Заброшенные могилы в центре города: кто наведёт порядок на кладбищах Алматы
В преддверии поминального дня и в течение всего Родительского дня, который в 2024 году пришёлся на 14 мая (день общецерковного поминовения усопших у восточных славян) десятки тысяч алматинцев отправляются на кладбища, чтобы привести в порядок могилы своих близких.
Корреспонденты Informburo.kz выясняли, в каком состоянии находятся некоторые городские кладбища и кто отвечает за порядок внутри.
Обломки истории
Центральное кладбище Алматы появилось во второй половине XIX века (почти сразу после образования поселения Верный) и считается старейшим в городе.
Именно здесь похоронены знаменитые деятели культуры и науки – писатель, драматург и учёный Мухтар Ауэзов, первый президент Академии наук Казахстана, учёный-геолог Каныш Сатпаев, народный артист СССР, звезда казахстанской оперы Куляш Байсеитова, народный артист КазССР, композитор и музыковед Ахмет Жубанов и многие другие.
Центральное кладбище для новых захоронений закрыли ещё в 2011 году. Свободных участков здесь давно нет, поэтому разрешены только подзахоронения рядом с усопшими родственниками.
Читайте также: Как узнать, где похоронен человек, можно ли ухаживать за могилой удалённо и при чём здесь дроны
Но у благородной старины есть обратная неприглядная сторона – многие захоронения обветшали, превратившись в непролазную чащу. Куда ни глянь – накренившиеся кресты и поваленные надгробья с давно стёртыми именами.
Алматинка Светлана Андреевна, приехавшая навестить могилу своего мужа, отметила, что из старинного кладбища мог бы получиться уникальный памятник истории. Необходимо лишь убрать мусор, привести в порядок ветхие захоронения, на центральных аллеях установить лавочки и освещение.
Руководителя администрации кладбища на месте не оказалось, зато один из его заместителей Усен (фамилию сотрудник назвать отказался. – Ред.) объяснил, что трогать чужие могилы руководство не имеет права.
"Мусор мы вывозим регулярно. Да, многие могилы заброшены. Но что мы можем сделать, если родственники не приходят? Кто-то забыл, кто-то уехал. Есть нормы, что через 50 лет заброшенные захоронения можно убрать, но кто готов взять грех на душу и потревожить мёртвых? Я не готов, а вы?" – задал риторический вопрос работник кладбища.
Законодательные нормы возможно и существуют, но по факту никто не фиксирует, где, когда и какая могилка осталась без присмотра родственников.
Представитель кладбищенского комплекса пояснил, что администрация следит лишь за чистотой подъездных путей и спиливает только те деревья, которые мешают проезду по аллеям. А уборкой сухостоя на территории захоронений должны заниматься родственники усопших, оформлять заявки на спил засохших деревьев через местные органы власти.
С каждым годом всё больше вопросов копится у алматинцев из-за беспорядка на кладбищенских территориях. В том числе – о безымянных могилах, на которых давно нет табличек с именами умерших, их дат рождения и смерти. На некоторых всё ещё огороженных участках давно нет памятников и могильных холмиков.
В администрации не могут даже примерно указать, где и за какие годы захоронения расположены на территории Центрального кладбища. Поэтому даже при желании найти могилу родственника на 200 га комплекса практически невозможно.
Мусор и засуха
Алматинка Людмила Владимировна посещает Бурундайское кладбище (официальное название Батыс – Авт.) каждый год и уверяет, что за последние десять лет там мало что изменилось.
"Каждый за своими могилками ухаживает сам, тут мы помощи не просим. Главная проблема – нет воды. Это очень неудобно. Раньше на каждом перекрёстке стояли контейнеры с водой, а теперь только пара бочек на всю территорию. Таскать сложно, только если вы не привезли воду на собственном авто. Цветы засыхают, трава желтеет. Хотелось бы донести эту проблему до администрации", – высказалась Людмила Владимировна.
Представитель администрации Асхат (фамилию сотрудник назвать отказался. – Авт.) утверждает, что дефицита воды на кладбище нет. По периметру расположены бочки, из которых горожане могут набирать воду для уборки и полива. Кладбище занимает около 400 га земли и обеспечить всю территорию водопроводом проблематично.
Сотрудник кладбища добавил, что в обязанности администрации входят организация погребения, уборка мусора, обрезка сухих деревьев, наполнение бочек водой и охрана.
При этом на территории корреспонденты Informburo.kz обнаружили множество сухих деревьев и кучи мусора.
"Мусор вывозим регулярно, но он постоянно накапливается. На 400 га территории всего одна машина для мусора, зато рабочая. А санитарную обрезку в этом году уже проводили. В основном убираем ветки, которые мешают проезду катафалков", – объяснил работник кладбища.
Горожане, уставшие ждать инициативы от администрации, привозят с собой бензопилы и газонокосилки, занимаются расчисткой тропинок, ведущих к захоронениям, и спилом сухих деревьев.
Ещё одна проблема – дороги. В администрации заверили, что большая часть дорог заасфальтирована, но забыли уточнить, что покрытие давно и основательно износилось. Относительно ровные дороги можно найти разве что на центральных улицах кладбищенского комплекса.
О правилах и расценках
На каком именно кладбище будет погребено тело, решают родственники. Стоимость христианского захоронения составляет 58 625 тенге, за подзахоронение придётся заплатить 53 295 тенге.
Читайте также: "Просят 50 000 долларов". Администрации кладбищ Алматы опровергают слухи о взятках за места для погребений
Погребение по мусульманскому обычаю обойдётся в 94 470 тенге, подзахоронение – в 85 880 тенге. Как пояснили в администрации, разница в цене обусловлена размером участка и сложностью работ.
Для захоронения на городском кладбище необходимо получить свидетельство о смерти и оплатить госпошлину в кассе Центрального кладбища Алматы. После оплаты заявителю обязаны предоставить фискальный чек.
К слову, стоимость услуги регламентирует государство, а все доплаты "за место" – это нелегальная спекуляция.