Прямой эфир Новости спорта

Поправки в Административном кодексе РК: ночные суды, ПДД, гуманизация

Из административного кодекса исключают некоторые статьи за ненадобностью и закрывают образовавшиеся пробелы.
В Мажилис поступил новый документ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях". Informburo.kz рассказывает о самых главных нововведениях.

Проверка знаний ПДД и правил безопасного обращения с оружием

Проверять или нет знания нарушителя – сейчас решает суд. В статье 52 Административного кодекса сказано: к лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений могут применяться следующие меры административно-правового воздействия:
  • проверка знаний правил дорожного движения;
  • установление особых требований к поведению правонарушителя;
  • проверка знаний правил безопасного обращения с оружием.

Слово "могут" решили убрать. Таким образом, трактовка закона будет однозначной: при определённых нарушениях виновники обязаны будут не только оплатить штраф, но и сдать экзамен. Перечисляем, в каком случае автолюбителям и владельцам оружия предстоит это сделать.

Для автолюбителей сдача экзаменов предусмотрена при следующих нарушениях:

  • статья 594, ч. 4 – выезд на перекрёсток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который привёл к созданию препятствия (затора) для движения транспортных средств в поперечном направлении (совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания);
  • статья 596, ч. 4 – движение по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение правил дорожного движения, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней (совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания);
  • статья 598, ч. 2 (из редакции в новом документе) – непредоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб, а равно имеющему нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения с одновременно включёнными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом – влечёт штраф в размере семи месячных расчетных показателей (совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания);
  • статья 599, ч. 2 – проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 607 настоящего Кодекса (совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания);
  • статья 600, ч. 2 – невыполнение требований правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, за исключением водителей транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении (совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания).

Для владельцев оружия сдача экзаменов предусмотрена при следующих нарушениях:

  • статья 436, ч.1 – стрельба из огнестрельного, газового, электрического (за исключением случаев самообороны), пневматического и метательного оружия в населённых пунктах и в не отведённых для этого местах;
  • статья 484, ч.1 – нарушение порядка приобретения, передачи, учёта, хранения, использования, перевозки, ввоза на территорию Республики Казахстан, вывоза с территории Республики Казахстан и транзита по территории Республики Казахстан гражданского, служебного, наградного, коллекционного оружия, патронов к нему лицами, имеющими разрешение органов внутренних дел на хранение, хранение и ношение оружия;
  • статья 485, ч. 1 – неправомерное применение огнестрельного, огнестрельного бесствольного, газового оружия, газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, пневматического, метательного и электрического оружия, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния;
  • статья 486, ч.1 – нарушение порядка регистрации (перерегистрации) гражданского, служебного, наградного, коллекционного оружия либо постановки его на учёт, выразившееся в нарушении сроков.

Автолюбителям

Законопроект предусматривает несколько статей, посвящённых электронному документообороту. Водителей ждут и другие поправки. SMS о штрафах станут официальным извещением. Также автолюбителя вполне законно смогут предупредить о задолженности с помощью портала "электронного правительства" и (или) информационного сервиса уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учётов (статья 743).

Ещё одно новшество – это сложение сроков, если автолюбителя наказывают по нескольким статьям, где предусмотрено лишение прав. Сейчас более суровое наказание поглощает менее суровое:

"В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административного взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами в отношении одного лица, общий срок исчисляется путём сложения сроков".

Разработчики приводят пример: если по одной статье автолюбителя привлекли к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год, а по другой – в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на девять месяцев, то общее лишение на право управлять автомобилем составит год и 9 месяцев.

Однако новый законопроект – это не только ужесточения. Гуманизация всё же коснётся автолюбителей. Речь идёт о месте оставления ДТП. Если сейчас оставление места ДТП карается лишением прав на год, то в новой редакции – на усмотрение суда либо штраф 30 МРП, либо лишение прав.

Ответственность некоммерческих организаций

В действующем Административном кодексе отсутствует ответственность некоммерческих организаций за нарушение закона о социальной защите инвалидов. К примеру, если должностные лица или предприниматели не обеспечат доступ инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, к культурно-зрелищным мероприятиям, не будут соблюдать в качестве работодателя обязанностей в сфере профессиональной реабилитации инвалидов от трудового увечья и (или) профессионального заболевания, полученных по вине работодателя, их ждёт штраф. Но если эти же нарушения допустят некоммерческие организации, то им за это ничего не будет. Пробел решили устранить.

То же самое касается и необеспечения расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью. В новом документе также прописали ответственность некоммерческих организаций.

Ответственность работодателя

В новом документе разработчики решили уменьшить сумму штрафов со 100 до 80 МРП для субъектов среднего предпринимательства за допуск к работе лиц без трудового договора.

Однако у работодателей появится другая головная боль – статью "Сокрытие о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью" изменили на "Несообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью". По мнению разработчиков, на практике довольно сложно доказать факт сокрытия работодателем несчастного случая.

Реклама

Если в действующем Адмкодексе по производству и размещению, а также правилах и порядке рекламы было несколько статей, то в новом предлагают их все объединить в одну – 455, где пропишут все нарушения и ответственность в сфере рекламы.

Исключить

Некоторые статьи разработчики хотят и вовсе исключить, за ненадобностью или за невозможностью использования. Так, из КоАП предлагают исключить статью 144 "Незаконные подключение, использование энергии или воды" (предлагают подобные случаи рассматривать в формате гражданско-правовых отношений). Также хотят исключить статью о нарушениях правил приёма сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан просто потому, что таких правил в Казахстане нет.

Разработчики посчитали слишком строгой статью 154 и тоже предложили её убрать. Если лицо, которому запрещено законодательно заниматься предпринимательской деятельностью, нарушил этот запрет, то ему грозит штраф в размере двухсот месячных расчётных показателей с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений и (или) доходов (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие совершения правонарушения. Иными словами, если депутат Парламента, судья, нотариус или чиновник вдруг решат не только работать на благо общества, но и заняться собственным бизнесом, то, в случае исключения статьи из Административного кодекса, никаких штрафов, а уж тем более конфискации им не грозит. Разработчики это объясняют тем, что согласно Конституции таких нарушителей уже ждёт наказание в виде прекращения полномочий, увольнения и приостановления лицензии (если это касается нотариусов и адвокатов).

Разработчики также предлагают исключить статьи 604 ("Нарушение правил подготовки водителей транспортных средств") и 605 ("Нарушение законодательства Республики Казахстан о дорожном движении"), объясняя это исключением государственного контроля в данной сфере в рамках Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности". В действующем законодательстве автошколам грозят солидные штрафы и даже приостановление деятельности.

Гуманизация законодательства

Уменьшение ответственности разработчики решили предусмотреть по статье 174 – "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов". В действующей редакции штрафы выше в два раза и при повторном нарушении грозит даже административный арест.

Гуманизация коснулась и статей о нарушении законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве (177, 179, 180, 181). Штрафы здесь тоже уменьшили, а некоторые пункты и вовсе исключили.

Новый документ предлагает отменить конфискацию товаров и транспортных средств, если незавершена в установленные сроки таможенная процедура (статья 543, часть 1), но только при первичном нарушении закона, при повторном всё же будет грозить конфискация.

Разработчики предлагают также не лишать лицензии туроператоров (статья 187) за нарушение законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности.

"Поскольку согласно пункту 2 статьи 15 Закона РК "О туристской деятельности в РК" туроператор в сфере выездного туризма осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта исключительно через турагентов (только турагент составляет договора с туристами), так как согласно пункту 2 статьи 15 ЗРК "О туристской деятельности в РК" турагентская деятельность, а также деятельность гидов (гидов-переводчиков), экскурсоводов и инструкторов туризма осуществляется в уведомительном порядке", – говорится в пояснении к сравнительной таблице законопроекта.

Из статьи о мелком хулиганстве убрали "загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах". Эти нарушения вынесли в отдельную статью 434-2, согласно которой за подобные нарушения грозит только штраф, сейчас же можно схлопотать и до 10 суток ареста.

Иностранцам

Разработчики более подробно расписали статью 517 – "Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения". Так, если сейчас иностранец не встанет на регистрационный учёт до трёх суток после истечения срока, установленного законодательством, ему грозит предупреждение. Если же этот срок окажется более трёх дней – штраф 15 МРП или депортация. Предлагают поменять на следующую редакцию:

Статья 517. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения

1. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в пребывании в Республике Казахстан без регистрации в органах внутренних дел установленного законодательством Республики Казахстан для регистрации сроком:

1) до трёх суток – предупреждение;

2) от трёх до пяти суток – влечёт штраф в размере десяти месячных расчётных показателей;

3) от пяти до десяти суток – влечёт штраф в размере пятнадцати месячных расчётных показателей.

А вот если нарушение свыше сроков, предусмотренных частью первой данной статьи, то тогда штраф 20 МРП либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан. Однако согласно статье 834, если прокурор подаст апелляцию или жалобу, то постановление суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан приостанавливается до рассмотрения жалобы или апелляционного ходатайства прокурора.

Ночной суд

ВС РК реализуется пилотный проект "Ночной суд". Всё это делается для того, чтобы упростить процедуру производства по делу об административных правонарушениях. Участники производства смогут в короткий срок решить вопросы, связанные как с ответственностью сторон, так и с возмещением вреда. Также это позволит экономить время казахстанцев, позволяя разрешить судебный спор в вечернее время (с 18.30 до 22.00) без отрыва от рабочего графика.

Новый законопроект предусматривает эти нюансы, и согласно ему потерпевший или ответчик сможет заявить ходатайство о незамедлительном рассмотрении в суде по делу об административном правонарушении.

Новости партнеров