Что делать, если банк заблокировал карту

Иллюстрация с сайта Fingramota.kz
Иллюстрация с сайта Fingramota.kz

В каких случаях банк имеет право заблокировать карту клиента и что необходимо предпринять в такой ситуации? Fingramota.kz расскажет подробнее.

Сегодня трудно представить жизнь без платёжных карточек. Многие отвыкают носить наличность в кошельках, повсеместно расплачиваясь за товар и услуги "пластиком" или через смартфон.

Как показывает статистика, граждане стали чаще оплачивать всё безналом. По данным Нацбанка, объём безналичных платежей и переводов денег населения за последние 5 лет вырос в 22 раза, составив в 2020 году 35,3 трлн тенге (2016 год – 1,6 трлн тенге, 2020 год – 35,3 трлн тенге). Сегодня платёжная карточка является основным средством расчёта для казахстанцев.

Что такое блокирование карты?

Начнём с того, что понятие "блокирование" в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платёжных карточек.

Под блокированием понимается запрет на осуществление операций с использованием платёжной карточки, в том числе на оплату товаров и снятие наличных денег.

Кстати, в законодательстве нашей страны нет отдельного понятия "карточный счёт", и платёжная карточка является инструментом, который даёт доступ к обычному банковскому счёту её держателя.

Случаи, при которых эмитент, то есть банк, выпустивший карту, её блокирует, зафиксированы в Правилах выпуска платёжных карточек. В них говорится, что эмитент блокирует платёжную карточку в таких случаях:

  • при получении уведомления от держателя платёжной карточки об утере, краже или несанкционированном использовании платёжной карточки;
  • при неисполнении держателем платёжной карточки договора о выдаче платёжной карточки;
  • при несоблюдении внутреннего документа пользования платёжной карточкой, предусмотренного договором между эмитентом и держателем платёжной карточки.

Следует помнить, что условия блокирования платёжной карточки, в частности, порядок, способы и случаи направления уведомлений банком клиенту оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому внимательно читайте договор перед его подписанием.

В каких случаях банк может заблокировать карту? 

  1. Если несколько раз введен неправильный ПИН-код. В некоторых банках достаточно в банкомате ввести ПИН-код неправильно три раза, в некоторых – пять раз, и карта автоматически блокируется.  Банки обычно сообщают клиентам об этом и предлагают обратиться за дополнительной информацией в их контакт-центр.

Инструкция к действию: необходимо обнулить счетчик ввода ПИН-кода. Это можно сделать в мобильном банковском приложении в разделе "Настройки" либо обратиться в call-центр банка.

  1. Если транзакция для банка выглядит сомнительной. В казахстанских банках большое внимание уделяется подозрительным транзакциям. С ростом безналичных платежей растёт и число финансовых мошенничеств. Поэтому банки предпринимают всё возможное, чтобы предотвратить мошеннические операции с карточкой. Если операция, по мнению банка, выглядит сомнительной, банк может установить системные ограничения на отдельные виды транзакций по карточке. Как результат – блокируются карточка и банковский счёт, к которому она привязана. После этого банк связывается с клиентом способом, оговоренным в договоре о выпуске карты: через SMS, электронную почту или по номеру телефона.

Инструкция к действию: В случае подозрительной транзакции и наличия оснований для блокирования карточки банк блокирует карту для защиты интересов и средств клиентов. Если сомнения финансового института оправдаются, и это действительно мошенники пытались снять с вашего счёта некую сумму, то блокирование остановит операцию. При этом карточку банк заблокирует окончательно, придется её потом перевыпустить.

Внимание! Вам может поступить сообщение якобы от вашего банка о том, что карта заблокирована и необходимо срочно перейти по ссылке, чтобы её разблокировать. Или может позвонить "сотрудник банка", который сообщает о блокировании карты в связи с мошенническими атаками и призывает, оказывая психологическое давление, сообщить трёхзначный код с обратной стороны карты, а также код, поступивший через SMS. Не верьте – это мошенники! Они давно научились подделывать официальные номера банков и других организаций. Чтобы не совершить опрометчивых поступков, позвоните по горячей линии своего банка и уточните, всё ли в порядке с вашей картой и счетами. Не забудьте рассказать им об атаках, которые пытались совершить в отношении вас злоумышленники.

  1. Если банк увидит признаки возможного нарушения Закона РК "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ПОД/ФТ). Банк блокирует карточку и счёт, если считает операцию подозрительной в плане того, что деньги, используемые для её совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена, к примеру, на финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. У банков есть свой перечень признаков таких операций, которым они руководствуются.

Инструкция к действию: нужно обратиться в свой банк для выяснения обстоятельств, ведь иначе вы попадёте в так называемый "чёрный список" клиентов, нарушающих закон о ПОД/ФТ, то есть вам будет присвоен критический уровень рисков. Для снятия подозрений достаточно предоставить банку разъяснения, какой платеж вы проводили и для чего.

В каких ещё случаях банк может заблокировать карту и счёт?

Банк имеет право наложить ограничения в виде приостановления  транзакций, а также может наложить арест на деньги, находящиеся на банковском счёте.

Все ограничения такого рода инициируются на основании соответствующих решений государственных органов или должностных лиц. Арест может быть наложен судами, судебными исполнителями на основании соответствующих актов и постановлений. К ним относятся решения по невыплате алиментов, неуплате налогов, долгов перед третьими лицами, штрафов и т. д.

Все клиенты банков имеют право получить разъяснения, почему произошли "блокировка" платёжной карточки либо приостановление расходных операций по банковскому счёту. Для этого нужно обратиться в свой финансовый институт, а в случае наличия сомнений в законности действий банка потребители финансовых услуг могут обратиться за защитой своих прав и интересов в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. 

Как быть с зарплатными карточками и картами для пособий и соцвыплат?

Может ли банк заблокировать карточку, на которую вы получаете зарплату? Легко, потому что она идентична обычной платёжной карточке, в связи с чем "блокировка" зарплатной платёжной карточки может быть осуществлена в соответствии с условиями блокирования платёжной карточки, установленными в договоре о её выпуске.       

Однако надо знать, что никто не может арестовать специальный счёт, предназначенный для зачисления государственных пособий и социальных выплат. Спецсчёт могут открывать, к примеру, получатели социальных пособий и иных выплат от государства, получатели алиментов или владельцы образовательных накопительных вкладов. 

На средства, находящиеся на спецсчёте, не допускается: наложение ареста, взыскание по платежным требованиям банков и небанковских организаций, по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей.

Новости партнёров