Прямой эфир Новости спорта

Мойся, золото, большое и маленькое

Олег СПИВАК
Олег СПИВАК
По подсчётам геологов, количество золотоносных рек в Казахстане достигает 300. Причём большинство из них находятся в горах Джунгарского и Заилийского Алатау. Очевидно, что возможность заработать многим вскружила голову. Ещё недавно о «чёрном» старательстве подзабыли: в 90-е годы цена на золото была в районе 30 долларов за унцию. Сегодня же, когда она колеблется в пределах 1700–1800 долларов, нелегальная его добыча приносит огромные деньги. Особенно предприимчивые охотники за редким металлом даже сколачивают целые бригады.

По подсчётам геологов, количество золотоносных рек в Казахстане достигает 300. Причём большинство из них находятся в горах Джунгарского и Заилийского Алатау. Очевидно, что возможность заработать многим вскружила голову. Ещё недавно о «чёрном» старательстве подзабыли: в 90-е годы цена на золото была в районе 30 долларов за унцию. Сегодня же, когда она колеблется в пределах 1700–1800 долларов, нелегальная его добыча приносит огромные деньги. Особенно предприимчивые охотники за редким металлом даже сколачивают целые бригады.

В ПОИСКАХ ЗОЛОТОГО СЧАСТЬЯ

Уголовных дел по фактам «чёрного» старательства за всю историю независимости Казахстана было возбуждено не так уж много: можно пересчитать по пальцам. Тем не менее от знакомых мне неоднократно приходилось слышать о том, что то там, то там золотишко всё-таки помывают. Не отрицают этого и геологи. «Вольное старательство допускать нельзя, – говорит геолог Евгений Бектурганов, тем самым косвенно подтверждая, что проблема существует. – Непрофессионалы подвергают свою жизнь многочисленным рискам».

В поисках других подтверждений мне пришлось поговорить с немалым числом людей. И они были найдены. Правда, кое-что огорчило. Оказалось, что сведущие в этом вопросе не очень разговорчивы. А если что и рассказывают, то только на условиях полной анонимности.

Поиски мест золотых россыпей привели меня в ущелье, где протекает речка Узун Каргалы: это приблизительно в 60 километрах от Алматы. Горная река обеспечивает водой несколько посёлков, наиболее крупный из которых Каргалы (бывший Фабричный). Конечно, золотого песка в руках я не подержал, но фактов и рассказов очевидцев, говорящих в пользу существования здесь золотых россыпей и «чёрных» старателей, нашлось немало.

ГОВОРЯТ ОЧЕВИДЦЫ

Ущелье, по которому бежит река Узун Каргалы сейчас малолюдно, не в пример прошлым годам, когда туристы приезжали сюда на отдых на личном транспорте. Теперь здесь водоохранная зона: стоит глухой забор с табличкой, которая гласит, что въезд на территорию на автомобилях запрещён. Поэтому, если хотите отдохнуть – топайте пешком или на лошади. Места здесь действительно красивые, однако, мало кто решается на многокилометровый поход.

Пройдя вверх по ущелью около десяти километров, мы встретили только двух рыбаков и нескольких чабанов на отгонах. Больше никого. Однако любители активного отдыха, которые частенько посещают эти места, рассказали несколько интересных деталей.

– В прошлом году я довольно часто поднимался вверх по этому ущелью, – рассказывает алматинец по имени Алишер. – Продолжалось это до тех пор, пока однажды навстречу мне не попались вооружённые охотничьими ружьями и карабином люди. Трое мужчин были одеты в камуфляж, но на них не было никаких знаков отличия и шевронов, по которым их можно отнести к егерям или, к примеру, к природоохране. Разговор с ними не сложился. Мне довольно ясно дали понять, что моё присутствие в этих местах нежелательно. Когда я спросил: «Почему?», мне не ответили и только порекомендовали больше сюда не ходить. Уже после, поговорив со знакомыми в посёлке, я узнал о том, что здесь, якобы, работают «чёрные старатели».

Делать выводы по рассказу одного человека было бы неправильным. Но другие повествования оказались не менее интересными. О том, что видел своими глазами, рассказал ещё один любитель длительных прогулок по горам.

– Как-то рано утром, только начинало светать, я вышел вверх по ущелью, – рассказал он. – Как я миновал водозабор, никто не заметил. Я прошёл больше десяти километров, когда на тропе совершенно случайно наткнулся на кирку. А в стороне лежал большой кусок брезента, по виду очень тяжёлый. Но людей рядом не было. Всё остальное время своей прогулки я размышлял, для чего тащить в такую даль такую тяжесть? Ведь тут и налегке сложно пройти большое расстояние. А на обратном пути, спустя несколько часов, на месте, где я всё это видел, уже ничего не было. Только теперь, предположив, что там могут мыть золото, я могу хоть как-то объяснить увиденное.

КРИМИНАЛОМ НЕ ПАХНЕТ?

