Прямой эфир Новости спорта

Данияр Кульманов, BTS: ERG в Казахстане – лидер по роботизации, и мы готовы делиться опытом

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
ERG начала работу по роботизации процессов ещё в 2017 году и теперь планирует раскачать этот рынок в Казахстане.

Использование новых цифровых решений перестало быть уделом одних лишь технологичных компаний, таких как Facebook или Apple. Сейчас цифровизация широко внедряется в так называемых традиционных отраслях: главным образом в промышленности и горнодобывающем секторе, где технологии позволяют бизнесу быть эффективнее и конкурентоспособнее.

Не обошёл этот тренд и Казахстан. На разных производственных объектах крупные компании занимаются цифровизацией и внедрением элементов "Индустрии 4.0". Один из явных лидеров в этом направлении – ERG. Эта компания ещё в декабре 2017 года приступила к реализации проекта "Умный" карьер" на Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении.

Сейчас ERG идёт ещё дальше и занимается роботизацией бизнес-процессов. С 2017 года отдельное подразделение – BTS – разработало порядка 70 роботов, которые помогают сотрудникам быстрее справляться со своими задачами и экономить время. И этим опытом компания готова делиться: 27 сентября на площадке Astana Hub пройдёт митап по тематике роботизации в бизнесе.

О том, зачем это нужно компании и как ERG планирует раскачать рынок роботизации Казахстана, Informburo.kz рассказал начальник отдела тестирования, RPA и ALM-систем компании BTS Данияр Кульманов.

– Здравствуйте, Данияр Суиндикович! 27 сентября в Astana Hub пройдёт митап ERG по теме роботизации, где вы будете рассказывать о работе компании в этом направлении. Как давно оно развивается?

– Наше направление называется "роботизация автоматизированных процессов". В чём его суть? Допустим, вы делаете на компьютере какую-то рутинную работу – собираете отчёты или пересылаете заявки на выделение техники сотрудникам. Часто системы, с которыми вы работаете, не позволяют автоматизировать вашу работу, поэтому приходится вручную, например, выгружать данные в Excel, затем их структурировать и отправлять дальше.

Поэтому и появилась роботизация. Это такие роботы, которые могут самостоятельно работать с компьютерными программами и выполнять в них операции. Если вы собираете данные для отчёта из разных систем вручную, то робот сможет это сделать за вас и при этом гораздо быстрее.
Сейчас это стало альтернативным выходом для бизнеса, когда он упирается в традиционный IT, где может не хватать ресурсов и возможностей или готовое системное решение ограничено в функционале.


Фото informburo.kz


Само направление в ERG начало зарождаться в 2017 году. Тогда мы начали понимать, что это нужно нашей компании, и занялись технической реализацией. Сейчас мы делаем разных роботов и чат-ботов для мессенджеров Telegramm и SmartERG. В роботах, к слову, используются не только заранее прописанные алгоритмы, но и машинное обучение и "компьютерное зрение".

В течение 2018 года были разработаны около 40 роботов, с начала 2019-го – ещё порядка 30 роботов. В среднем в месяц мы создаём по 4-5 роботов под новые задачи.

Что касается технической составляющей, то сердце нашей технологии – это язык программирования Python. Он хорош тем, что относительно прост в изучении. К тому же, по роботизации мы занимаемся не только написанием кодов, но и развиваем конструктор-платформу UiPath. На её базе можно научить создавать роботов практически кого угодно.

– Роботизация для большинства людей всё же направление новое и не всегда понятное. Как вы продвигаете её внутри компании?

– Специальные тренинги по роботизации мы начали проводить ещё в 2018 году. Главная их цель – довести до сотрудников информацию, что это такое и как с этим жить.

Обычные презентации в этом не помогли, поэтому мы пользуемся форматом "смарт-часов" - теория и практика. Интерактивность помогает слушателям глубже проникать в тему и понимать, где им может пригодиться роботизация.

Начиная с весны текущего года, мы вышли за пределы головной компании и начали ездить по предприятиям в регионах. К настоящему моменту мы провели уже порядка 20 таких смарт-часов.
Предстоящий митап в Astana Hub – это наш первый выход за пределы среды ERG как подразделения по роботизацим, наша цель поделиться опытом, ведь сейчас мы лидеры по роботизации в Казахстане.

27 сентября мы будем рассказывать, как роботизация зарождалась в ERG, как выстраивались процессы. Наша целевая аудитория в этом случае – молодые люди, которые окончили университет или ещё учатся и кому интересно, как попасть в корпоративную среду и заниматься при этом именно IT.

Мы хотим постепенно оживить этот рынок, показать, что есть такая штука как роботизация и что ею нужно заниматься. В той же России она вовсю используется. Мы готовы делиться своими знаниями и подходами с другими компаниями. Astana Hub – это первый шаг.

– Как роботизация выглядит для простых сотрудников? Какие самые яркие примеры того, как робот смог упростить их работу?

– С технической точки зрения роботы бывают очень разные. Где-то нужно просто собрать отчёт, а где-то сделать так, чтобы на ваш мобильный телефон приходило сообщение, к примеру, об остановке насоса на заводе.

Из простых примеров можно назвать выдачу офисной техники сотрудникам. Как это было раньше: когда на работу в офис выходил новый сотрудник, он направлял IT-специалисту заявку на выдачу ноутбука. Тот брал заявку и выдавал технику, после чего бухгалтер вновь просматривал заявку и вносил данные в систему учёта. Эта операция может показаться простой, но в масштабах крупной компании – это заметные траты времени.

Для решения проблемы мы создали робота, и теперь этим занимается он. На почту бухгалтерам приходят отчёты о его работе и совершённых действиях.


Фото informburo.kz


Помимо роботов, как я говорил ранее, мы развиваем чат-ботов. В мессенджере Telegram и SmartERG у нас есть корпоративный чат-бот. У него большой функционал: можно, например, прямо из него разблокировать свой рабочий компьютер при нескольких вводах неправильного пароля, оформить командировку или больничный. Разумеется, там обеспечена безопасность данных, поэтому посторонние получить доступ к функциям не смогут.

Активных пользователей у нашего чат-бота сейчас около 800. Есть примеры с использованием машинного обучения. К примеру, раньше один из сотрудников каждое утро занимался мониторингом упоминаний компании в интернете и собирал сводки. Это очень тяжёлая работа, так как ERG объединяет более 10 предприятий Казахстана, особенно по затратам времени.

Мы создали робота, который собирает контент по всему интернету и делает итоговый отчёт, натренировали его перед запуском. Теперь каждый день департамент получает готовые сводки и лишь делает небольшую коррекцию

– Такие проекты внедряются непосредственно на предприятиях в регионах?

– Сейчас наш топ-менеджмент может получать на телефоны сообщения – например, когда в печах предприятий "Казхрома" падает мощность. Раньше для передачи информации звонил оператор, а теперь это всё есть в Telegram-канале в режиме реального времени. За полгода мы подключили уже около 40 печей. На очереди другое оборудование.

На предприятиях уже внедряются роботы, но пока точечно. Сначала мы делаем пилотные проекты, чтобы предприятия почувствовали, что это такое и как это им помогает.

– Все роботы – это полностью внутренние разработки?

– Да, извне мы ничего не покупаем. Вообще компании даже если изначально и закупают готовые решения, потом постепенно приходят к своим разработкам и обслуживанию. Если это крупная компания, там может собраться команда специалистов.

Когда открывалось направление по роботизации, у нас были сомнения, справимся мы или нет. Думали заключить партнёрство с компаниями с этого рынка, но в 2018 году поняли, что сможем справиться сами.

– Какие у вас ожидания от предстоящего митапа?

– В целом у нас есть долгосрочный план стать в Казахстане хедлайнерами по роботизации, открывать площадки, на которых могли бы собираться компании и обсуждать кейсы и проекты. Мы хотим раскачать рынок Казахстана и помочь другим компаниям, заодно создав community для обмена опытом, чтобы развиваться вместе.

– Спасибо за интервью!

В компании BTS отмечают, что одна из целей мероприятия – привлечь потенциальных кандидатов для сотрудничества и создать IT-сообщество. Участие в мероприятии бесплатное, его целевая аудитория:

  • стажёры;
  • молодые специалисты с образованием и возможным опытом работы;
  • специалисты и бизнес-аналитики с промышленных предприятий;
  • сотрудники в области RPA;
  • резиденты Astana Hub;
  • и все те, кому интересна эта тема.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров