Сколько потратил Нурлан Смагулов на наше искусство? Впервые бизнесмен показывает свою коллекцию
Казахстанские олигархи – народ загадочный. Они не любят мелькать в светской хронике и скрывают от общественности все подробности частной жизни. Причём делают это они тщательнее, чем "волки" с Уолл стрит прячут свои доходы от налоговой. Те, кто знает нашу бизнес-элит у близко, восхищены: отечественные члены списка "Форбс" хорошо разбираются и в литературе, и в кино, и в музыке, и в изобразительном искусстве. Владеют подлинниками великих, но никогда и никому об этом не рассказывают. Так что Нурлан Смагулов совершил своего рода культурную революцию.
Сконцентрироваться на представленной красоте решительно невозможно – здесь и тонкие акварели Кастеева, и самые зрелые полотна Жанатая Шарденова, и яркая живопись Салихитдина Айтбаева. Экспрессия Абдрашита Сыдыханова, абстракции Марата Бекеева, притчевые работы Вячеслава Люй-Ко, – перечислять достоинства экспозиции можно долго. Все они описывают мир Нурлана Смагулова - судя по коллекции, это яркий, полный то света, то драмы мир (взгляните на подборку Шарденова), который населяют теплые гармоничные люди, предстающие зрителю во всем своём естестве.
"Для меня сегодняшняя выставка - это экзамен, это как будто я открываю публике двери собственного дома и говорю: заходите, посмотрите, чем живу, а это всегда волнительно, - делится с журналистами бизнесмен. - На Западе публичные показы частных коллекций - это нормальная практика, но мы живём в постсоветском государстве, где люди не всегда адекватно относятся к успеху и возможности приобрести такую коллекцию шедевров. Я не боюсь критики, я хочу, чтобы искусство принадлежало народу, его должны видеть и обсуждать".
Избранные произведения из коллекции Нурлана Смагулова выставляются на всеобщее обозрение в третий раз. Первую выставку провели в 2009 году в Великобритании на площадке знаменитого аукционного дома Christie’s. Вторым местом для демонстрации коллекции стал Национальный музей Республики Казахстан в Астане - выставку приурочили к открытию этого объекта. Наконец, дошла очередь и до музея Кастеева.
"Выставлять эти картины здесь, в месте, где собрана самая большая коллекция казахстанских шедевров, - непросто. Здесь сегодня около 80 лучших работ из моей коллекции", - говорит Смагулов. Представлены произведения самых любимых отечественных художников от классиков живописи - Абылхана Кастеева, Салихитдина Айтбаева и Жанатая Шарденова до наших современников - Андрея Ноды, Вячеслава Люй-Ко, Эдуарда Казаряна. Хорошие коллекционеры в Казахстане есть, но не все они в силу многих причин публичны, как я. Мне же терять нечего, обо мне все всё знают, я привык к тому, что публика меня обсуждает, - говорит бизнесмен.
- Я даже знаю, что скажут: вот олигарх Смагулов опять решил козырнуть своим богатством, и я понимаю, что это может вызвать раздражение и много разговоров, но дорогу осилит идущий. Несмотря на определённое количество раздражённых, думаю, сторонников у меня будет всё равно больше".
"Хочу, чтобы после этой выставки богатые люди Казахстана возбудились и стали моими сподвижниками – начали интересоваться изобразительным искусством, стали поддерживать казахстанских художников. Я часто бываю в домах, где на стенах нет ничего интересного и по-настоящему ценного, это какие-то тарелки, предметы прикладного искусства, а вот самобытной живописи нет, а ведь искусство украшает не только интерьер, но жизнь человека".
Несмотря на то что журналисты просили оценить коллекцию и желательно по новому курсу, олигарх делать это отказался. "Свою коллекцию я никогда не оценивал и не буду, поскольку коллекционирование для меня - это не способ заработать.
- Деньги я зарабатываю в очень жёсткой мужской игре под названием "бизнес", а картины - это та гавань в которой я могу отдохнуть и отвлечься от своей работы, - резюмировал он.
- Здесь я ни с кем не соревнуюсь. Я никогда не продавал эти работы, только дарил и, думаю, не нарушу этот принцип и впредь".
Сегодня самая дорогая по стоимости работа в коллекции Нурлана Эркебулановича – барельеф "Женщины с попугаем", автором которого является знаменитый французский скульптор и живописец Фернан Леже . В Лондоне на Sotheby's он заплатил за неё шестизначную сумму. Сейчас она украшает ресторан "Крудо" в его торговом центре.
Однако самая дорогая сердцу работа у Смагулова другая – первая, которую он купил всего за 100 долларов. "Вышло всё случайно, в 90-х годах. Однажды, я встретил здесь, в музее, актёра Ментая Утепбергенова, - вспоминает бизнесмен. - У него с собой была сумка из капроновой сетки, в которой что-то лежало, завёрнутое в бумагу. Оказалось, что это одна из "Масок" бурятского скульптора Сэрэнжаба Балдано, жившего какое-то время в Алма-Ате. Работа чем-то напомнила мне облик отца, ушедшего в том году из жизни. Она меня пронзила. И я так проникся ею, что решил купить".
С того дня Нурлан стал интересоваться творчеством местных художников. "В те годы казахстанское искусство не стоило таких денег, как сейчас, все экспонаты я покупал за относительно небольшие деньги", - вспоминает меценат. - Познакомившись с легендарным коллекционером Юрием Кошкиным, у которого была лучшая частная коллекция в советском Казахстане, Смагулов по-настоящему увлекся искусством и купил часть его экспонатов, когда тот эмигрировал в Москву.
Сейчас в коллекции казахстанского бизнесмена, которая собирается почти 20 лет – начиная с 1996 года, около тысячи работ. Это не только живопись, но и графика, скульптура. Часть работ была привезена из-за рубежа: России, Англии, Америки, Израиля. Есть и экспонаты, приобретённые на одном из самых престижных аукционов мира, - Christie’s. Это кое-что из творчества художника-графика Евгения Сидоркина, керамиста Рысбека Ахметова и главное приобретение, ставшее центральной картиной сегодняшней выставки – полотно 1960 года кисти Салихитдина Айтбаева "На целине. Обед".
"Желающих купить эту картину тогда было много. Но я отчаянно сражался с коллекционерами Западной Европы. И казахи, конечно, не подвели, мы купили все работы, - рассказывает Нурлан Смагулов.
- Для меня как гражданина Казахстана это было не покупкой, а, скорее, делом чести. Я хотел вернуть работы на родину. Не скажу, что они обошлись очень дорого, порой в Казахстане мне предлагают купить работы дороже, чем в Лондоне".
Как оказалось, покупка дорогущих картин - дело престижа не только его личной коллекции, но и всего казахстанского искусства.
"Несколько лет назад, когда в наш музей приезжала команда Christie’s, они отобрали часть работ для аукциона, выбрали и эту картину Айтбаева, - вспоминает искусствовед Баян Барманкулова, разработавшая, кстати, каталог выставки. - Причём ранее Нурлану Эркебулановичу предлагали купить это полотно, но он отказался. А узнав, что она продаётся там, поехал и купил её в 10 раз дороже. Я была изумлена: зачем? А он сказал: "Чтобы люди знали, что казахстанское искусство покупают!"
Коллекция живописи у мецената Смагулова богатая, работы разные по настроению и по манере письма. И, как любой коллекционер, он основывается на принципе "нравится - не нравится". "Я надеюсь, у меня уже есть вкус, на который я могу полагаться, - рассказывает журналистам владелец уникальной коллекции. - И если первые шаги мне помогали делать профессионалы - искусствоведы и художники - то сейчас у меня уже есть собственное видение, и я кайфую от того, что стал разбираться в искусстве. Пока на уровне среднего искусствоведа", - улыбается он.
"Нурлан Эркебуланович - человек самостоятельный, - подтверждает для infotmburo.kz искусствовед Баян Барманкулова. - Желая приобрести работу, он спрашивает совета, но поступает всегда так, как хочет. В отличие от тех коллекционеров, что покупают картины из практических соображений, он приобретает лишь те работы, которые он полюбил. Но есть здесь и другая сторона - если он что-то он полюбил, то готов покупать это бесконечно. У него много работ Шарденова, Зальцмана, Сыдыханова. Когда он в очередной раз хочет приобрести работу любимого художника, я говорю: "Ну у вас уже много Шарденова! У вас уже есть что-то подобное". А он говорит: "И что? Теперь я не могу покупать?". И покупает".
Работ молодых казахстанских художников в его коллекции немного. "К сожалению, мне пока не попадались новые таланты, которые творят искренне и мыслят свободно. Наоборот, настораживает, что в последнее время наше искусство становится декоративно-прикладным. По мне, так мы слишком много стали ударяться в прошлое, воспевая героев того времени – батыров и биев. А где же те, кто воспоёт хотя бы тех же современников?"
Основа коллекции Нурлана Смагулова – работы казахстанских художников-шестидесятников. Сегодня у коллекционера одни из лучших работ этой эпохи. "Я ностальгирую по свободе 60-х годов, - признаётся informburo.kz Смагулов. - По тому настроению, по той искренности и удивительному миру, который нашёл отражение в творчестве казахских классиков. Да, они, разумеется, подражали великим, но на выходе всё равно получалось нечто уникальное. Мне нравится, что казахи всегда смотрели на мир по-своему. Я восхищаюсь работами Айтбаева, Шарденова, Абдрашитова. Их творчество для меня - откровение".
По мнению Баян Карибаевны, у Нурлана Смагулова шарденовский темперамент, наверное, поэтому творчество Жанатая Шарденова ему особенно близко. "Картины Шарденова энергичны, в них отражено не пассивное созерцание происходящего, а участие во всём, что окружает, - делится с informburo.kz искусствовед. - Его пейзажи завоёвывают все пространство, беря все краски этого мира, сочность, фактуру и делая этот мир своим".
Вдохновившись примерами меценатов Соломона Гуггенхайма, Павла Третьякова, Саввы Мамонтова и братьев Щукиных, бизнесмен решил открыть в Алматы музей. Там будут собраны не только работы из его коллекции, но и из частных собраний других казахстанских бизнесменов, к примеру, Сержана Жумашова (совладелец девелоперской компании Capital Partners). "Мы давно вынашиваем идею создания арт-центра, который бы стал гордостью южной столицы и магнитом для туристов со всего мира. К примеру, в странах Персидского залива для повышения туристической привлекательности часто покупают или арендуют шедевры мировой живописи. Мы хотим сделать так же, у нас будут выставляться не только лучшие образцы казахстанского, но и мирового искусства – импрессионисты, модернисты, купленные на лучших аукционах мира". По словам бизнесмена, это будет не просто музей, а живой арт-центр, в котором будут открыты мастерские, проходить мастер-классы и образовательные курсы.
С мнением о том, что каждый коллекционер - это неудавшийся художник, мечтающий о мировой славе и месте в истории, Смагулов не согласен.
"В области искусств я совершено бесталанный человек: не умею ни петь, ни рисовать, ни декламировать стихи, у меня даже дикции нет! – смеётся он. - Но у меня есть другой талант - видеть и понимать искусство, и это, считаю, тоже важно".
Бизнесмен подчеркнул, что впоследствии хочет передать свою коллекцию в дар народу, в распоряжение какого-нибудь музея. "Хочу, чтобы она была доступна людям", - сказал он. Выставка открывается сегодня и продлится до 30 сентября.