В конце февраля этого года в ущелье, неподалеку от русла реки Узун Каргалы, был найден труп мужчины. Источники в департаменте внутренних дел Алматинской области сообщили, что труп не криминальный. Видимых признаков насильственной смерти обнаружено не было. По одной из версий, мужчина, личность которого до сих пор не установлена, мог быть чабаном, работавшим на одном из здешних выпасов скота. Но есть и другая версия – старательская. А уж как легко устроить в горах, к примеру, несчастный случай, никому рассказывать не надо.

Кстати, это не первая смерть в этом ущелье. Гораздо выше места обнаружения этого трупа ещё в 90-х годах появилась могила. Из таблички следует, что там похоронен некто Ермолаев, по прозвищу «Князь». Что произошло с мужчиной, и почему его похоронили в горах, а не спустили в посёлок, выяснить не удалось.

Местные жители рассказывают об этом неохотно. Лишь уверяют, что погребён он там был из-за трудностей со спуском. И тут же добавляют, что полицейские там побывали и установили, что криминального следа в смерти Ермолаева не было. Кстати, последний, по рассказам тех же местных, считался травником и охотником и проводил в горах большую часть времени.

Не смогли прояснить обстоятельства смерти «Князя» и в полиции. Источник сообщил, что разыскать это дело сейчас, по прошествии столь долгого времени, практически не реально. Хотя, возможно и реально, но делать этого никто не станет. А может, дела и вовсе не было? Ведь в те криминальные времена работы хватало и в посёлках. С трудом верится, что опергруппа, нагруженная техникой и необходимым инвентарём для проведения осмотра на месте, протопала для этого несколько десятков километров в гору, а потом назад. А значит и смерть Ермолаева пока нельзя сбрасывать со счетов, пытаясь разгадать «золотую» тайну Узун Каргалы.

ЗОЛОТО? ОТКУДА ЕМУ ВЗЯТЬСЯ?

С просьбой прокомментировать вопрос о том, насколько вероятно наличие золотых россыпей в ущелье, где расположено русло реки Узун Каргалы, мы обратились к геологу с многолетним стажем Алексею Солдатенко.

– Ничего здесь нет! – категорично заявил учёный. – Сейчас вы напишите, и вас все геологи засмеют. Жаланаш, Сатты, Курметты… Вот в тех местах золотодобыча ведётся. В районе Тентека в Алматинской области. Но там содержание золота в породах ничтожно мало. На один кубометр, а это около двух тонн грунта, приходится в среднем 630 миллиграммов золота. Богата золотыми запасами Восточно-Казахстанская область, в районе Курчума. Что же касается горных рек Алматинской области, то тут ничего нет. Сколько людей к нам обращалось, приносили пробы грунта. Но в основном там оказывалось так называемое «кошачье золото». То есть в результате распада пород, в том числе слюды, появляются песчинки золотистого цвета, но это не золото!

Не поверить опытному геологу мы не могли, но всё же решили поискать факты в пользу присутствия в русле Узун Каргалы пусть и не очень богатых, но золотых россыпей.

В Интернете довольно быстро удалось отыскать признаки наличия таковых. Оказалось, что на интересующем нас участке есть практически все сопутствующие золоту минералы, в том числе и кварц. Наличие множественных мелких кварцевых прожилков в породе всегда являлось хорошим признаком в понимании старателей. По внешнему виду кварца старатели могут разделить кварцевые жилы на перспективные и пустые. Так перспективным на содержание самородного золота считается «ржавый» ноздреватый кварц, цвет которого обусловливают выщелоченные кристаллы сульфидных минералов.

Считается также, что пёстрый пласт является наиболее перспективным, а присутствие в пласте красных гидрооксидов железа – признак богатой россыпи. Всего этого в ущелье, где проходит русло Узун Каргалы, предостаточно.

КСТАТИ

По моей просьбе знакомые организовали мне как бы случайную встречу с человеком, вращающимся в кругах нелегальных ювелиров и «чёрных» старателей. Сухо и довольно скупо, но он тоже подтвердил, что в ущелье, о котором мы повествуем, золото моют. Конечно, о промышленных масштабах речь не идёт, но факт остаётся фактом. На более развёрнутый ответ, естественно, рассчитывать было глупо.

Тем временем в масштабах рес­публики в целом проблема «чёрных» старателей действительно существует. Это подтверждает и недавнее задержание целой группы в Акмолинской области. Её члены в течение 2012 года занимались незаконной добычей, переработкой и реализацией золотосодержащего материала из рудников, принадлежащих АО «ГМК Казахалтын».

«В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками департамента по семи различным адресам обнаружены дробильные и моечные установки, предназначенные для переработки и добычи золотосодержащего материала, а также золотосодержащий материал в виде песка», – сообщили в департаменте финполиции области.

В общей сложности у «чёрных» старателей было изъято более 6 килограммов золотосодержащего материала, ориентировочная стоимость которого более 40 миллионов тенге.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров