Люди проводят в интернете все больше времени: общаются, развлекаются, учатся, покупают товары и услуги. Покупать стало проще не только благодаря интернет-магазинам. Даже у обычных бутиков и брендов появились аккаунты в социальных сетях, с помощью которых они продвигают свои товары. А еще в интернете работает свое «сарафанное радио» — обзоры товаров делают как популярные блогеры, так и обычные пользователи. Informburo.kz разобрался, как социальные медиа и новые технологии влияют на наши решения о покупках.

Как покупатели ищут товары

Пользователи ищут товары в поисковых системах, сразу на сайтах магазинов, в группах брендов и магазинов в социальных сетях, на площадках с объявлениями. Компания Kleiner Perkins представила отчет о трендах в интернете в 2018 году, в котором раскрыла, как пользователи ищут товары. Опрос проводился среди респондентов из США: оказалось, что 49% сразу ищут нужные товары на Амазоне, а 36% сначала используют поисковые системы.

Данные о товарах, которые искали пользователи, собираются сайтами и поисковыми системами. Эти данные используют рекламодатели: так пользователям показывают ту рекламу, которая с большей вероятностью их заинтересует. Большую роль здесь играют и социальные сети. В социальных сетях пользователям не только показывают рекламу по их интересам, но и персонализируют новостную ленту.

По данным опроса Curalate Consumer Survey 55% пользователей купили что-либо в интернете после того, как натолкнулись на товар в социальных сетях. Опрашивали молодежь в возрасте от 18 до 34 лет в США. Причем 78% опрошенных отметили, что натолкнулись на товар в Фейсбуке, по 59% — в Инстаграме и Принтересте.



Опросов среди покупателей-казахстанцев никто не проводил, но вероятно, что тенденция сохраняется: люди ищут товары в поисковых системах, социальных сетях и на сайтах магазинов самостоятельно, а также могут натолкнуться на них случайно.

Что влияет на решение о покупке

Curalate Consumer Survey спросил респондентов: «Что с большей вероятностью повлияет на ваше решение купить какой-либо товар со страниц социальных сетей брендов?». Половина опрошенных ответила, что с большей вероятностью на решение о покупке повлияют отзывы тех, кто уже купил такой товар. Также 49% отметили вариант «Простая система оплаты с уже сохраненными платежными данными». Еще 39% ответили, что на решение купить повлияют рекомендации других понравившихся продуктов, а 36% — возможность купить непосредственно из социальных сетей, никуда не переходя.

Как видно из результатов опроса, на решение купить сильно влияют отзывы. Этот вывод подтверждает и результаты опроса компании McKinsey. По данным опроса благодаря социальным рекомендациям респонденты совершили 26% покупок во всех категориях. Примерно для двух третей этих респондентов рекомендации сыграли решающую роль в момент покупки. Для оставшейся трети рекомендации повлияли на покупку косвенно: благодаря им они познакомились с продуктом.

Исследование PowerReviews также показало, что рейтинги и обзоры влияют на решения о покупке, особенно среди более молодых покупателей. В среднем 30% респондентов в возрасте от 18 до 44 лет читают отзывы перед каждой своей покупкой.

Будут ли люди и дальше покупать в интернете

По всей видимости — да, будут. Согласно данным отчета Kleiner Perkins онлайн-шоппинг становится все привлекательнее: мобильные приложения для шоппинга — самая быстрорастущая категория приложений. Люди проводят в них больше времени, чем в музыкальных, мультимедийных и развлекательных приложениях.


Количество онлайн-покупок увеличивается и в Казахстане. Согласно исследованию Яндекс.Кассы в 2017 году казахстанцы в целом потратили в интернет-магазинах в 4 раза больше, чем годом ранее. Один пользователь из Казахстана тратил на покупки в интернет-магазинах в среднем 54 547 тенге — это в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Три самые популярные категории онлайн-покупок у казахстанцев:

  1. Одежда, обувь, аксессуары.
  2. Гаджеты, бытовая техника.
  3. Книги.

Кроме того, казахстанцы стали больше тратить не только на товары, но и на обучение. Расходы на онлайн-образование за 2017 год выросли в 9 раз.


Интернет дал нам доступ к огромному выбору товаров и услуг — неудивительно, что люди покупают там все больше товаров и услуг. При этом в исследованиях Яндекса отмечается, что эксперты объясняют это не ростом потребления, а тем, что всё больше жителей страны предпочитают покупать товары в сети, а не в офлайне.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter