Весной 2017 года компания "Яндекс" открыла свой офис в Казахстане. Осенью того же года компания объявила о старте проекта "Яндекс.Лицей" на базе Республиканской физико-математической школы. Курсы программирования для одарённых детей из Алматы и Астаны потенциально могут обернуться для казахстанских школьников неплохой карьерой в будущем. О проектах компании в Казахстане, перспективах рынка и алматинских корнях основателя компании Informburo.kz поговорил с Артёмом Борисовым, главой офиса "Яндекса" в Казахстане.

– Артём, давайте начнём с основы основ. "Яндекс" – это, прежде всего, один из крупнейших мировых поисковиков, к тому же популярный не только в Рунете, но и в Казахстане. А как выглядит топ-10 запросов в казахстанском сегменте? Сильно ли он отличается от аналогичного в России?

– Запросы, если так предметно смотреть на топы, похожи в каждой стране – Казахстане, России, Беларуси… Это, как правило, фильмы и сериалы (премьеры, новые серии и т.д.), соцсети, погода, расписание транспорта – всё одинаково. Специфичные вещи для Казахстана, скорее, отражают "всплески" – это темы, которыми интересуются жители страны в определенный период: месяц, неделя.

– Мы говорим о всплесках, вызванных какими-то событиями?

– Да, это может быть интерес, чётко привязанный к событию. Например, в апреле-мае что интересовало многих: матчи Лиги чемпионов – полуфиналы, финал особенно. Другие пользователи активно запрашивали алгоритм получения какой-то очень важной справки. К 9 Мая мы привычно регистрировали интерес пользователей к информации про героев ВОВ в Казахстане. Запросы очень часто привязаны к определённым событиям и ко времени. В июне-июле будет много запросов, связанных с Чемпионатом мира по футболу в России.


"Яндекс" входит в 10-ку самых популярных поисковых систем планеты

"Яндекс" входит в десятку самых популярных поисковых систем планеты / Фото сайта geekhacker.ru

– А как меняют статистику запросов такие резонансные вещи, как например, скандал с мальчиком из посёлка Абай?

– При том количестве запросов к поиску, которое есть, такие темы могут попасть во всплески месяца, но поменять общую статистику вряд ли смогут. Всплеска интереса к этой истории – его не было. То есть пользователей мало интересовали подробности.

– То есть интерес к этой теме согласно статистике запросов "Яндекса" был не настолько велик. О каких единицах измерения мы говорим – это сотни, тысячи запросов? Понятно, что пользователей в Казахстане гораздо меньше, чем в той же России?

– Всего у нас около 160 миллионов запросов в месяц: это мы говорим только о казахстанском сегменте "Яндекса". Можно поделить и посчитать, но точной цифры я не скажу.

– Артём, а какова судьба проекта "Яндекс.Лицей". Речь о масштабной школе программирования для учащихся разных стран: в Казахстане проект был запущен осенью 2017-го. Что получилось сделать, как он дальше будет развиваться, и есть ли какая-то заинтересованность в этом проекте со стороны Министерства образования и науки РК?

– Проект "Яндекс.Лицей" стартовал в октябре прошлого года в Астане и Алматы на базе Республиканской физико-математической школы. Сейчас ребята там активно учатся, и мы видим, что это, действительно, была хорошая и правильная идея: есть много положительных отзывов от тех, кто учится. Будут обязательно у проекта и свои выпускники. По количеству сейчас не скажу, это будет только через год. Понятно, что подобные образовательные проекты важны для нас, как для IT-компании и для Казахстана. Поэтому в 2018-м мы расширяем "Яндекс.Лицей", появляются курсы программирования ещё в 4 городах республики: в Актау, Уральске, Петропавловске и в Астане на базе уже "Назарбаев интеллектуальных школ".


На встрече с участниками проекта "Яндекс.Лицей" в Астане присутствовал и председатель КНБ Карим Масимов

На встрече с участниками проекта "Яндекс.Лицей" в Астане присутствовал и председатель КНБ Карим Масимов / Фото компании "Яндекс"

– А чем продиктовано такое расширение географии, вышеназванные города – не совсем уж центры развития программирования в нашей стране?

– Мы сотрудничаем с системой "Назарбаев интеллектуальных школ". По сути, на базе НИШ мы интегрируем новые элементы современного образования, и эти курсы программирования войдут встроенным элементов в систему обучения школьников. На уроках информатики, проще говоря, ребята из этих школ будут усиленно изучать программирование.

– Когда рядовым казахстанским школьникам ждать открытия курсовы "Яндекс.Лицея" в их родной альма-матер? За учениками НИШ и так особый статус в нашей стране закреплён, и снова технологии приходят именно к ним. Это немного нечестно, как по-вашему?

– У нас проект "Яндекс.Лицей" существует вне каких-то рамок. На курсы программирования может записаться любой человек, то есть мы набор всё равно продолжать будем, перед новым школьным годом будет новое объявление о запуске. Туда может попасть любой человек, и не обязательно знать программирование. Там будет определённое тестирование, мы смотрим на человека, насколько он обладает навыками логического мышления, теми навыками, которые помогут ему изучать язык программирования, алгоритмов. Насколько у него ум хорошо работает в этом направлении в IT. И когда мы открывали проект в Астане и в Алмате на базе РФМШ, туда мог поступить любой, и много желающих было – примерно 5–6 человек на одно место.


Некоторых выпускников РФМШ и НИШ после курсов "Яндекса" может ждать больше будущее в IT-индустрии

Некоторых выпускников РФМШ и НИШ после курсов "Яндекса" может ждать большое будущее в IT-индустрии / Фото компании "Яндекс"

– Какова конечная цель этого проекта для "Яндекса"?

– Мы уже накопили большую базу опыта и знаний, которыми, считаем, важно и нужно делиться. Мы понимаем: общество меняется, становится более цифровым, и мы как один из мировых лидеров в IT можем помочь этим изменениям, дав новому поколению знания, которые могут быть полезны в дальнейшей работе. Крупные и успешные компании часто позиционируют себя в качестве носителей определённых новых технологий, нового взгляда, удобства для пользователя. Это касается всех сервисов, которые нами делаются, и многие сервисы не предназначены для зарабатывания денег. Мы их делаем просто для того, чтобы пользователю было удобно.

– Звучит красиво, но ведь это не социальный проект. Похоже больше на рекрутинг талантливой молодёжи.

– У нас сейчас нет такой цели, но если в дальнейшем у нас будет открыт центр разработки в Казахстане, то мы будем рады предложить работу над интересными проектами казахстанским разработчикам. Но пока мы не набираем на разработку именно IT-продуктов.


Запуск проекта "Яндекс. Лицей" в Алматы на базе РФМШ

Запуск проекта "Яндекс. Лицей" в Алматы на базе РФМШ / Фото компании "Яндекс"

– А если вы найдёте не огранённый алмаз в Казахстане, потенциально гениального программиста?

– Для этого необходимо открывать 10 подобных лицеев. Конечно, это того стоит, чтобы заполучить хотя бы один не огранённый алмаз, но, я ещё раз повторю – это не наша цель в Казахстане. Мы сейчас параллельно с курсами 25 мая провели первое мероприятие для IT-сообщества в Казахстане в Алматы, на базе Tech Garden. Мы собрали 300 разработчиков-программистов со всей республики, с нашей стороны приехали ребята из Москвы из разработки, были интересные доклады, мастер-классы от разработчиков.

– А площадка Almaty Tech Garden, как заявляют, казахстанского аналога "Кремниевой долины", интересна Вашей компании?

– Мы воспринимаем эту площадку как партнёра, который на данный момент занимается развитием IT-сообществ в Казахстане. Но мы готовы сотрудничать с любыми площадками, не обязательно это должен быть только Tech Garden, нам интересно в принципе развивать IT-сообщество, а на базе какой именно площадки – не столь важно.

– Логично напрашивается и следующий вопрос: интересен ли компании "Яндекс" будущий международный IT-университет на базе ЭКСПО-2017? В июле там же будет запускаться и Astana Hub как уникальная стартап-площадка. Оба объекта – на расстоянии вытянутой руки от самого передового вуза Казахстана – Назарбаев университета. Может быть, вы планируете и новый офис открыть здесь, в Астане?

– Пока у нас нет планов открытия офиса в Астане. С другой стороны, мы и так много делаем для Казахстана с точки зрения обучающих курсов, образовательных проектов и охватить каждый проект нет возможности. Но по мере возможности мы, конечно же, будем продолжать проводить мероприятия, которые направлены на развитие IT-среды в Казахстане.


В казахстанском офисе компании "Яндекс" пока работают только 6 человек

В казахстанском офисе компании "Яндекс" пока работают только 6 человек / Фото компании "Яндекс"

– Если всё-таки в Астане создадут некую евразийскую стартап-площадку, насколько "Яндексу" это будет интересно? Понятно, что пока ещё мало кто представляет, как будут работать и Международный IT-университет и Astana Hub, однако определённый потенциал у казахстанских ребят есть.

– С Astana Hub мы как раз будем поддерживать связь, и мы заинтересованы в том, чтобы провести подобные мероприятия и в Астане, то есть мы не привязаны к какой-то определённой площадке, поэтому по мере возможности будем обязательно помогать. А по поводу участия – посмотрим, как всё сложится в дальнейшем.

– Что Казахстан может интересного предложить, чтобы вас заинтересовать, то есть,компанию в целом: особый налоговый режим, ещё какие-нибудь финансовые "плюшки"?

– Будут конкретные предложения – будем рассматривать, почему бы и нет.

– А как у "Яндекса" складываются отношения с казахстанскими официальными органами, с нашим регулятором в лице Министерства информации и коммуникаций? Не так долго работает это ведомство, но достаточно активно. По делу признанной судом экстремистской партии "Демократический выбор Казахстана" и Мухтара Аблязова какие-то установки были – у нас продолжается осуществляется блокировка и удаление всего, что с ними связано.

– Каких-либо обращений в казахстанский офис компании мы не фиксировали.


"Яндекс" в Казахстане - это примерно 160 млн запросов каждый месяц

"Яндекс" в Казахстане - это примерно 160 млн запросов каждый месяц / Фото сайта yvision.kz

– Артём, а как Вы можете в целом оценить развитие индустрии и отрасли в Казахстане? Госорганы с каждым годом всё активнее пытаются контролировать и регулировать эту сферу и доступ пользователей к информации. Блокировка мессенджера Telegram в России, блокировки Youtube и мессенджеров в Казахстане – тут параллелей провести можно много.

– Я представляю крупную компанию, которая аполитична, то есть, зеркало должно быть зеркалом. Оно отображает только то, что действительно сейчас есть. И как я уже говорил – зеркало должно быть зеркалом. Если есть нормативные акты, законы, решения, то они должны выполняться: мы живём по законам стран, в которых работаем.

– Впрочем, такие ограничения в своё время были требованием родителей, которые старались оградить своих детей от тлетворного влияния мировой паутины, а позже – и социальных сетей.

– У нас есть детский режим в мобильном поиске, нам важно дать возможность пользователям выбирать, какой контент показывать их детям, а какой – нет. Но исключительно – по желанию родителей.

– Компания пошла на это, потому что почувствовала запрос от пользователей, или потому что сама решила?

– Технологии могут развиваться двумя способами: либо их создают компании, либо это потребность рынка. В данном случае с детским режимом в мобильном поиске, скорее всего, движение шло с двух сторон.

– Как Вы относитесь к тому, что сейчас в течение жизни одного лишь поколения происходит несколько технологических скачков. Сначала одно поколение в период своей зрелости понимает, что они далеко превзошли родителей, а их дети далеко превзойдут уже их самих. Как нам быть готовыми к тому, что мы не знаем, какой очередной сервис появится завтра, какие технологии нас догонят и перегонят?

– (смеётся – Авт.) Ощущаешь себя как на съёмках очередного сезона сериала "Чёрное зеркало".

– И самое страшное, те, кто хорошо помнит фильм "Терминатор", не забывают, что такое SkyNET (суперкомпьютер и искусственный интеллект, положивший начало ядерной войне – Авт.), и чем всё это закончилось в фильме?

– Это как в сериале "Чёрное зеркало", правда, в более современной интерпретации. Рекомендую, посмотрите этот сериал про новые технологии. Технологии меняются быстро. Они направлены на помощь человеку, иногда они возникают из-за лени, но изначально это изобреталось и делалось для блага людей. Как дальше будут развиваться события – неизвестно, можно долго говорить на эту тему, но всё равно от этого не уйти. Нынешняя молодёжь уже и не помнит, как выглядел мобильный телефон, каким громоздким он был, какое качество связи тогда было, и какие технологии были доступны тогда.


Сцена из сериала "Чёрное зеркало"

Сцена из сериала "Чёрное зеркало" / Фото сайта mirf.ru

– Молодёжь, действительно, не застала большие устройства с антеннами, без мессенджеров и каких-либо приложений.

– Сейчас об этом мало кто знает. Сам факт наличия смартфона с высокоскоростным интернетом для предыдущего поколения был бы в диковинку. Технологии – это на самом деле то, что опережает наши представления о них от поколения к поколению. Это большой прорыв. И если посмотреть эти прекрасные фильмы, начиная от "Терминатора" и заканчивая "Чёрным зеркалом", они показывают, как, может быть, человек станет использовать технологии в будущем. То есть, если всё делается во благо человека, это будет нам помогать.

– Нам часто говорят, что мы в вопросах мобильного потребления сервисов навёрстываем отставание, особенно от США: услуги каршеринга, такси, интернет-банкинг и так далее. Выросло ли сейчас поколение пользователей, которое потребляет услуги преимущественно через свои смартфоны?

– Мы видим, что количество пользователей, которые потребляют контент исключительно через смартфон, растет, и для многих персональный компьютер или ноутбук уже являются неосновным устройством даже просто для выхода в интернет. Говорить о целом поколении я бы пока не стал, так как активный рост пользователей мобильного интернета в Казахстане наблюдается только последние несколько лет.

– Сегодня человек благодаря смартфону фактически может и еду заказать, и электронные документы получить, и перевести/получить деньги. Чем в итоге всё это закончится?

– Скорее всего, тем, что люди получат множество удобных и полезных сервисов. А так, поживем – увидим, это же здорово: присутствовать при таком скачке эволюции, можно сказать, и технологии человечества, это здорово.


Виртуальный помощник "Алиса" стала для компании "Яндекс" самым большим проектом

Виртуальный помощник "Алиса" стала для компании "Яндекс" самым большим проектом / Фото сайта vladtime.ru

– Когда виртуальный помощник Алиса заговорит на казахском языке?

– Мы очень на это надеемся, мы хотим этого, но, когда это произойдёт, я пока не могу сказать.

– Или компания "Яндекс" будет ориентироваться на самые популярные языки, выходя на внешний рынок, – английский, китайский?

– Казахский язык у нас тоже в списке приоритетов при принятии решения о локализации продуктов.

– Насколько вообще популярен казахский язык, если внимательно смотреть на статистику запросов Вашего поисковика?

– Достаточно сложно подтвердить конкретными цифрами, но я рассказывал на многих конференциях, что по некоторым запросам доля доходит до 30% от общего количества запросов, это хорошая цифра. Тут мы ещё будем анализировать, но по многим отзывам, по нашим партнёрам, по СМИ, казахоязычные версии ресурсов растут очень сильно.


Сервис "Яндекс. Почта" был переведён на казахский в 2012 году

Сервис "Яндекс. Почта" был переведён на казахский в 2012 году / Фото сайта tengrinews.kz

– Когда "Яндекс" сможет безболезненно перейти на казахскую латиницу?

– Искать на казахском языке мы начали в 2009 году, и изменения в языке мы сейчас тоже отслеживаем, как только новое будет появляться, мы это будем поддерживать. Тут всё зависит не только от нас, но и от казахстанских онлайн-ресурсов и сроков их перехода на латиницу. Естественно, мы будем переводить и наши сервисы на латиницу. Поэтому, когда мы увидим все изменения, новые правила, мы начнём их внедрять, прежде всего, в поиске.

Кстати, казахстанцы одними из первых начали учить нас морфологии казахского языка в 2009 году. Так как казахский – язык тюркской группы, это очень помогло нам в Турции, в 2011 году, когда "Яндекс" запускал в этой стране поиск. Казахстан был предтечей, можно так сказать. Ну и вообще, вы знаете, что сам"Яндекс" родом из Казахстана, Аркадий Волож, один из основателей и генеральный директор группы компаний родом из Казахстана.

– Аркадий Волож часто в Казахстане бывает?

– Он регулярно сюда приезжает, в прошлом году приезжал, когда мы только открылись, был у нас в алматинском офисе.

– Вообще, можете что-нибудь специфически казахстанское или казахское выделить в "Яндексе"?

– Для нас Казахстан – один из ключевых рынков, и мы не только локализуем, но и запускаем здесь многие продукты. В этом году мы представили в Алматы и Астане "Балл пробок", который позволяет получить наглядную картину о ситуации на дорогах как водителям, так и пассажирам, пользующимся общественным транспортом. Также мы запустили в некоторых регионах карту пыльцы, показывающую, где и какие аллергены цветут, и как они будут цвести в конкретные периоды времени (вплоть до недели).

Ну и не будем забывать, что оба основателя "Яндекса" – Аркадий Волож и Илья Сегалович – закончили Республиканскую физико-математическую школу в Алматы, и что-то казахское передалось тому поколению выпускников РФМШ. Позже это во многом и помогло создать мирового гиганта – интернет-компанию, которая впоследствии стала одним из мировых лидеров в IT-сфере. Аркадий как-то сказал нам всем хорошую фразу: "Алматинцем стать легко, а перестать им быть невозможно", тут я полностью с ним согласен. После года жизни в Алматы я, коренной питерец, с ним полностью согласен.


Один из основателей "Яндекса", Аркадий Волож, входит в десятку самых известных людей из Казахстана

Один из основателей "Яндекса", Аркадий Волож, входит в десятку самых известных людей из Казахстана / Фото компании "Яндекс"

– Как вам в целом специфика жизни в Алматы после Санкт-Петербурга?

– Тут нельзя сравнивать. Как можно сравнивать разные культуры, разные города, разные страны. Я больше подхожу к тому, чтобы по максимуму получать удовольствие от того, где ты сейчас находишься. В Казахстане, в Алматы очень здорово. Мы сейчас смотрим на регионы. Недавно ездили в Шымкент, смотрели там, и на самом деле очень впечатлены развитием Казахстана.

– Знакомились с амбициозной государственной программой "Цифровой Казахстан"?

– Не только читал, но и могу сказать, что мы в ней участвуем. Мы начали участвовать ещё до формирования этой программы, до её активного продвижения. Открытие офиса здесь, выход на рынок Казахстана – мы стали ближе к нашим пользователям и готовы помогать применять наши технологии: в проектах "умных городов" и других решениях, которые помогут казахстанцам. Хорошо, когда государство стремится в глобальном масштабе сделать технологии ближе и доступней для граждан.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter