой этап 2" (Key stage 2). С переходом в Key Stage 2 дети начинают изучать искусствоведение, историю Казахстана, углублённую математику и английский язык.

– В Haileybury дети иногда сидят на полу. В казахстанских школах так не делают.

– Да, это в чистом виде английская фишка в начальном образовании. Называется "время ковра" (carpet time), когда все ученики садятся рядом на один ковёр напротив интерактивной доски рядом с учителем. В течение урока дети теряют концентрацию, учитель находится на расстоянии и не всегда может вовремя заметить отсутствие вовлечённости, поэтому 15 минут в начале урока и 10 минут в конце – это carpet time для просмотра видео, выполнения заданий на интерактивной доске, игр и дискуссий.



– Но ведь у каждого ребёнка в классе есть своё место за партой, где он сидит, когда не сидит на ковре?

– Да и нет. В начальной школе мы используем практику "чили" – подразумевается острый красный перец. Все задания делятся по остроте на один чили, два чили и три чили, начиная с самого лёгкого. Прежде чем дать задание детям, мы спрашиваем их, какую остроту они предпочитают сегодня. Ребёнок сам определяет степень сложности и садится с соответствующей группой. Дети, выбравшие один "чили", скорее всего плохо поняли тему и не уверены в своих силах – им требуется больше помощи учителя и ассистентов. Это не значит, что они глупее, ведь на другом предмете или на другой теме того же предмета они могут выбрать более сложное задание. Никто не боится показаться глупым, попросить учителя о помощи и не считает глупым того, кто что-то не понял. С другой стороны дети, которые хорошо понимают тему, не начнут скучать в ожидании, когда её поймут все. Методика работает в обе стороны.

– Вы упомянули, что в reception с каждым классом работает классный руководитель и ещё три ассистента. Зачем так много?

– Это связано системой, которую я только что описал. У нас персонализированный подход, поэтому мы хорошо понимаем, что даже в группе из 22 четырёхлеток у каждого индивидуальное путешествие в мир знаний.

Кто-то начинает развиваться рано, но потом развитие замедляется. Кто-то развивается скачкообразно, а кто-то долго не проявляет способностей, а потом поражает всех. Всё, что я описал, – нормально.

Нам важно досконально знать и фиксировать, на каком этапе находится каждый ребёнок и что должно следовать за этим, чтобы максимально помочь ему реализовать потенциал. Ещё нужно понять, что за период reception детям предстоит освоить английский – большинство же приходят с нулевыми знаниями, поэтому у них возникает много вопросов. Процесс, модерируемый несколькими лидерами в классе, проходит намного эффективнее.

– Хорошо, что вы вспомнили про английский язык. У всех ваших воспитанников британский акцент появляется уже в первом классе. Чуть позже их не отличишь от носителей. Как вы это делаете?

– Во-первых, все предметы преподаются на английском, кроме казахского языка, русского, французского и мандаринского. Последние три – необязательные. Но вы правы, дети быстро схватывают, стоит только понаблюдать за теми, которых впервые привели в Haileybury три недели назад. Так получается благодаря интерактивности. Дети ведь редко сидят молча. Отвечают на вопросы, дискутируют, играют – почти 100% времени практикуют язык, сами того не замечая. Я вам уже рассказывал про ролевые игры. Мы часто играем в королеву. По правилам игры нужно копировать её манеру речи – говорить без ошибок и очень выразительно. Постепенно мы видим, как английский смещает родной язык даже на детской площадке.



– Как вы считаете, дети думают на английском или всё-таки переводят мысли с родного языка?

– Они думают на английском. Одна из вещей, которой я весьма горд, это стандартизированные оценочные экзамены, которые определяют качество нашего образования относительно британского. Когда дети только приходят, их результаты гораздо ниже результатов британских детей, и это очевидно, потому что они только начинают знакомиться с языком. Но когда они покидают начальную школу, их результаты превышают средние британские показатели детей того же возраста. Это огромный прогресс, учитывая, что они зачастую владеют ещё одним или двумя родными языками.

– Вы сказали, что только недавно набрали три класса. По какому принципу вы делите детей на группы? Я помню, в моей школе самые умные учились в классе "А", в "Б" были дети со средней успеваемостью, а в "В" – одни троечники и двоечники. У вас тоже так?

– Абсолютно, нет. Мы делим детей рандомно. Чем разнообразнее класс, тем лучше. Мы хотим, чтобы в каждом классе было одинаковое количество мальчиков и девочек, местных и экспатов, чтобы дети были различных национальностей и с разными способностями. Однажды из одного класса ушли сразу четыре девочки. Пришлось заново перемешать всех, чтобы восстановить разнообразие, но никого при этом не обидеть. Иногда мы решаем, что нужно троих ребят из одного класса, четверых из другого и троих из третьего собрать вместе после занятий, чтобы дополнительно позаниматься по какому-то предмету, потому что они плохо поняли тему. Или, наоборот, собрать тех, кому на уроках хочется более сложных заданий, и дать им возможность продвинуться ещё дальше.

Тут есть и психологический момент. Нельзя маленькому ребёнку таким образом внушать, что он неспособный, ведь на раннем этапе развития невозможно понять, каким он или она будет. Напротив, наша задача – взрастить в детях самоуважение и веру в себя. Согласитесь, это невозможно, если ты клеишь ярлыки на четырёхлетних детей.



– Раз уж заговорили про психологические моменты в начальной школе, то давайте ещё обсудим систему оценки успеваемости. Вы ставите детям оценки в тетрадях красным цветом?

– Мы в принципе не оцениваем каждую отдельную работу в тетради. К тому же в каждом задании есть три уровня сложности, я уже об этом рассказывал. Нам крайне важно выработать в детях способность адекватно оценивать свои возможности и проделанную работу. Только тогда ребёнок начинает вовлекаться, а не делать всё из-под палки. Каждого ученика более всего интересует собственная успеваемость и эффективность, при этом они регулярно проверяют работы друг друга. Например, есть такое упражнение, когда мы просим учеников в классе проверить работу соседа по парте и написать несколько пунктов того, что сосед сделал хорошо.

Наши ученики знают, что важнее всего сделать всё что в твоих силах – этого будет достаточно, чтобы получить хорошую оценку. Дети бывают разные: кому-то, например, легко даётся математика, но это не значит, что нужно перестать стараться. Иногда мы проводим встречи ребёнка, учителя и родителей. В начале такой встречи 10 минут отводится на то, чтобы ученик оценил свою успеваемость, показал работы, которыми он гордится и проанализировал, что можно было сделать лучше и какой будет следующий шаг.

Учитель, конечно, оценивает работу ученика, но очень важно, чтобы сначала ученик оценил её сам. Тогда оценка не расстроит ребёнка, а мотивирует.

Мы оцениваем успеваемость каждую четверть и отправляем отчёт родителям три раза в год, где указываем один из трёх результатов: ваш ребёнок всё ещё на пути к освоению программы, ваш ребёнок освоил программу или ваш ребёнок перевыполняет программу. Вторая бумага в отчёте – это оценка преподавателями того, насколько ребёнок выполняет задания относительно пяти главных "привычек" Haileybury. Один и тот же отчёт может говорить о том, что ученик перевыполнил программу, но при этом содержать низкую оценку за старание или наоборот.

– Каким образом вы принимаете детей в подготовительную группу и в первый класс?

– Каждый год мы объявляем набор учеников. К примеру, сейчас уже открыт набор на тестирование для учеников, которые приступят к занятиям в 2018/2019 академическом году. Родителям нужно заполнить специальную форму по этой ссылке, чтобы записать ребёнка на тестирование. Если родители заинтересованы, но всё ещё сомневаются, они могут записаться на экскурсию по школе, на которой им всё покажут и ответят на все вопросы. Записаться можно по телефону +7 (727) 355-09-88 либо по электронной почте m.askatova@haileyburyalmaty.kz.

Идёт набор в Reception Class и первый класс и в столице. В Haileybury Astana действуют аналогичные правила приёма детей. Специальную форму можно заполнить здесь.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров