Дина Ли специально для Informburo.kz

Почему меня вообще должна интересовать креативная экономика?

Потому что это один из самых быстрорастущих секторов глобальной экономики. По оценке EY, совокупная выручка креативных индустрий в Евросоюзе (28 стран) в 2012 году составила 535,9 млрд евро (4,2% ВВП ЕС). Это больше, чем вклад в экономику ЕС сферы недвижимости (2,1%), химической промышленности (2,3%) и текстильной промышленности (0,5%) за тот же период. А во всём мире культурные и креативные индустрии создают 3% ВВП и обеспечивают работой 29,5 млн человек.


Читайте также: Не просто модное слово: как креативность меняет экономическую картину мира


С развитыми странами всё понятно. Как дела обстоят в Казахстане?

В Казахстане креативная экономика развивается с переменным успехом. Центром креативных инициатив, естественно, стал город Алматы. Но в целом, по оценкам отечественных аналитиков, подход к управлению культурным сектором в стране можно назвать неорганизованным, ситуативным (ad hoc). Авторы и респонденты исследования Cultural Skills, проведённого при поддержке British Council в 2017 году, также отмечают нехватку навыков и специалистов в креативных областях на казахстанском рынке. Креативные индустрии, между тем, легче других создают новые рабочие места, а темпы роста доходов от интеллектуального и творческого труда выше среднего роста экономики страны.

Но ведь должны быть какие-то возможности для креативных предпринимателей в Казахстане?

К примеру, развитие и поддержка креативного предпринимательства – одно из основных направлений работы Британского совета (British Council) – спонсора этой публикации. В ноябре 2017-го они организовали первое в Казахстане мероприятие, посвящённое развитию креативной экономики в регионе, – "Креативная Центральная Азия". А теперь собирают заявки в рамках программы Creative Spark.

Расскажите о Creative Spark подробнее. Что это?

Программа Creative Spark продлится пять лет. С её помощью Британский совет будет создавать международные партнёрства между вузами семи развивающихся стран (включая Казахстан), великобританскими университетами и креативными центрами. Цель – поделиться опытом, развить предпринимательские навыки у молодёжи, поддержать креативную экономику и содействовать в решении проблемы трудоустройства. На официальном сайте написано, что в первый год через Creative Spark Британский совет планирует профинансировать до 22 международных партнёрств и поддержать 10 тысяч студентов и молодых предпринимателей.

Кто может принять участие в Creative Spark?

Университеты, НПО, бизнес-организации и государственные учреждения, которые поддерживают креативную индустрию и уже имеют налаженные партнёрские связи с британскими организациями. Если британского партнёра пока нет, British Council поможет в поиске.

Важно: заявка разрабатывается британской и казахстанской организациями совместно. Подаёт заявку британский партнёр через онлайн-форму. Казахстанская организация подать заявку самостоятельно не может.

Примерные темы заявок: развитие навыков студентов и молодых креативных предпринимателей, поддержка новых бизнес-инициатив и инкубаторов, обмен знаниями. Каждый проект получит грант в размере до 50 тысяч фунтов (примерно 24 537 743,72 тенге).

Когда закрывается приём заявок для участия в Creative Spark?

Крайний срок подачи заявок, включая сопроводительные документы (форму заявки, подтверждение от руководства, одобрение от каждой партнёрской организации в виде электронного или официального письма) – 23.59 8 октября 2018 года (по времени Великобритании). Успешные кандидаты будут оповещены до 22 октября 2018 года. Ожидается, что работа над проектами начнётся после этой даты.

Чем будут заниматься участники программы?

В первый год участники будут дорабатывать предложенные идеи, пройдут тренинги по развитию предпринимательских навыков, питчингу идей, защите интеллектуальной собственности. Тренинги будут проходить в формате face-to-face на базе организаций, получивших грантовую поддержку. Часть обучения будет дистанционной. Британский совет планирует создать специальные обучающие онлайн-программы, которые помогут участникам улучшить уровень английского языка.

Какую информацию должна содержать заявка?

Полный гид по подаче заявки доступен по этой ссылке. Но он на английском языке, поэтому мы подготовили небольшую справку.

Заявка должна включать подробное обоснование с целью проекта, действиями и бюджетным планом на один год (с октября 2018 по июль 2019 года), план развития проекта на 2-й год (с сентября 2019 по июль 2020 года) и план устойчивого развития последующего партнёрства (до июля 2023 года).

В плане проекта на первый год должны быть указаны конкретные сроки, мероприятия, цифровые показатели и бенефициары проекта. Бюджетный план на первый год должен быть чётким и реалистичным. Максимальный бюджет проекта – до 50 тысяч фунтов (примерно 24 537 743,72 тенге). Опишите, на что вы планируете потратить эти деньги, какая часть будет реализована в Великобритании, а какая – в Казахстане.

Заявка должна содержать контактные данные обеих команд, ссылки на предыдущие проекты, описание опыта работы в сфере креативного предпринимательства.

О чём важно помнить в процессе подачи заявки?

Желательно описать, как ваш проект будет способствовать развитию креативных индустрий, как он повлияет на институциональное развитие и создание рабочих мест для молодёжи. Важно упомянуть о соблюдении прав человека и социальной интеграции, потенциальном влиянии проекта на устранение гендерного неравенства.

Так как главная цель проекта – создание устойчивых партнёрских сетей, стоит проработать план устойчивого развития на 3-5 лет вперёд (до июля 2023 года). Опишите в заявке, каким вы видите проект в будущем, каких результатов планируете достичь, откуда собираетесь привлекать дополнительные инвестиции.

Где можно получить дополнительную информацию по проекту?

С руководством по подаче заявок можно ознакомиться по этой ссылке. Подробнее узнать о Creative Spark, проконсультироваться с программной командой и заполнить анкету можно здесь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter