В национальной палате предпринимателей "Атамекен" разгорелась дискуссия вокруг законопроекта о передаче государственных функций в сфере пассажирских перевозок в саморегулируемые организации (СРО) с обязательным членством в них всех участников рынка. Законопроект был одобрен в парламенте в первом чтении 23 октября и вызвал резонанс в бизнес-сообществе.

Ранее редакция Informburo.kz сообщала, что казахстанцы, зарабатывающие на жизнь частным извозом, в том числе через мобильные приложения, с тревогой ждут, когда с января следующего года вступят в силу новые правила работы такси. Теперь, как уверяет профильное министерство, таксовать всерую и не платить налоги – не получится.

На фото (слева направо): зампредседателя правления НПП "Атамекен" Мурат Амрин, зампредседателя комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Минтранспорта Селим Куанышулы, глава Ассоциации служб такси Медет Курманов и GR-менеджер InDriver Диас Асанов / Фото Informburo.kz

В Министерстве транспорта обозначили основные цели саморегулирования – снижение роли государства в контроле над автоперевозками и передача части полномочий самим участникам рынка, упрощение организационных процессов и оперативное принятие стандартов.

Предполагается, что СРО будут отвечать за организацию международных, межрегиональных, нерегулярных автобусных перевозок, на такси. Однако владельцы агрегаторов перевозок, позиционирующие себя как IT-компании и операторы мобильных приложений, говорят о возможных негативных последствиях такого новшества. В их числе риски монополизации рынка, дополнительная финансовая нагрузка на малые предприятия и рост цен за перевозки.

Законопроект требует обязательного членства в СРО для владельцев цифровых платформ такси. Однако участники отрасли сомневаются в реальной возможности исполнения этого требования и контроля за работой независимых платформ.

Особую обеспокоенность вызывают и членские взносы для участников СРО. Такие взносы могут стать непосильными для малого и среднего бизнеса, особенно для тех, кто работает в нерегулярных перевозках.

Наконец, для индивидуальных перевозчиков, работающих через онлайн-приложения, введение единых стандартов (например, единой цветовой гаммы авто) тоже может вызвать сложности и лишние траты.

Каждая пятисотая поездка сопровождается инцидентом

Глава республиканской Ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов рассказал, что уже более 15 лет работает в сфере пассажирских перевозок и был свидетелем неоднократных изменений на рынке. Он отметил, что в отрасли нет "определённой справедливости, дорожной карты и понятного для всех участников рынка вектора развития".

"На наших глазах более двухсот компаний открывались и закрывались. Вкладывались инвестиции, привлекались деньги, компании получали субсидии, и всё безуспешно. У нас работали такие международные компании, как Uber и Bolt, но сейчас они ушли с рынка. Потому что нет должного регулирования рынка и его организации. До 2020 года мы неоднократно участвовали в изменении правовых актов и норм. Но эти нормы в итоге местными исполнительными органами не исполнялись, и в результате мы имеем множество разных последствий", – отметил Медет Курманов.

По его словам, попытки навести порядок привели лишь к росту цен за перевозки, увеличению нелегального извоза, неуплате налогов и соцотчислений. Образовался многочисленный пласт людей, которые не производят обязательные отчисления в госбюджет, ухудшают своё положение и становятся проблемой для государства.

Курманов считает, что передача государственных функций в сфере пассажирских перевозок в саморегулируемые организации – это международная практика, когда СРО будут нести ответственность за то, что происходит на рынке перевозок.

"Хорошо, когда сами субъекты рынка, объединившись, сев за стол переговоров, договорятся, что им нужно и не нужно, каких критериев они будут придерживаться. То есть они сами себя обеспечат справедливыми правилами игры. И в целом появится какая-то стратегическая карта развития данного сегмента рынка перевозок, в который можно будет привлекать деньги и инвестиции", – заявил глава ассоциации.

Курманов привёл неутешительную статистику о запущенной ситуации на рынке перевозок. В Казахстане ежегодно совершается около 200 млн поездок, и каждая пятисотая поездка сопровождается неприятным или трагическим инцидентом. Например, по вине таксиста может получить увечья или погибнуть пассажир. Или когда таксисты обманывают иностранцев, завышая цены. Тем самым наносится серьёзный урон репутации страны. И такие случаи, по словам Курманова, происходят часто.

Если рынок не будет регулироваться, а на всех участников не будут распространяться единые правила, то, по его мнению, рынок начнут контролировать олигополии. В итоге в проигрыше окажутся как пассажиры, так и таксисты.

"СРО создаётся только для субъектов рынка в лице ИП, ТОО, включая агрегаторов. То есть физлица с собственными авто не обязаны вступать в СРО. И как раз создаётся правовое поле, где бизнес может создавать для себя какие-то преимущества", – подытожил Медет Курманов.

Все незаконные перевозчики работают через интернет-агрегаторы

"Как СРО может справиться с нелегальными перевозками, если государство с его ресурсами и аппаратом не смогло этого сделать?" – адресовал вопрос участникам дискуссии GR-менеджер компании InDriver Диас Асанов.

Представитель Ассоциации служб такси предположил, что за короткий период времени после принятия закона ожидаемого порядка на рынке ждать не стоит. Но в скором времени появятся инструмент и площадка, которые могут шаг за шагом решать отраслевые проблемы. Агрегаторы как работали, так и будут работать, структура рынка не поменяется. Поменяется лишь формат отношений.

"В настоящее время междугородные перевозчики работают в основном через InDriver. Вы же всех подряд обслуживаете! Например, таксист всю ночь был на вечеринке, а утром вышел на перевозку. И вы отдаёте ему заказ. Водитель отработал 20 часов и дальше хочет зарабатывать, вы отдаёте заказ. Или машина праворульная, но вы отдаёте заказ. Поэтому все незаконные перевозчики работают через интернет-агрегаторы. В этом случае СРО нам поможет навести порядок. Вы занимаетесь опасным видом деятельности, напрямую связанным с человеческими жизнями, поэтому мы просим, чтобы вы тоже оказали нам содействие, чтобы мы сообща смогли навести порядок", – призвал участников дискуссии заместитель председателя комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта Селим Куанышулы.

Он также сообщил, что в разных регионах Казахстана в настоящее время работают 180 сотрудников инспекции транспортного контроля, для них организованы 40 передвижных постов. На один пост приходится около 4 тысяч км дорог, которые сотрудники поста должны контролировать.

"У них есть ещё помимо пассажирских перевозок дополнительные контрольные функции. Поэтому с самого начала, когда заходили с законопроектом в парламент, мы открыто сказали, что в этой сфере контроль абсолютно не осуществляется, а существующий механизм контроля неэффективный. Поэтому мы хотим внедрить механизм общественного контроля через СРО", – объяснил представитель Минтранспорта.

Владелец агрегатора из ВКО, учредитель ТОО "Апару" Ерлан Шаяхметов заявил, что агрегаторы – это веление цифровой эпохи, а министерство пытается опять вернуться к практике прошлого столетия.

"Это нормально, что вы хотите пополнить казну, что люди должны платить налоги. Но, с другой стороны, таксисты, которые могли бы зайти на рынок и платить, просто в тень уходят из-за тех поправок, которые вы хотите внести. В России тоже ужесточили контроль над такси год назад, и все таксисты ушли в тень. По прогнозу коллег, бюджет может потерять около 135 млрд тенге при введении предлагаемых норм", – высказался Шаяхметов.

"Не случится ли у нас какой-то конфуз, когда тарифы возрастут, рынок начнёт сам себя регулировать так, как ему захочется, среди СРО уже не будет конкуренции? Не будет негативного сценария, как в РФ, когда мы захотели дисциплинировать рынок, а все ушли в тень?" – обратился зампредседателя правления НПП "Атамекен" Мурат Амрин к представителю профильного госведомства Селиму Куанышулы.

Чиновник заверил, что законопроект не преследует цели закрыть интернет-агрегаторы. По его словам, СРО – некоммерческая организация, которая не имеет права заниматься коммерческими видами деятельности и тем более получать от неё доход. По его словам, через СРО государство передаст свои функции самим участникам рынка, чтобы они самостоятельно регулировали рынок, разрабатывали правила и стандарты.

"Наша задача – правильно регулировать. Интернет-агрегаторы должны обслуживать только тех перевозчиков, которые подали уведомление, имеют право работать как ИП или ТОО. А пока агрегаторы всех подряд обслуживают. Будь это праворульные авто или машины с иностранными номерами. Наша задача – обеспечить безопасность и качество услуг. СРО создаётся самими участниками рынка, теми же водителями, чтобы консолидировать их позицию перед госорганами и защищать интересы водителей-одиночек перед крупными игроками", – заверил Селим Куанышулы.  

По его мнению, появление прозрачной конкуренции, понятного, открытого рынка перевозок повлечёт снижение тарифов, а не повышение цен.

Представитель нацпалаты Мурат Амрин отметил, что ожидаемая реформа повысит гибкость и самостоятельность участников рынка, но при этом требует тщательной проработки и учёта интересов всех сторон, включая малый и средний бизнес.