Путешествующие поездами казахстанцы часто сталкиваются с ситуацией, когда до конечной остановки ещё часа полтора, а проводники уже будят народ и требуют в срочном порядке заправить постель и сдать бельё. АО "Пассажирские перевозки" ответило на запрос Informburo.kz и объяснило, какие услуги вправе требовать их клиенты.

№1. Кто может попросить проводника расстелить постель?

Инвалиды, пассажиры преклонного возраста, пассажиры, имеющие проблемы со здоровьем, пассажиры с малолетними детьми и пассажиры вагонов типа купе и СВ поездов категории "фирменный" могут без зазрения совести озадачить этой просьбой проводника. Согласно внутренней инструкции проводники обязаны застелить постель этим категориям пассажиров.

№2. Обязан ли пассажир сдавать постельное бельё?

Нет, не обязан. Проводники, конечно, могут попросить об этом пассажиров в очень корректной и вежливой форме. Но согласно внутреннему распоряжению проводники должны сами убирать постельное бельё.

№3. За сколько минут до конечной остановки пассажира проводник должен разбудить его?

Пассажир может попросить разбудить его намного раньше, но постельное бельё проводник должен собрать за 30 минут до пункта назначения пассажира. Так что если вам не нужно вставать раньше, чтобы успеть сходить в туалет до санитарной зоны, то вы можете спокойно до назначенного времени проваляться на вагонной полке.

№4. Сколько туалетов должно быть открыто в вагонах?

Иногда, чтобы лишний раз не проводить уборку туалетов, проводники один из санузлов просто закрывают. Делать это они не имеют права. Все туалеты должны быть открыты на всём протяжении пути, за исключением санитарных зон и случаев неисправности санузлов.

№5. Как часто должна производиться уборка вагонов и санузлов?

Уборка салона вагона и купе производится по мере необходимости, но не менее двух раз в сутки, в санузлах – не менее четырех раз в сутки. Это требование ко всем типам вагонов независимо от сообщения и категории поездов.

№6. Какие услуги должны предоставляться бесплатно в поездах?

  • уборка вагонов;
  • выдача постельных принадлежностей:
  • пользование аптечкой;
  • обеспечение туалетными принадлежностями;
  • обеспечение информацией внутри салона вагона;
  • обеспечение кипячёной водой.

№7. В каких поездах должны быть вагоны-рестораны?

Во всех категориях поездов международного и межобластного сообщения, находящихся в пути в одном направлении двадцать и более часов, и в схеме которых курсируют не менее четырех купейных вагонов, а также соединяющих столицу с городом республиканского значения.

№8. Какие дополнительные услуги могут предоставить проводники?

  • услуги сейфа;
  • выдача свежей прессы;
  • лоточная продажа продукции вагона-ресторана;
  • доставка блюд в купе (применяется в фирменных и скоростных поездах);
  • хранение скоропортящихся продуктов питания в холодильнике;
  • быстрый разогрев пищи в СВЧ-печах;
  • радио- и видеовещание, прокат видеопроигрывателей;
  • выдача гигиенических наборов;
  • обеспечение чайной продукцией;
  • предоставление питания в вагонах, оборудованных барными стойками, в составе поездов, сформированных из вагонов с местами для сидения.

№9. Где можно курить в поездах?

В соответствии с пунктом 75 Правил в пассажирских поездах курение разрешается в специально отведённых местах (нерабочих тамбурах). В дизель- и электропоездах, а также в поездах "Тулпар-Тальго" курение не разрешается.

№10. Какие сумки и в каком количестве можно везти бесплатно?

Допускается бесплатный провоз пассажиром на один полный и детский проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручной клади не более 35 кг, размер которой не превышает 100х50х50 см, а в поездах, сформированных из вагонов фирмы "Talgo" – 25 кг ручной клади, размер которой не превышает 70х40х40 см. На багаж сверх нормы (кроме поездов "Talgo") необходимо приобрести дополнительный билет. За багаж весом до 50 кг необходимо за полную стоимость приобрести ещё один проездной документ (билет). Для провоза багажа весом до 300 кг необходимо выкупить отдельное купе, оплатив полную стоимость всех четырёх мест. Если вы направляетесь в Россию, то бесплатно можно провезти ручную кладь до 14 кг. Выкупать всё купе придётся при провозе багажа весом до 150 кг.

№11. Можно ли передавать с проводником посылки и сколько это стоит?

В прошлом году была внедрена услуга по организации перевозки "Бригадирского конверта" пассажирскими поездами АО "Пассажирские перевозки". В любую точку Казахстана за 500 тенге через начальника поезда можно передать конверт. К отправке принимаются конверты размером формата не более А4 и шириной до 3 см (к перевозке допускается только бумажный носитель).

№12. Каких пассажиров проводник вправе не допустить к поездке или высадить с поезда во время пути?

Согласно пункту 65 Правил проводник может отказать в перевозке пассажиру при посадке в поезд или в пути следования, если тот нарушает общественный порядок и мешает спокойствию других. В этом случае работниками правоохранительных органов в присутствии начальника поезда и проводника вагона производится высадка пассажира на ближайшей тарифной станции, где функционирует опорный пункт, о чём составляется акт в трёх экземплярах с указанием наличия ручной клади. Плата за проезд и перевозку багажа пассажиру не возвращается.

№13. Куда жаловаться, если вас не устраивает работа проводников?

Если проводник не выполняет свою работу или делает это некачественно, можно позвонить на телефон доверия АО "Пассажирские перевозки" +7 (717) 260-01-32, +7 (717) 260-01-61, +77172600162 или отправить сообщение в WhatsAPP Messenger Министерства по инвестициям и развитию 8 (708) 088-08-00.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter