Прямой эфир Новости спорта

Максим Казначеев: "Ак жол" нуждается в появлении новых политических тяжеловесов

Фото со страницы Максима Казначеева в Facebook
Фото со страницы Максима Казначеева в Facebook
30 ноября завершается выдвижение кандидатов в депутаты мажилиса. До этого времени партии должны утвердить списки претендентов.

Informburo.kz поговорил с независимым политическим консультантом Максимом Казначеевым о том, какие шансы у "Ак жола" в предстоящих выборах и чем запомнилась партия во время работы в парламенте.

"Возможно, партии удастся преодолеть имидж лоббистской структуры"

– "Ак жол" – одна из трёх партий, представленных в мажилисе. Что вы можете сказать об её деятельности в парламенте с 2012 года?

– С позиции независимого наблюдателя могу сказать, что партия первоначально выступала достаточно активно в качестве представителя интересов малого и среднего бизнеса, но потом постепенно начала деградировать до уровня внутриэлитной лоббистской группы. Они утеряли общую повестку, касающуюся интересов бизнеса.

Понятно, что, возможно, они пытались работать в интересах основных ключевых спонсоров, но за всем этим им не удалось мобилизовать свою пользу бизнес-электорату, в том числе МСБ.

Однако всё же в этом году, когда началась эпидемия коронавируса и были введены первые карантинные меры, партия попыталась исправить имидж и выступала с достаточно широкими инициативами в пользу поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии.

Читайте также: Депутаты фракции "Ак жол" требуют начать рефинансирование кредитов пострадавшего от пандемии бизнеса.

Они первыми заговорили о временном моратории на выплату кредитов, которые бизнес не мог покрывать из-за сложившейся ситуации. В принципе, для бизнеса это достаточно своевременная инициатива в условиях эпидемии и падения экономики.

Отдельные инициативы были приняты или по крайней мере ушли в разработку тех или иных ведомств правительства.

Таким образом партия пытается скорректировать своё позиционирование и выйти на избирательную кампанию и предстоящий партийный съезд уже с обновлёнными имиджем и программой. Возможно, что партии удастся преодолеть имидж лоббистской структуры и восстановиться в качестве общественной.

"Две политические партии пытаются выйти на одну и ту же целевую группу электората"

– Партия позиционирует себя как конструктивная оппозиция. Согласны ли вы с этим?

– В этом партия, скорее, выдаёт желаемое за действительное. Это легко проверить. Мы можем поднять все непопулярные социальные инициативы, которые принимались нынешним составом парламента и увидеть, что поддержка "Ак жола" у этих инициатив тоже была. Поэтому говорить о том, в чём там заключалась конструктивность их оппозиции, становится сложным.

Я полагаю, что оппозиционная позиция будет более явно проявлять себя с началом работы нового состава мажилиса. Дело в том, что у нас сейчас будет юридически оформленный статус парламентской оппозиции, и в этой плоскости "Ак жол" сможет поработать более продуктивно. Пока в нынешнем составе мажилиса ничего конструктивно оппозиционного "Ак жол" не продемонстрировал.

Политологи не исключают, что "Ак жол" привлечёт в регионах предпринимателей, заинтересованных в получении депутатских мандатов в маслихатах. Что вы думаете по этому поводу?

– Бизнесмены всегда были в партийном списке "Ак жола" и активно участвовали в избирательных кампаниях прошлых лет. Другое дело, что в рамках начинающейся кампании появляется определённый конфликт интересов между партией "Ак жол", представляющей интересы бизнеса, и партией Adal, которая недавно провела ребрендинг. Adal тоже делает ставку на бизнес и работает в тесной связке со структурами Национальной палаты предпринимателей.

Читайте также: Как прошёл предвыборный съезд партии Adal

Получается, что у нас две политические силы пытаются выйти на одну и ту же целевую группу электората. Победу одержит та, которая сможет сформировать более весомый, более представительный партийный список.

"Ак жол" нуждается в новых людях"

– На ваш взгляд, высоки ли шансы у "Ак жола" в предстоящих выборах?

– Я думаю, что хорошие, потому что партия имеет достаточно большой опыт в избирательных кампаниях. Сейчас просто этот потенциал необходимо восстановить, несколько почистить имидж, и возможно, что всё-таки партийный список нуждается в появлении трёх-четырёх крупных политических тяжеловесов, известных бизнесменов. Это бы пошло партии на пользу.

– Можно ли кого-то особо выделить из "акжоловцев", кроме лидера Азата Перуашева и экс-кандидата в президенты Дании Еспаевой? Кто обычно на слуху?

– К сожалению, нет. Азат Перуашев и Дания Еспаева – наиболее раскрученные фигуры партии. "Ак жол" нуждается в новых людях.

Читайте также: Кто есть кто на старте предвыборной гонки

– Как привлечь новых лиц в партию?

– На самом деле с этим проблем нет. В любой партии всегда есть молодёжное крыло. Плюс есть определённые аффилированные общественные организации тех же бизнесменов, с которыми партия должна работать, взаимодействовать в плане генерации новых лидеров. По логике подобного рода структуры в любом случае должны быть в активе партии.

"Шансы пройти дальше есть всего у трёх кандидатов"

– Как вы думаете, будет ли партия в следующем году выдвигать в парламент действующего депутата Данию Еспаеву, которая участвовала в прошлых президентских выборах и набрала 5,05% голосов.

– Насколько я понимаю, каких-то особых претензий по её работе в мажилисе в составе парламентской фракции нет. Я думаю, что Дания Еспаева появится в партийном списке и сейчас.

– Кого ещё, по-вашему, представит партия на предстоящих выборах?

– Понятно, что, скорее всего, за основу будет взят существующий костяк партийной фракции и в нём заменят двух-трёх человек, не более. Вообще партия заявила, что будет более 20 человек выдвигать, там достаточно большой список. Понятно, что шансы пройти дальше есть всего у троих. Посмотрим, кого они выдвинут в качестве политических тяжеловесов.

Формально партия может выдвигать партийный список численностью до 120 человек, но количество депутатских мест зависит от количества голосов избирателей, которые партия получит на выборах.

"Партия власти должна развести посты акима региона и руководителя регионального Nur Otan"

– После объявления выборов-2021 лидер "Ак жола" выразил недовольство тем, что акимы областей возглавляют филиалы партии Nur Otan. Как вы относитесь к этому?

– По-хорошему я поддерживаю это заявление. Понятно, что законодательство не запрещает людям занимать государственные должности и параллельно заниматься общественно-политической работой, но есть определённый конфликт интересов между партийными структурами, из которых потом формируется вся законодательная вертикаль власти, и интересами местных исполнительных органов в лице акимов.

Читайте также: Перуашев: Это ненормально, когда филиалы партии Nur Otan везде возглавляют акимы областей

По большому счёту, желательно, чтобы партия власти приняла решение и развела эти посты, то есть руководителя региона и руководителя регионального филиала Nur Otan. В этом плане с "Ак жолом" можно согласиться.

– Почему?

– Из состава регионального актива партии власти формируется местное законодательное собрание, но аким региона, находясь на позиции руководителя областного филиала, может оказывать влияние на работу местного законодательного собрания, как руководитель регионального партийного филиала. Здесь мы не обеспечиваем независимость исполнительной и законодательной ветвей власти. И это самое плохое, что нет разделения.

"Аудитория "Ак жола" – МСБ и городская интеллигенция

– Как думаете, что нужно делать партиям, чтобы повысить свой авторитет в избирательный период?

– С началом агитационного периода, 10 декабря, партиям нужно активно работать со своими целевыми группами, то есть с теми аудиториями избирателей, на которых они изначально ориентировались. Попытка работать сразу везде и со всеми приведёт к тому, что партии будут растрачивать информационно-организационные ресурсы, при этом работать с теми сегментами электората, которые за них потом не проголосуют. Поэтому ключевая задача до агитации – определить для себя базовую группу и потом, начиная с 10 декабря, работать с фокусировкой на своих базовых избирателей.

Понятно, что у разных партий разная аудитория. Применительно к "Ак жолу" мне представляется, что их аудитория – это малый и средний бизнес и городская интеллигенция.

Поделиться:

Новости партнеров