Рестораны и супермаркеты – вот где просто обожают невнимательных потребителей, которых можно обвесить и подсунуть некачественный товар. Как не оказаться в ловушке и отстоять свои права? Председатель правления ОЮЛ "Национальная Лига потребителей Казахстана" Светлана Романовская специально для informburo.kz подробно разъясняет, что делать, чтобы не быть обманутым.

№1. На витрине товар по одной цене, а в чеке цена оказалась выше, что делать?

Фотографировать. Сначала витрину с ценником, а затем свой чек с датой. Это 190-я статья – "Обсчёт, обвес, обмер". Наказание по этой статье – до 80 МРП. Это административное нарушение, поэтому можно смело вызывать полицию. И всё это нужно запротоколировать. Разницу в цене вам обязаны вернуть. Оправдания, что это товары разной партии или что менеджеры зала не успели поменять ценники, вас не должны интересовать. Вам предложили товар по одной цене, по ней же и должны его продать.

№2. Можно ли проводить фотовидеосъёмку в торговых залах?

Можно. Даже если это частная собственность, фотовидеосъёмка во всех общественных местах, где существует договор оферты, разрешена согласно статье 24 Закона РК "О Защите прав потребителей".

№3. Что делать, если охрана магазина требует оставлять сумки при входе или просит показать содержимое?

Вызывать администратора. Оставлять сумки при входе или нет, должен решать сам покупатель. А проверять содержимое ваших пакетов вообще нет никаких оснований и прав. Это прямое нарушение конституционных прав.

№4. Если при выходе из магазина сработал датчик или вы показались подозрительным охране и вас просят показать содержимое сумки

Не идите на поводу у охраны. Вы имеете полное право ничего не показывать. Охрана может вас проводить в специальный кабинет и вызвать полицию. И только полицейские в присутствии понятых проводят обыск. Без вызова полиции вы спокойно можете отказаться от досмотра.

№5. Какие документы вам обязаны предоставить на весовой товар?

Если вы желаете убедиться о происхождении и сроке годности весового товара (к примеру, мяса), вы можете потребовать сертификат, справку, ветеринарное свидетельство либо накладную, в которой указаны продавец, адрес и другая информация, и он вам обязан его предоставить.

№6. Можно ли вернуть просроченные продукты?

Если вы не обратили внимание на срок годности продуктов, то вы можете его сдать обратно в магазин. Нонсенс, но по закону такие продукты вы можете отнести обратно в магазин в течение месяца. И чек нужен обязательно, это доказательство того, что этот товар вы приобрели именно в этом магазине и той даты, которая говорит о том, что вы приобрели просроченный товар.

№7. Имеет ли право потребитель требовать документы на продукты питания в местах общепита (столовые, кафе, рестораны)?

Да. В общепите все продукты питания должны идти с сопровождающими документами. А члены Национальной лиги потребителей могут и санкнижки потребовать у персонала.

№8. В каких случаях вы можете не оплачивать заказ в местах общественного питания?

Если вы в своём блюде увидите посторонние предметы: волосы, тараканы и т.д. Если блюдо плохо приготовлено (сырое или подгорелое). Для доказательства, опять же, нужно вести фотовидеосъёмку либо опросить свидетелей (записать данные людей, которые находятся рядом и могут подтвердить ваши слова).

№9. Что должны указывать в меню?

  • название
  • все ингредиенты (обязательно все, на случай если у потребителя есть аллергия)
  • вес
  • цену.

№10. Если в ресторане вас обвесили?

Если вы видите, что объём порции значительно меньше, указанной в меню, вы имеете право потребовать, чтобы вас провели к контрольным весам. Факт обвеса – это повод вызвать полицию и потребовать возмещения морального вреда и материального ущерба.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter