8 декабря в связи со Всемирным днём прав человека президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал план действий в области прав человека и верховенства закона, который включает ряд мер, направленных на усиление гендерного равенства, борьбу с бытовым насилием, предупреждение пыток и жестокого обращения, защиту граждан в области уголовного правосудия. Последовательные действия руководства страны, направленные на дальнейшую демократизацию общества и укрепление прав человека, не раз высоко отмечались нашими партнёрами за рубежом.

К сожалению, есть категория людей, в том числе и граждан Казахстана, которые в силу своей недостаточной осведомлённости в этой сфере, упрощенно делят страны мира на "беспроблемные" в сфере прав человека и те, которые должны стремиться целиком им соответствовать.

Такой подход как минимум трижды несостоятелен. Во-первых, потому что идеальной демократии не существует, и ряд ценностей, которые признаются демократическими в одной стране, по разным причинам не разделяются в другой. Во-вторых, потому что подходы к разделяемым демократическим ценностям (например, свободе слова) серьёзно отличаются в разных странах (многие из которых убеждены, что свобода слова имеет свои очевидные рамки и ею не стоит прикрываться, например, грубо критикуя религиозные святыни), в-третьих, потому что права человека, к сожалению, нарушаются во всех странах, даже в тех, которые считаются эталоном демократии.


Читайте также: Единогласная поддержка: ООН приняла резолюцию Казахстана по правам ребёнка в образовании


В качестве примера можно привести Канаду, которая, подчеркну, справедливо и на постоянной основе входит в десятку мировых лидеров в сфере соблюдения прав человека. Однако при этом постоянным объектом международного внимания и критики является положение коренных народов страны.

Основы конституционного признания прав коренных народов Канады были впервые заложены в Королевской декларации 1763 года, которая установила протоколы и процедуры, регулирующие отношения между британской короной и коренными жителями страны. Спустя 220 лет они были официально отражены в 25-й статье Канадской хартии прав и свобод Конституционного акта 1982 года (закон парламента Соединённого Королевства, разорвавший последние конституционные и законодательные связи между Великобританией и Канадой).

Численность коренных народов Канады составляет около 1,4 млн человек, то есть четыре с небольшим процента населения страны. Из них чуть более 60% – индейцы, свыше 30% – метисы, 4% – инуиты.


Читайте также: Канада оказалась самой желанной страной для переезда среди казахстанцев


Наверное, для многих читателей это будет неожиданным, но значительная часть так называемых "первых народов" в Канаде проживает в резервациях, которые, по представлению большей части нынешнего поколения, являются отголоском прошлого. При этом проживание в резервациях не является для коренного населения обязательным, но оно гарантирует соответствующую государственную поддержку, которой лишаются те, кто принимает решение жить за её пределами. А на разрыв с традиционным укладом жизни отваживается далеко не всякий.

10 лет назад, в 250-ю годовщину признания прав коренных народов в Канаде, я посетил резервации коренных народов Little Black River ("Чёрная речка") и Brokenhead Ojibway ("Разбитая голова") в провинции Манитоба в сопровождении заместителя министра по коренным и северным вопросам Манитобы Харви Бострома. 

Манитоба является частью знаменитых "диких прерий" и занимает четвёртое место среди канадских провинций по количеству проживающих на её территории представителей коренных народов.


Читайте также: Австралия изменила текст гимна в знак уважения к коренным народам


Здесь, по официальной информации, расположены 62 резервации (всего в Канаде их более 300). На тот момент в Манитобе проживали 175 395 человек, представляющих коренные народы, что составляло 15,5% от общего населения провинции. При этом количество коренных жителей в Манитобе продолжает расти, и не только из-за увеличения естественного прироста, но и из-за того, что идентифицировать себя в качестве представителя коренных народов становится всё популярнее. 

Знакомство с традициями, культурой и бытом местных жителей началось с того, что я выкурил традиционную трубку мира с вождями и членами советов резерваций, о которой читатели, вероятно, имеют представление по популярным фильмам "про индейцев".

Заранее было понятно, что в резервациях люди живут значительно хуже, чем за их пределами, однако главный вывод по итогам посещения резерваций – заметное неравенство среди них самих.

Так, резервация, расположенная в Brokenhead Ojibway, считалась достаточно успешной. Она расположена в 64 километрах от столицы Манитобы – города Виннипега. В поселении Brokenhead Ojibway жило более 1900 человек, на территории резервации проживало около 700. Её развитию способствовало то, что население резервации владеет долей в казино в Манитобе, а также несколькими территориями за пределами резервации. Благодаря доходам от казино здесь было построено автономное водоочистительное сооружение, обозначилась позитивная динамика в сфере экотуризма. 

Основными вопросами, которые мы обсуждали в ходе встречи с представителями Little Black River, находящейся в 138 км от Виннипега, сразу стали актуальные проблемы её жителей. Зарегистрированное население здесь составляло 1220 человек, из которых около 900 проживало на территории резервации.

Члены Совета Little Black River акцентировали внимание на исторических фактах угнетения и нарушения прав коренных жителей поселенцами и позднее правительством Канады, включая запрет на традиционные верования, использование своего языка, полноправное участие в вопросах экономического и политического развития страны. Так, право голосовать в федеральных выборах в Канаде представители коренных народов получили только в 1960 году. 

По словам моих собеседников, значительный урон быту коренных жителей нанесли школы-интернаты, которые в XIX веке были учреждены канадским правительством и требовали обязательного посещения детьми коренных народов. Многие эксперты и представители коренных народов считают, что институт школ-интернатов в Канаде был создан в целях искоренения индейской культуры среди молодёжи и поэтому представлял собой форму культурного геноцида (школы функционировали более 100 лет, последняя была закрыта только в 1996 году. На их территориях были обнаружены останки более тысячи детей, которые умерли во время обучения). 

В этой связи в контексте общенациональных дебатов о положении коренных народов зачастую возникает вопрос о необходимости официального признания совершенного акта геноцида в отношении коренных жителей Канады. (По данным опроса компании Angus Reid, проведённого в 2015 году, 70% канадцев согласны с заключением правительственной Комиссии по установлению истины и примирению, признавшей систему школ-интернатов для индейских детей в 1870–1970 годах политикой "культурного геноцида"). 

Одной из актуальных проблем коренных народов, проживающих в Манитобе, как и в целом в Канаде, является низкий уровень образования. Большое число детей, проживающих в резервациях, не заканчивают школьное обучение. Согласно соцопросам, четверо из десяти детей коренных жителей не готовы к школьному обучению, что в два раза хуже общенационального показателя.

Ввиду того, что дети коренных жителей получают недостаточную дошкольную подготовку в семьях, многие из которых страдают от проблем алкоголизма и наркомании, правительство Манитобы уделяет большое внимание пропаганде значения образования в коренных общинах провинции. Резервации также ведут работу в данном направлении. Так, Little Black River и Brokenhead Ojibway предоставляют обучение на своих территориях до девятого класса и оказывают финансовую помощь тем, кто стремится получить образование вне резерваций.

Ещё одним серьёзным вызовом является проблема самоубийств среди представителей коренных народов, особенно среди молодёжи. Их уровень в пять-шесть раз выше, чем среди некоренного населения. Эксперты отмечают, что, несмотря на общее снижение случаев самоубийств в Канаде в течение последних 20 лет, количество самоубийств среди коренных жителей продолжает расти. Более трети смертей молодых людей в возрасте от 10 до 29 лет в резервациях происходило в результате самоубийств. В этой связи отмечается недостаток информации и изучения данной проблемы, несмотря на то, что она освещается в СМИ и находит отражение в политических дискуссиях.

В октябре 2013 года, в 250-ю годовщину признания прав коренных народов в Канаде, специальный докладчик ООН по правам коренных народов Джеймс Анайа посетил страну с официальным визитом. Помимо Джеймса Анайи (который ждал одобрение канадского МИДа на посещение страны в течение года), канадская сторона также утвердила визиты представителей Межамериканской комиссии по правам человека и Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Последний из них был связан с расследованием федеральным правительством и федеральными и провинциальными судебными органами Канады убийств и исчезновений более 600 женщин по всей Канаде в последние несколько десятилетий.

Джеймс Анайа посетил Квебек, Манитобу, Саскачеван, Альберту и Британскую Колумбию для встреч и изучения положения коренных жителей этих провинций. При этом спецдокладчик ООН отказался встречаться с официальными представителями Манитобы, включая министра по коренным и северным вопросам Эрика Робинсона и его заместителя Харви Бострома (оба – представители коренных народов).

По итогам визита Джеймс Анайа заявил, что меры, принятые для восстановления исторической несправедливости по отношению к коренным народам в Канаде, являются недостаточными. Он отметил сохраняющийся разрыв в уровне жизни между некоренными и коренными жителями Канады, недоверие последних к федеральному правительству, проблемы с образованием, проживанием и самоубийствами в резервациях. 

Джеймс Анайя отметил имеющие место конфликты между канадскими коренными народами и горнодобывающей индустрией. Так, представители некоторых резерваций протестуют против открытия шахт, трубопроводов и других ресурсных проектов на своих территориях, ссылаясь на обеспокоенность их негативным влиянием на окружающую среду. 

Зачастую подобные протесты связаны со стремлением жителей резерваций получить больший процент доходов от горнодобывающих проектов. Власти Манитобы серьёзно воспринимают данную проблему и придают большое значение диалогу с жителями резерваций для её разрешения, так как протесты и забастовки коренных жителей часто приводят к тому, что компании отказываются вести свой бизнес в Манитобе, тем самым лишая провинцию инвестиций. (Акции протеста коренных народов страны не ограничиваются демонстрациями в крупных городах, но и сопровождаются блокировкой автомобильных дорог и железнодорожных путей. Наиболее крупные из них, как правило, заканчиваются диалогом с представителями коренных племен на уровне членов федерального правительства и даже премьер-министра).

Итоговый доклад Джеймса Анайи, который вышел в мае 2014 году (в том же году сам он был номинирован на Нобелевскую премию мира), носил весьма критический характер, включая резкие высказывания в адрес премьер-министра Канады Стивена Харпера. Спецдокладчик ООН отметил, в частности, наличие "кризиса" в отношениях между властями и коренными жителями Канады, заявив, что уровень недоверия между сторонами достиг наихудшего показателя за последние 10 лет

В то же время Джеймс Анайа дал положительную оценку действующим правительственным программам и законам, направленным на улучшение социально-экономического положения коренных народов и отношений правительства с ними, но назвал предпринятые на то время инициативы недостаточными. 

В ответ на доклад ООН министр по делам коренных жителей Канады Бернар Валкур в официальном заявлении выразил намерение детально изучить выводы Джеймса Анайи и подтвердил приверженность канадского правительства партнёрству с представителями коренных племён для улучшения их положения в стране. Было отмечено, что в секторе природных ресурсов трудоустроено свыше 32 тысяч представителей коренных племён Канады, а планируемые в течение последующих десяти лет проекты, оцениваемые в 650 млрд долларов, призваны в целом оказать позитивное влияние на жителей резерваций в социально-экономическом плане. 

26 июня 2014 года Верховный суд страны вынес постановление, определяющее условия, при которых коренные народы могут настаивать на коллективном праве на земельные участки за пределами населяемых ими пунктов, что также распространяется на земельные участки, которые регулярно использовались ими для охоты, рыбалки и других видов эксплуатационной деятельности до утверждения европейской власти. 

Решение стало результатом судебного процесса, инициированного коренными народами племени Tsilhqot'in 30 лет назад против проекта по организации рубок на территории площадью 1750 км2, традиционно использовавшейся ими для охоты в центре провинции Британская Колумбия. 

National Post высоко оценила последствия постановление Верховного суда, подчеркнув, что теперь коренные народы по всей стране смогут предотвращать реализацию "неугодных" им проектов экономического развития, как, например, строительство трубопроводов на всех земельных участках, историческое использование которых они смогут доказать.

Очевидно, что сама проблема коренных народов является весьма сложной и не укладывается в чёрно-белые тона "хорошего и плохого".

Следует также отметить, что правительство Канады и руководство провинций на протяжении ряда лет предпринимают серьёзные усилия для улучшения положения коренного населения. 

В июле 2021 года генерал-губернатором Канады впервые стала представительница коренных народов (инуитов), бывший дипломат и радиожурналист – 73-летняя Мэри Саймон, которая ранее работала послом в Дании, была представителем канадского МИДа по делам Арктики. 

В июле 2022 года Папа римский Франциск совершил шестидневный визит в Канаду, который он назвал "паломничеством покаяния", с целью принести представителям коренных народов этой страны извинения за официальную поддержку Католической церковью европейских колонизаторов, за поддержку Ватиканом "колониального менталитета" и жестокое обращение с детьми представителей коренных народов в католических школах. Культуру принудительной ассимиляции папа Франциск назвал катастрофической ошибкой, признав её проявлением зла. 

В сентябре 2022 года "паломник мира" Папа Франциск посетил с официальным визитом Казахстан, где принял участие в VII съезде мировых и традиционных религий, высоко оценив усилия Казахстана по налаживанию межрелигиозного диалога и взаимопонимания между народами в условиях геополитической напряжённости.

Константин Жигалов, посол Казахстана в Канаде в 2012–2018 годах