Правитель Ассирии Ашшурбанипал свои книги (глиняные плитки) сопровождал табличками с угрожающими надписями: «Да обрушится гнев Ассури и Бениты на того, кто посмеет унести эти плитки…». Говорят, эти надписи стали прообразом экслибриса, появление которого впрямую связано с изобретением книгопечатания в Германии 400 лет назад. Потому и стоят у истоков создания этого вида малой графики великие имена Дюрера, Кранаха, Гольбейна. На территории современной Центральной Азии, в том числе Казахстана, история экслибриса ведет отсчет со второй половины XIX века. Однако еще отец Улугбека – Шахрух, правитель Нерата, собирая книги со всего света, пользовался особым знаком, наносившимся жидким золотом и содержавшим слова «из библиотеки»… А ex libris так и переводится – из книг…
Вложи в конверт гравюру…
«Экслибрис в культуре Казахстана» – тема диссертации преподавателя кафедры ИЗО Актюбинского государственного университета, художника-графика Марзии Жаксыгариной, которую она защитила два года назад в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства. Когда она начала собирать материал для научного исследования в Санкт-Петербурге, Москве и Алматы, оказалось, что подобных работ, рассматривающих экслибрис в культурологическом аспекте, на территории бывшего СССР нет. И ей предстоит стать первопроходцем.
Последняя выставка казахстанского экслибриса состоялась в Алма-Ате в 1984 году, в 1989 году в издательстве «Онер» вышла книга искусствоведа Натальи Стуровой-Тимофеевой «Казахстанский экслибрис», представившая более 50 мастеров. С тех пор для этого вида графики у нас наступили не самые благоприятные времена: в артбизнесе он практически не востребован, а в суровой школе выживания, которую проходит наше искусство, стало не до «прихоти души» и широких жестов – вдруг подарить другу-книгочею собственный книжный знак…
Надо сказать, что и во всем мире искусство книжного знака – предмет интереса круга избранной публики: любителей-коллекционеров, искусствоведов, художников, для которых процесс познания мира, истории культуры не менее важен, чем изобразительный. Потому экслибрисом нередко занимаются не только профессионалы, но и те, для кого это – хобби, увлечение души. И все же, несмотря на избранность и избирательность, экслибрис продолжает развиваться и занимать свое место в мировом изобразительном искусстве: собираются престижные международные конференции, устраиваются международные биеналле, конкурсы и выставки, в которых особенно преуспела чтящая традиции респектабельная Европа.
По мнению известного московского исследователя Чернова, искусство книжного знака особенно развито из наших ближних соседей в Польше, Украине, России. На этом фоне еще десять лет назад можно было бы сказать, что достижения казахстанского экслибриса за 50 лет существования стали историей вместе со славными именами работавших в этом жанре художников А. Дячкина, В. Григорьева, Б. Пака, А. Гурьева, И. Исабаева, С. Кукурузы и других.
Но… в 1994 году никому не известная актюбинская художница Марзия Жаксыгарина сказала своему мужу, художнику-графику Ануару Отеген-Тана (немало, кстати, поработавшему в экслибрисе, но, как и другие наши художники к тому времени, успевшему махнуть на него рукой):
– А давай пошлем свои экслибрисы на международную выставку в Польшу!
– Что ты, только разоримся на почтовых расходах.., – ответил старший и более осмотрительный Ануар.
Но Марзию расходы и хлопоты не остановили. Так первые работы казахстанских художников снова попали в международные каталоги.
Пани Марзия в Варшаве
– Да что ты, у них там своих художников хватает, – остужал ее пыл Ануар, когда Марзия вновь решила отправить две свои работы на международную выставку к 400-летию столичности Варшавы. И – о, чудо – она побеждает в конкурсе, и решается на невероятное: с пятимесячным сыном отправиться в далекую Варшаву.
– Знаете, – признается она, – я ведь экслибрисом увлеклась, потому что одного за другим родила двоих сыновей, и нужно было заниматься домом, детьми. В мастерскую не набегаешься, а экслибрис можно в любом уголке сесть и резать свой линолиум. Было бы только творческое вдохновение.
– И знание того, кому и чему посвящаешь экслибрис?
– Да, конечно, надо много знать о предмете, которому посвящаешь экслибрис. Я перечитала всего Сенкевича, делая в его честь свою графику, пересмотрела архитектуру Варшавы, решив участвовать в конкурсе ее столичности… И так для каждой работы. Благо, мой муж собрал отличную библиотеку, особенно по изобразительному искусству…
– Ну и как вас встретили в Варшаве, приехавшую из далекой Азии?
– Когда меня с ребенком увидел устроитель выставки пан Юзеф Чосныка, глаза его стали ледяными, – вспоминает Марзия. – Я терпела день, два, а потом говорю: «За что вы меня так ненавидите?». Его, видимо, смутил мой прямой вопрос, и он так же прямо ответил: «Настоящая пани и за 200 километров не повезет свое дитя, а вы – за три тысячи ради каких-то денег».
Мне стало обидно. Я сказала: «Посчитайте, сколько стоит ваша премия и сколько – моя дорога до границы. Я приехала посмотреть на всех вас, узнать, как вы организуете эти выставки, пообщаться, дотронуться до вас рукой…». И что-то изменилось в этом довольно холодном на вид человеке. Со временем мы подружились.
Юзеф Чосныка – известный авторитет в мире экслибриса, устроитель международных выставок, которых на его счету уже около 400. В его коллекции – более 45-и тысяч миниатюрных гравюр, он издает в Варшаве специализированный журнал. Попасть в поле внимания такого специалиста – удача.
С тех пор в Польше прошла персональная выставка экслибриса Ануара Отеген-Тана и Марзии Жаксыгариной, в Актобе – выставка работ польских графиков ХХ века из коллекции Чосныка, которую открыл сам мэтр, выставка графики Юлюша Батуры и его мастер-классы в Актюбинском университете, а также вы-ставка польских детей – воспитанников Батуры. У польского художника установились творческие связи с Ануаром Отеген-Тана, который также посвятил 40 лет преподаватель-ской работе.
А в дом Отегеновых в Актобе продолжают идти письма от совсем незнакомых Марзие польских коллекционеров: они следят за ее творчеством. Марзия отвечает: можете писать мне по-польски (она самостоятельно освоила язык). Как, впрочем, пытается сама переводить всю корреспонденцию из Италии, Испании, Германии, Дании с помощью словарей: «Вот только иероглифы не читаю!».
Летом 2001 года в Польше открылась выставка «Казахстанский экслибрис», в которой приняли участие те немногие казахстанские художники, что еще сохранили интерес к этому виду графики и откликнулись на призыв Марзии: актобинцы А. Отеген-Тана, Т. Телеушев, А. Верещагин и другие; таразцы Б. Ткаченко, А. Лежнин; астанчанин С. Кульмешкенов (к сожалению, теперь уже житель Америки); костанайцы А. Соков, Ю. Новоселов и другие. В 2002 году вы-ставка экслибриса Марзии и Ануара при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» прошла в Вильнюсе, она была посвящена 10-летию установления связей между Казахстаном и Литвой.
Все эти одиннадцать лет, прошедшие со дня первого отправленного в Польшу конверта с книжными знаками, они активно участвуют в международных выставках, их работы попадают в каталоги, будят интерес к Казахстану у других экслибристов. На счету Марзии Жаксыгариной уже около 100 зарубежных выставок, на некоторых она удостоена дипломов, ею создано более 250 экслибрисов, среди них такие серии, как «Казах-ская земля», «Ювелирные украшения Казахстана», «Абай – 150 лет», «Мухтар Ауэзов – 100 лет», «Кудайберген Жубанов – 100 лет», «Экзюпериана», «Пушкиниана» и другие. У Ануара Отеген-Тана – около 300 графических миниатюр.
Активно участвуют в выставках студенты Марзии Жумашевны и тоже становятся дипломантами. Новое поколение актобинских графиков выбирает экслибрис. Но главное, экслибрис востребован у актобинской интеллигенции, охотно посещающей выставки и заказывающей книжные знаки для своих библиотек, офисов, учреждений.
Актобе как столица экслибриса
Когда в 1999 году Марзия Жаксыгарина задалась целью провести первую в истории Казахстана международную выставку экслибриса в Актобе и посвятить ее 100-летию Кудайбергена Жубанова, первого профессора-лингвиста, чье имя носит Актюбинский университет, – она уже знала, что ее приглашения, разосланные во все концы мира, найдут отклик. Но результаты превзошли все ожидания: в выставке приняли участие 124 художника из 25 стран, представив 324 работы, причем половину из них можно увидеть в цветном каталоге.
– Несмотря на то, что это был мой первый опыт организации такой большой выставки, работалось легко, – рассказывает Марзия, – потому что все расходы взял на себя университет. Я чувствовала поддержку нашего ректора, доктора физико-математических наук, профессора Кенжегали Кенжебаева, городского акимата, непосредственно акима Елеусина Сагиндикова. Ведь вернисаж в какой-то мере был и частью мероприятий, посвященных 130-летию Актобе.
Сегодня эта экспозиция, оцениваемая специалистами в 25 тысяч долларов, – собственность университета, украшает его стены, объединив в себе образовательные, эстетические, этические начала. Графические работы отражают основные моменты трагической жизни репрессированного ученого, его многогранной научной деятельности. Работы разнятся по своему композиционному, стилистическому, сюжетно-тематическому решению, но часто в основе композиции – портрет ученого в сопряжении с сюжетами историко-культурного развития страны.
У Маурицио из Аргентины это атрибуты театра, музыкальной культуры, письма, у Владимира Гадомского из Польши (первая премия) использованы символы логики, истории, культуры. Они же встречаются в экслибрисах Василия Лучко и Василия Леоненко из Украины, Клеменсаса Купрюнаса и Альфонса Чепаускаса из Литвы. Связь с древностью – орнаментальностью сакского звериного стиля – подчеркнул в своих работах украинский график Петр Малышко (диплом I степени), декоративные пятна в плоскостном решении, контрастный свет, стилизация форм – все это можно увидеть в работах уругвайских художников Раула Каттелани и Исабели Истом.
Обретение независимости Казахстаном, время реформ были равно трудными и для его экономики, и для его культуры. Однако созидательная энергия строящегося государства окрыляет людей инициативных, неравнодушных, таких, как Марзия Жаксыгарина. В 1999 году с серией своих экслибрисов и графики она стала победителем казахстанского конкурса «Крылатая женщина» в номинации «Искусство». К 130-летию Актобе ей присвоено звание «Почетный гражданин города» за вклад, что вносит она в его духовное развитие. В 2003 году ей присвоено звание Человек года Актюбинской области. Она награждена медалями «За доблестный труд», «10-летие независимости Казахстана».
По-своему откликнулась эта известная в Актобе семья художников на объявленный Президентом Год поддержки культуры. Они решили, что не только культуру нужно поддерживать, но культура сама должна поддерживать в людях их эстетические запросы, прийти в каждый дом, каждый офис. Марзия Жаксыгарина и Ануар Отеген-Тана провели персональную выставку в реабилитационном центре «Акбобек», на которой присутствовала президент «Бобека» Сара Назарбаева. Вся экспозиция передана в дар центру. Еще одна выставка-дар состоялась на экономическом факультете жубановского университета.
Марзия Жаксыгарина создала в родном городе экслибрис-центр «Танба» (по типу известных мировых) и к началу нового века ее усилия сосредоточились на том, чтобы провести в Актобе международную выставку экслибриса и графики «Духовность и культура Казахстана», посвященную 10-летию независимости страны.
Экслибрис, соединяющий сердца
– Предлагая художникам обратить внимание на своеобразную культуру нашей страны, уходящую корнями в глубокую древность, мы открываем миру Казахстан, – говорила Марзия Жаксыгарина в акимате, убеждая городские власти стать спонсорами выставки. – Мы хотим прославить в искусстве книжного знака нашу духовность, творческую элиту – Абая, Мухтара Ауэзова, Магжана Жумабаева, наших космонавтов, артистов, художников, поэтов… Значит, и наш город становится заметной точкой на карте мирового экслибриса.
Со всех концов света шли в Актобе пакеты с миниатюрной графикой, в которой отражены традиции и быт казахов, памятники культуры и архитектуры, изображены портреты известных деятелей культуры прошлого и современности. Ни расстояния, ни возраст не помеха для людей, одержимых искусством. 81 год Курту Вернеру из Австрии, по 85 лет – Каролу Андруско из Югославии и Янине Речко из Польши. 17 графических работ и 13 экслибрисов прислал Владимир Гадомский из Чехии. В целом в адрес выставки пришли работы из З5 стран мира от 152 художников. Ее проведение взял под свой патронат тогдашний аким города, а ныне области Елеусин Сагиндиков. Вся экспозиция поступила в дар городу.
Мне довелось быть на вернисаже этой выставки в Актобе. Ни с чем не сравнимо чувство, когда ты видишь экслибрисы, пришедшие со всех континентов, из разных стран, посвященных нашему Казахстану, несущие печать разнообразных национальных культур – Латинской Америки и Японии, Китая и европейских стран.
– Усилия политиков блекнут перед объединяющей силой искусства, – говорил на вернисаже мастер графики из Литвы, лауреат первой премии Альфонсас Чепаускас. Из многих личностей казахской культуры он избрал для своих графических миниатюр образ Коркыт-ата. Лауреат второй премии Алесей Шарыпин из России в офорте и акватинте показал юрту – не просто жилище казахов, но объединяющий символ земли и космоса. Абай и Магжан воплощены в малой графике старейшего казахстанского мастера экслибриса Бориса Ткаченко из Тараза, разделившего третью премию с чехом Владимиром Гадомским, в работах которого чувствуется огромное желание вникнуть в чужую для европейца историю и культуру, в образ жизни другого народа.
– Через книжный знак идет огромный поток разнообразной информации, – итожила свои впечатления от выставки в нашей беседе Марзия. – Здесь можно проследить традиции и художественные тенденции, поиски нового художниками разных школ. С давних времен существовало в Казахстане искусство знака – тамги. Знаки-тамги предельно просты, абстрактны и выразительны. Спрессованность мышления в казахских тамгах, традиции знакоделия не кажутся забытыми, если вести речь о современном книжном знаке…
Думаю, эти размышления были частью того научного материала, что стал ее кандидатской диссертацией «Экслибрис в культуре Казахстана». О своей защите она говорит:
– Пришлось потрудиться, обосновывая и отстаивая гипотезу более раннего происхождения восточного экслибриса, нежели европейского, приводя неоспоримые факты из ранних публикаций русских и европейских ученых.
И искренне признается:
– Все-таки приятно осознавать себя первым куратором Международных выставок экслибриса в истории культуры суверенного Казахстана.
А я вспоминаю, как дома у нее мы рассматривали присланные работы. И Марзия показала свой последний экслибрис, который она сделала для итальянца югославского происхождения Леона Бернетича. 50 лет искал он прах своего репрессированного в СССР отца. Как только открылись архивы КГБ, приехал на поиски места его захоронения. Выяснилось, что его отец расстрелян под Актюбинском на Верблюжьей горе, откуда Леон взял горсть земли, чтобы соединить прах отца и матери. Сочная, пронизанная солнцем кисть винограда просится в ладони на графической миниатюре Марзии.
– Искусство экслибриса соединяет души и сердца, – говорит она. – Казалось бы, как просто: вложил в конверт свою гравюру, и она на другом конце Земли расскажет о том, что чувствовал далекий художник, беря в руки резец…
Дар Уилскому музею
Когда года два назад собкор «Казахстанской правды» по Актюбинской области Рысты Алибекова сообщила, что семья художников Ануара Отеген-Тана и Марзии Жаксыгариной принесла в дар Уилскому районному музею коллекцию работ, как собственных, так и художников Казахстана, России, своих зарубежных друзей, признаюсь, внутренне я ахнула. Я бывала в мастерской Ануара и Марзии, видела их работы, видела коллекцию, собравшуюся из подаренных и приобретенных работ – среди них произведения народных художников республики Жанатая Шарденова и Сабура Мамбеева, заслуженных деятелей искусств КазССР Андрея Дячкина и Исатая Исабаева, старейшего казахстанского графика С. В. Кукурузы, которого Ануар Отеген-Тана считает своим учителем, петербургских мастеров… К дару семьи присоединили свои работы актобинские художники О. Хайруллин, Т. Телеушев, Н. Тулепбай, Н. Отеген… И все они в числе 500 произведений отправились в Уил.
Конечно, Уилский музей возник в жизни этой семьи не случайно. Из Уила родом Ануар Отеген-Тана, муж Марзии, ее учитель, о котором нельзя не рассказать подробнее. Постигнув под его руководством необходимость кропотливого и сосредоточенного труда в изобразительном искусстве, Марзия открыла для себя безграничные современные коммуникативные возможности. Ануар же продолжает по традиции прошлого века быть более сосредоточенным на своем творческом процессе.
Даже короткое знакомство с творчеством художника убеждает, что графике Ануара Отеген-Тана подвластна любая тема, любое настроение, впечатление. Она фундаментальна и эскизна одновременно, с бумаги, по которой прошел валик печатного станка, не исчезают сиюминутность и трепетность жизни, как бы изначально тяготеющие к вечности. Недаром работы известного казахстанского графика хранятся в Уральском, Павлодарском, Ульяновском, Львовском музеях, в музее Шевченко (Киев), в музее экслибриса (Москва), в Италии, Польше, Бельгии, в Дирекции художественных выставок в Алматы.
Заметив в мастерской афишу Оренбургской выставки графики Марзии Жаксыгариной и живописи Ануара Отеген-Тана, я не могла не спросить:
– Значит, эти холсты на стенах – ваши?
– За исключением подаренных друзьями, – ответил Ануар Жумагалиевич. И пояснил: – Живопись на арт–рынке сейчас более востребована, а мне еще в училище прочили славу живописца. Вот я с ней никогда и не расставался. Есть композиции, которые выигрывают в цвете, масле, в пастозном мазке, а есть – требующие линии, пятна, игры черного, белого, серебристого…
Соглашаясь с этой теорией, на практике видишь, сколь живописна и графика Ануара. Притягательны, экспрессивны работы серий «Хвала коню», «Игры» и «Трагедия степей». Любителей искать «черную кошку в темной комнате» заинтригуют серии «О том, о сем» и «Отражение жизни». Зрелым мастерством взволнует ценителей графика в цвете, посвященная Кудайбергену Жубанову. Десятилетие неразлучна с художником серия «Хадисы». Эти иллюстрации к толкованиям Корана пророком Мухаммедом тоже выдают в нем учителя… И поневоле подумалось: как жаль, что нет спонсора, который бы помог показать графику Ануара Отеген-Тана и Марзии Жаксыгариной в Алматы и Астане!
И вот, не дожидаясь, пока наследие Ануара за сорок лет творчества и известные во всем мире экслибрисы Марзии откроют в столицах, Ануар и Марзия сами стали меценатами – подарили Уилскому музею полтысячи работ. А ведь продай они только один холст Шарденова, этих денег хватило бы…
Но я прерываю подобные свои размышления. Потому что помню наш разговор с Ануаром Жумагалиевичем у графических листов «Сказ прара…» – целой сюжетной серии о приключениях некоего казаха в Италии: вот он заглядывается на микеланджеловского Давида, так что борик едва не валится с макушки; вот он шокирован откровенностью красоток Беллини; вот в гондоле ловит сладостные звуки Венеции. И вот, наконец, встречает Ее…
– Ануар, неужели эта серия биографична? – спросила я тогда.
– Да, представьте, наш прапрадед привез из Италии себе жену. Но это длинная история, подробности которой теряются в памяти потомков. И я захотел воспроизвести их графически. Наша бабушка, занимавшаяся воспитанием шестерых внуков, поучала: вы не должны обижаться, если вас назовут собаками. Ведь Италия, откуда ваша прабабушка, страна собак (ит – по-казахски собака. Как тут не вспомнить миф о волчице, вскормившей основателей Рима!) Бабушка была строга, много читала нам книг и говорила: «Что за глупость нынешняя – гордиться тем, что ты из бедноты. Бедность никогда не была достоинством. Запомните это».
Да, если бы нянюшка Ануара могла заглянуть в его сегодняшний день, она бы убедилась: ее поучения не прошли даром. Огромным художественным наследием богаты Ануар Отеген-Тана и его жена Марзия Жаксыгарина, богаты своей семьей, в которой искусству преданы все – от мала до велика, богаты замыслами и новыми работами, которые они покажут на новых выставках… Они не могут не делиться этим своим богатством, потому что, как написала Марзия в предисловии к каталогу Уилского музея: «… одним из важнейших условий существования и развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми».
Недавно я получила от Марзии Жаксыгариной по «электронке» письмо. Она делится своими впечатлениями от прошлогоднего пребывания в Германии в гостях у брата и новыми планами: «Сикстинская мадонна» Рафаэля поражает своим великолепием, а Тициан и Рембрандт сводят с ума… По мнению Якова Бердичевского – пушкиниста, коллекционера, издателя, – моя книга «Актюбинский экслибрис» стоит больше изданных им глянцевых альбомов, потому что она искренняя. Спасибо ему, конечно. Живет он в Берлине, куда переехал из Киева…
«Танба» наша сохранилась, и пока мы будем жить, столько, а может, и далее, она будет действовать. Ткаченки наши (речь о художнике Б. Ткаченко и его жене. – Л. Ш.) как всегда в авангарде искусства и как люди просто замечательные. Мало, очень мало таких людей.
Сейчас готовимся к 100-летию С. В. Кукурузы и Ахмета Жубанова, готовим международные выставки экслибриса, которые должны состояться в 2006 году. Уже разослали условия участия в них. Намечается традиционность проведения Международных выставок экслибриса в Актобе. Художники и ценители признали наш город – центром экслибриса».
Я читаю письмо Марзии Жаксыгариной и горжусь, что среди 250 созданных ею экслибрисов, есть и посвященные мне.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 4135
- 1
- 2
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 3608
- 3
- 10
-
3🌡Прогноз погоды на 22 ноября: сильный ветер ожидается во многих регионах Казахстана
- 2946
- 0
- 4
-
4🌋 Вулкан в Исландии вновь извергся: популярный курорт эвакуировали
- 2518
- 0
- 6
-
5🟢 В Казахстане стало меньше молодёжи, которая нигде не учится и не работает
- 2522
- 2
- 17
-
6💰 Курс доллара к тенге немного снизился на бирже 21 ноября
- 2546
- 0
- 8
-
7⚡️Международный уголовный суд выдал ордер на арест Нетаньяху
- 2525
- 0
- 80
-
8⚠️В двух областях Казахстана ограничили движение на трассах из-за непогоды
- 2398
- 0
- 9
-
9✍️Верховный суд будет пересматривать дела в исключительных случаях – Токаев подписал закон
- 2549
- 1
- 18
-
10⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 21 ноября
- 2644
- 0
- 7