Мы уже писали об одномандатных округах, а также о том, как будет проходить голосование. А сегодня давайте разберёмся в правилах агитации.
№ 1. Источники финансирования избирательной кампании
Избирательная кампания кандидатов в мажилис и маслихаты финансируется из двух источников: республиканского бюджета и избирательного фонда, который формируется за счёт вклада самого кандидата, а также добровольных взносов спонсоров и / или партии, если он ею был выдвинут.
Размер фонда и объём помощи от государства строго регламентированы. Ранее мы подсчитали размеры избирательного фонда для всех категорий кандидатов. Теперь поговорим о государственной поддержке кандидатов по одномандатным округам, в том числе самовыдвиженцев.
№2. Что гарантирует кандидатам государство
Государство гарантирует оплату из бюджета всем кандидатам по одномандатным округам и кандидатам в маслихаты всех уровней:
- выступлений на телевидении – 15 минут;
- выступлений на радио – 10 минут;
- публикаций в прессе или сетевых изданиях двух статей, каждая объёмом не более 1/4 полосы формата А-2.
Кандидаты имеют право самостоятельно перераспределять объём публикаций в печатных и / или сетевых изданиях, на теле-, радиоканалах в рамках выделенных им государством средств. Оплата производится за счёт республиканского бюджета.
№ 3. Сколько денег даёт государство кандидатам на агитацию
19 февраля Центральная избирательная комиссия выпустила постановление, где распределила бюджетные деньги на предвыборную агитацию.
Кандидаты в депутаты маслихатов районов и городов имеют право на:
- выступление с программой по телевидению, по радио и публикацию двух статей в периодических печатных или сетевых изданиях – на это выделяется 200 тысяч тенге;
- проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов – 100 тысяч тенге;
- транспортные расходы – 50 тысяч тенге.
Кандидаты в маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы имеют право на:
- выступление с программой по телевидению, по радио и публикацию двух статей в периодических печатных или сетевых изданиях – 350 тысяч тенге;
- проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов – 130 тысяч тенге;
- транспортные расходы – 70 тысяч тенге.
Кандидаты в депутаты мажилиса парламента (кроме кандидатов по партийным спискам) имеют право на:
- выступление с программой по телевидению, по радио и публикацию двух статей в периодических печатных или сетевых изданиях – 450 тысяч тенге;
- проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов – 300 тысяч тенге;
- транспортные расходы – 200 тысяч тенге.
№ 4. Как работает механизм оплаты
Деньги на руки кандидатам не выдают. Средства поступают из госбюджета на специальные счета местных исполнительных органов. Деньгами распоряжается территориальная избирательная комиссия.
До выделения средств на выступление в СМИ кандидат предоставляет в территориальную избирательную комиссию заключённый с поставщиком услуг договор, в котором должна быть указана цена предоставляемой услуги. После чего деньги перечисляются на банковский счёт поставщику.
№ 5. Что считается предвыборной агитацией
Помимо традиционного личного обращения кандидата в эфире телевидения или на радио, публикации программы, материал в СМИ считается агитационным, если он содержит:
- призывы голосовать за или против того или иного кандидата;
- предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов;
- описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов;
- явно преобладающие сведения о каком-либо кандидате.
№ 6. Финансовые ограничения
Считается, что финансовые ограничения единые для всех участников предвыборной кампании уравнивают их возможности в агитации. Отсюда исходит перечень запретов.
Кандидатам запрещено:
- размещать агитационные материалы бесплатно;
- превышать установленный лимит размера избирательного фонда на проведение предвыборной кампании;
- выпускать агитационные материалы, стоимость которых была оплачена за счёт иных, помимо избирательного фонда кандидата либо политической партии, средств.
Напомним, что, помимо государственного финансирования, участники избирательной кампании имеют право создавать избирательные фонды. В 2023 году общая сумма избирательного фонда для политических партий на выборах в мажилис не должна превышать 1 млрд 50 млн тенге. Для кандидатов в депутаты парламента по одномандатным округам – не более 49 млн тенге.
При написании материала использовались:
- Постановление ЦИК РК от 25 июня 2007 года N 90/178 "Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления".
- Постановление ЦИК РК от 25 августа 2018 года N 12/202 "Об утверждении Правил и объёмов выделения средств кандидатам для выступления в средствах массовой информации".
- Постановление ЦИК от 19 февраля 2023 года N 47/726 "Об установлении размеров расходов кандидата в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, покрываемых из средств республиканского бюджета на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, назначенных на 19 марта 2023 года".
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5632
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2519
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2581
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2330
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2211
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2198
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2265
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2316
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2244
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2229
- 0
- 6