Прямой эфир Новости спорта

Индустриальный Мангистау

Нефтеносный Мангистау постепенно превращается в индустриальный. К примеру, в преддверии 20-летия независимости здесь запускаются проекты в различных секторах экономики: новая железная дорога, современный хлебобулочный завод, производство электронной техники и другие новые для полуострова производства с общей сметной стоимостью 85 млрд тенге. Благодаря им постепенно появляются порядка трёх тысяч новых рабочих мест. 

Нефтеносный Мангистау постепенно превращается в индустриальный. К примеру, в преддверии 20-летия независимости здесь запускаются проекты в различных секторах экономики: новая железная дорога, современный хлебобулочный завод, производство электронной техники и другие новые для полуострова производства с общей сметной стоимостью 85 млрд тенге. Благодаря им постепенно появляются порядка трёх тысяч новых рабочих мест.

ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ: ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ПЛАНШЕТНИК «АККУ»
И ХЛЕБОЗАВОД

Главный объект, которым впору гордиться всем казахстанцам – новая железнодорожная линия Узень – государственная граница с Туркменистаном, имеющая стратегическое значение для страны. АО «НК «Іазаєстан темір жолы» при поддержке акимата Мангистауской области в довольно сжатые сроки построил новую стальную магистраль протяжённостью 146 км, связывающую станцию Узень с Туркменией и обеспечивающую выход через Иран в страны Персидского залива. Напомним, что старт строительству был дан всего лишь в ноябре 2009 года, а завершается буквально в эти дни – в начале декабря 2011 года. Стоимость проекта – 65081 млн тенге.

– Благодаря новой железной дороге доселе тупиковая станция Узень соединится с Туркменией и Ираном. На протяжении стальной магистрали уже полностью построены и оснащены семь разъездов и станций, везде проведена вода и электроэнергия. Население, проживающее в городе Жанаозен и Каракиянском районе, проявляет интерес к покупке земельных участков вдоль новой железной дороги. Это нормальный процесс, ибо там, где есть железная дорога, там всегда кипит жизнь, – говорит аким города Жанаозен Орак Сарбопеев. – К тому же на этой территории создаётся новая свободная экономическая зона «Каспий» с субзоной «Болашак», который привнесёт новый импульс для развития бизнеса на территории вдоль стальной магистрали.

Свою лепту в развитие индустриально-инновационной программы внесла и компания ТОО «Магабред». Она подготовила к 20-летию независимости страны хороший социальный подарок – новый современный хлебобулочный завод мощностью 30 тонн в сутки различных хлебобулочных изделий. Стоимость проекта свыше 1,2 млрд тенге, основан он на современнейшей немецкой технологии, аналогов которому в Казахстане на сегодня нет.

«Изюминкой» регионального ФИИР, пожалуй, можно назвать производство планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов, налаженное ТОО «JX Company». Сметная стоимость завода – 800 млн тенге, здесь будут созданы 110 рабочих мест. Годовая мощность производства – 68 тыс. планшетных компьютеров, более 40 тыс. телевизоров и 43 тыс. мониторов.

– Компания «Caspiy Electronics» – первый производитель планшетных компьютеров в Казахстане. При этом используется операционная система последнего поколения, поддерживающая все современные технологии передачи данных. Выпуск планшетных компьютеров позволит обеспечить отечественными электронными учебниками общеобразовательные школы, вузы и другие учебные заведения. Себестоимость продукции будет на 20% ниже сложившийся рыночной и будет доступна широким слоям населения, – утверждает директор компании Александр Павленко.

К слову, казахстанский планшетник назван романтично и со вкусом – Акку. Видимо, создатели решили сделать акцент на морском колорите, так как наш айпад собран на берегу седого Каспия. Естественно, в нём есть казахский шрифт, а при его подключении льются звуки казахской народной музыки. Самый первый экземпляр 9 декабря в Астане будет презентован главе государства во время телемоста, посвящённого запуску новых объектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).

Эти несколько проектов наравне с другими будут введены в строй в декабре уходящего года. По словам начальника областного управления предпринимательства и промышленности Лизы Ульжабаевой, всего на территории Мангистауской области реализуются более 50 инвестиционных проектов с общей сметной стоимостью свыше 10,5 трлн тенге.

– После того, как они заработают, в регионе появятся не менее 46 тыс. новых рабочих мест. В настоящее время в рамках программы ФИИР по нашей области в Карту индустриализации включён 31 проект с общей сметной стоимостью 614 млрд тенге и созданием порядка 30 тыс. рабочих мест. Из них в 2010 году было реализовано 9 инвестиционных проектов стоимостью 37 млрд тенге и созданием 1193 рабочих мест, – считает Лиза Успановна.

К примеру, в текущем году 4 июля во время общенационального телемоста с участием главы государства Нурсултана Назарбаева был введён в эксплуатацию промышленный комплекс по выпуску морских металлоконструкций ТОО «КаспианОффшорИндастриз». Производство ориентировано на выпуск широкой номенклатуры продукции, освоенной извест­ной итальянской компанией «Розетти», с использованием её многолетней практики, технологий и собственных ноу-хау.

Ещё один интересный проект планируется завершить к концу следующего 2012 года. Фармацевтический комплекс по выпуску жидких лекарственных форм стоимостью 1,6 млрд тенге будет производить инфузионные растворы в объёме 20 млн штук упаковок в год.

В ОЖИДАНИИ СОБСТВЕННОГО БИТУМА

До сих пор в бурно развивающемся в экономическом плане полуострове дороги плохого качества. Эту проблему часто поднимают посетители блога акима области Крымбека Кушербаева. Глава региона обещает, что за дороги власть возьмётся к концу следующего года, когда в строй вступит завод по производству дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс. К слову, инициатором проекта стоимостью 43 500 млн тенге является АО «НК «КазМунайГаз». Как только заработает битумный завод, в области приступят к капитальному ремонту и строительству автомобильных дорог региона. Кстати, мощность завода – 1 млн тонн переработки неф­ти в год позволит также и экспортировать продукцию в Прикаспийские регионы.

Проект этот разработан в рамках правительственной программы развития нефтехимической промышленности в Казахстане. Он нацелен на использование имеющихся объёмов нефти на Каражанбасском месторождении в качестве исходного сырья для производства дорожных битумов высокого качества, чтобы удовлетворить потребности дорожно-строительной отрасли республики. Немаловажно и то, что проект реализуется на производственной площадке существующего завода пластических масс в Актау. Заказчиком проекта является созданное в 2009 г. ТОО «СП CASPI BITUM».

Основной ожидаемый экономический эффект от его реализации – снижение объёмов импорта и увеличение объёмов экспорта продукции переработки углеводородного сырья с высокой добавочной стоимостью. Большая часть производимой битумной продукции планируется продавать на внутреннем рынке. После выхода на проектную мощность завод будет реализовывать продукции на сумму порядка 175 млн долларов США в год.

Естественно, большое производство требует множество рабочих рук. Уже во время строительства здесь работу нашли 1200 жителей региона. По словам специалистов, основным потребителем битума дорожных марок является дорожное строительство, осуществляемое подрядными дорожно-строительными компаниями, привлекаемыми государством на основании конкурса государственных закупок.

Основная продукция, планируемая к выпуску в результате реализации этого проекта, – битум дорожных марок БНД 90/130 и БНД 60/90, используемый в дорожном строительстве для приготовления асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, битумных эмульсий, жидких битумов, битумполимерных вяжущих марок, при гидроизоляционных работах и при приготовлении мастик различного назначения.

Создаваемое производство предполагает использование передовых технологий, обеспечивающих производство высококачественного дорожного битума экономически эффективным способом.

– Реализация этого проекта решит несколько задач. Во-первых, в Западном регионе Казахстана появится нефтехимическое производство, что является качественно новым этапом в развитии экономики страны. Во-вторых, глубокая переработка углеводородов повысит эффективность использования сырья. В-третьих, производство битумов вносит весомый вклад в диверсификацию промышленных отраслей, снижает объемы импорта битумной продукции и увеличивает экспорт углеводородов с высокой добавленной стоимостью, – уверена начальник областного управления предпринимательства и промышленности Лиза Ульжабаева.

Таким образом, создаваемое битумное производство будет первым предприятием, специализирующимся исключительно на производстве дорожного битума. Что немаловажно, производимый битум будет обладать повышенным качеством, что позволит снизить затраты на эксплуатацию автомобильных дорог, которые будут строиться и реконструироваться с его использованием.

ЗАВОДЫ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

Несколько объектов в Мангистау были введены ещё в прошлом году. Они построены с учётом перспектив развития морской нефтедобычи в регионе. То есть они стали органичной частью мероприятий по развитию береговой инфраструктуры. Это база поддержки морских операций, рассчитанная на 30-40 швартовых мест и судоремонтные работы, судоремонтный завод в пос. Баутино, где ежегодно производится единовременное доковое обслуживание 6-8 судов или 50-60 судов. К ним можно отнести производственную площадку, подготовленную под завод металлоконструкций ТОО «ТенизСервис» площадью 20 га и завод по приготовлению буровых растворов в пос.Баутино, реализованный «Эм-Ай Дриллинг Флюидз Интернэшнл, Б.Н.», мощностью 84 тыс.тонн бурового раствора в год.

– Запуск новых производств в 2010 году способствовал в первую очередь диверсификации промышленной продукции, повышению квалификации местных кадров, приросту объёмов производства продукции в обрабатывающем секторе промышленности на 55%, увеличению производительности труда на 13%, – говорит начальник областного управления предпринимательства и промышленности Лиза Ульжабаева. – Это также помогло решить в том числе и вопросы продовольственной безопасности: сохранение стабильных цен на рынке муки, хлеба и хлебобулочных изделий, рост производства продукции животноводства и поголовья скота в среднем на 17%. К слову, положительная динамика развития промышленности сохранилась и в 2011 году. Индекс физического объёма в несырьевом секторе промышленности за январь – октябрь 2011 года составил 122,9%.

Интерес представляет и построенный в прошлом году завод по производству предызолированных труб со сметной стоимостью 643,35 млн тенге. Годовая мощность производства – 112 тыс. м. предызолированных труб. Выпускаемая продукция – предызолированные трубы различных диаметров будет использоваться в первую очередь на внутреннем рынке. В том числе при реализации региональных инвестиционных проектов, при строительстве объектов береговой инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций. Предызолированные трубы обладают рядом преимуществ. Во-первых, при их применении значительно упрощается монтаж и сроки строительства инженерной инфраструктуры за счёт готовой изоляции, сокращаются энергопотери, что отвечает задачам применения энергосберегающих технологий.

К слову, сбыт продукции будет осуществляться в Иран морскими судами-газовозами. На сегодня договора на поставку продукции заключены уже с несколькими компаниями – PCCI (Petro Chemical Company International), RAZAVI OIL&GAS, Som Petrol, ZALVAND.

Завод по производству электротехнического оборудования со сметной стоимостью 1400 млн тенге представляет собой небольшое производство. Его годовая мощность – 10,5 тыс. штук электрооборудования. Здесь при производстве используется современное оборудование из США, Бельгии, Австрии, Великобритании, Италии, Франции, Испании и России. Предприятие имеет собственные разработки электротехнического низковольтного оборудования, подтверждённые соответствующими патентами.

На территории приморского города Актау в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) построен газоналивной терминал со сметной стоимостью 1374 млн тенге. Годовая проектная мощность перевалки составляет 120 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа.

По мнению инициаторов проекта, наличие собственного терминала и флота судов-газовозов создаёт условия для выхода на новые экспортные рынки сбыта продукции и сокращения времени доставки на существующие рынки сбыта СУВГ. Всё оснащение, применяемое здесь, – это новейшие разработки в области работы с СУВГ и оборудование производства немецкой компании ФАС. Естественно, как и всё произведённое в Европе, имеет долгий срок службы и создаёт огромный потенциал для роста производительности.

– На сегодняшний день аналогов реализуемому проекту нет не только в РК, но и в странах Прикаспийского региона. В связи с развитием нефтедобывающей отрасли Западно-Казахстанского и Прикаспийского регионов услуги по перевалке и транспортировке СУВГ на экспорт будут иметь устойчивый спрос, а также будут востребованы конечными потребителями СУВГ в таких странах, как Иран, Пакистан, Азербайджан, Турция, – считает начальник областного управления предпринимательства и промышленности Лиза Ульжабаева.

Нет аналогов и только что построенной производственной базе по изготовлению сосудов, работающих под давлением, сепараторов и обработке трубопроводов для обеспечения нефтяной и газовой промышленности.

Он реализован ТОО «ГММОС Казахстан». Проектная мощность проекта – 6 000 тонн выпускаемой продукции, что в финансовом выражении составляет 3 млрд тенге. По мнению инициатора проекта, он имеет прямое влияние на развитие промышленности Мангистауской области. Продукция не просто уникальна, но и соответствует высоким международным стандартам качества. Уже сейчас продукция предприятия реализуется на территории Казахстана, с перспективой выхода на экспорт в Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан и Россию.

ЛУЧШИЙ АЭРОПОРТ В СНГ

В число проектов ФИИР внесён и проект по строительству Международного пассажирского терминала и реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту г. Актау.

Напомним, что такие международные аэропорты в Казахстане имеются лишь в трёх городах: Астане, Алматы и Актау. «Изюминка» Актауского аэропорта в том, что он единственный в стране, который был построен на концессионной основе. Авторы проекта верно рассчитали все нюансы. В таком инвестиционно привлекательном регионе, как Мангистау международный аэропорт был необходим как воздух. Во-первых, в Актау очень часто прибывают инвесторы из других стран, здесь работает множество иностранных компаний, отсюда переправляются тонны груза. Ожидания инициаторов проекта оправдались на все сто: в этом году Международный аэропорт Актау был признан лучшим аэропортом в СНГ.

Поэтому строительство Международного пассажирского терминала и реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту г. Актау в рамках ФИИР стало оправданным шагом.

От его реализации для экономики региона, в частности, и страны в целом, много прямых и косвенных эффектов. Во-первых, нельзя сбрасывать со счёта рост транзитных перевозок через территорию республики. Во-вторых, надо учесть положительную динамику роста отрасли авиаперевозок в мире, в первую очередь в Азиатском регионе и прогнозы IATA на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Например, в среднем прогнозируется 4-6% ежегодного роста пассажиропотоков в Казахстане. И это самая минимальная ожидаемая тенденция роста (в среднем прогнозируется 6,5-7% для стран СНГ). В-третьих, это сохраняющаяся тенденция к росту деловой активности в Мангистауской области и Прикаспийском регионе, обусловленная ростом добычи энергетических ресурсов в регионе, а также планируемая реализация проектов по развитию транзитного потенциала Мангистау и созданию мультимодальной системы по обслуживанию транзитных перевозок. В-четвёртых, свою роль играет активная маркетинговая стратегия Международного аэропорта г. Актау, в том числе планомерная работа по увеличению количества обслуживаемых авиаперевозчиков, модернизация инфраструктуры аэропорта и рост технических возможностей по обслуживанию ВС без ограничения взлётной массы.

– Несомненно, в нашем проекте есть инновационная составляющая. Наша задача – реконструкция взлётно-посадочной полосы с доведением её технических характеристик до 1 категории международного стандарта и рекомендации ИКАО, – говорит директор АО «Международный аэропорт г. Актау» Ергазы Жолдасов. – В результате не просто будет повышен уровень квалификации персонала и созданы новые рабочие места, но и сформирован стратегический узел в Каспийском регионе. Это будет пересадочный узел, обеспечивающий трансферт пассажиров, багажа и груза за наиболее оптимальное время по отношению к конкурентам.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров