Сарань накануне тепла. Как в городе чуть не проморгали подготовку к отопительному сезону
Сарань – уникальный в плане теплоснабжения моногород. Дома здесь отапливаются углём не от единой ТЭЦ, а от десятков автономных котельных. Этой осенью власти города решили подключить весь город к единому, центральному теплоисточнику (ЦТИ), поспешно отключив дома от частных котельных. Но произошел срыв, центральная котельная в срок так и не заработала.
Властям в спешке пришлось снова подключать дома к локальным котельным, часть из которых бывшие хозяева-частники успели и вовсе разобрать.
О погоде в доме и котельных
88-летний Расып Хакимов прогуливался в сквере по проспекту Ленина, где стоит памятник шахтёрам. На улице показывало +6, светило яркое солнце, люди высыпали из холодных квартир. Хакимов, отработавший на шахте больше сорока лет, говорит, что пока в квартире у него 16 градусов тепла, но это из-за того, что он постоянно включает обогреватель. Ожидает в конце месяца серьёзный счёт за свет. Но здоровье, по его словам, дороже.
"Во всех близлежащих домах тепла нет. Аким ещё 2 октября на совещании обещал, что тепло дадут, потом сказал 10-го дадут, а сейчас видите, что получается. Заранее о пусконаладке-то надо было позаботиться", – сказал с грустью в глазах пенсионер.
А в это время на соседней лавочке местные старожилы громко обсуждали последние новости. Все они, конечно же, касались одного вопроса: когда в дома придёт тепло?
"Представь, я хозяин мини-котельной. Я купил котлы, всё настроил. И когда аким сказал, переходим на центральную котельную, мне что остаётся? Только быстро продать всё, чтобы расходы свои отбить. Поэтому часть котлов и разобрали", – пояснял один собеседник другому.
Заметив, что их ненароком подслушал журналист, один из них, не пожелавший представляться ("Мне проблемы не нужны") напутствовал:
"Сынок, ты езжай в район "Болото" в 14-й дом. У них своя модульная мини-котельная была. Хорошо грела. Её разобрали летом, теперь дом остался без тепла. Сейчас они ведут к этому дому ветку от котельной, которая соседние дома грела. Только вот непонятно, потянет она ещё один дом или нет?"
За тепло от мини-котельных, по словам дедов, они платили по меркам Сарани небольшие деньги. За пять месяцев с отоплением за однокомнатную квартиру размером 30 кв. м выходило 20 тысяч тенге с копейками. А за 50 кв. м ежемесячно – по 8,5 тысячи.
"Ради экономии не включаю обогреватель"
Район, куда нас направили, называется "Болото", потому что весь район был реально построен в советские времена в болотистой местности.
14-й дом, украшенный красивым муралом с изображением синицы, резко выделяется среди остальных старых и серых панелек микрорайона 1а. Сбоку в дом врезана свежая металлическая труба, которая, как и предупреждал местный житель, шла от соседнего 16-го дома. В социальном доме живут люди из категории СУСН: многодетные, выпускники детдомов, сироты, инвалиды и одинокие пенсионеры.
Пенсионерка Людмила Зинченко живёт одна. Три месяца назад она потеряла 39-летнего сына, который страдал от эпилепсии.
Заходя в квартиру, хозяйка не торопится снимать верхнюю одежду. Ледяные полы чувствуются даже сквозь шерстяные носки.
"Кеша, Кеша, сыночек", – приветствует она пёстрого попугайчика в клетке. Кеша сидит нахохлившись и греется от света лампы.
"Эта ещё солнечная сторона более-менее, а в спальне вообще дубак. А представьте, на первом этаже как холодно. Труба!" – говорит она.
Одна из соседок написала в общедомовой чат, что прибыл представитель СМИ. И вскоре во дворе собралась небольшая инициативная группа из женщин. Все они наперебой начали жаловаться, что социальный дом 2020 года постройки из-за сырости в подвале и некачественного строительства разваливается на глазах. Теперь вот жильцов лишили тепла – весной на их глазах разобрали котельную.
К инициативе властей подключить их к соседним домам жильцы относятся скептически, так как половина подъездов, по их словам, технически не готовы принимать тепло. А ещё люди жалуются на высокий тариф за электричество, с помощью которого последние недели люди вынуждены обогревать квартиры.
"Я ради экономии не включаю обогреватель и при этом плачу по 20 тысяч в месяц. Вот выходим во двор иногда хоть на солнышке погреться", – говорит многодетная мать Инна.
В соседнем 16-м доме, несмотря на дымящую рядом котельную, тоже пока холодно.
"Дома холод. Сегодня едва дали тепло, и батареи в зале и кухне чуть-чуть начали теплеть. В остальных комнатах я выпустила из батарей воздух, идёт холодная вода. Все люди жалуются", – рассказала пенсионерка Татьяна Крапивко.
Между тем в самом центре города по улице Женис вовсю кипела работа. Сварщики спешно варили трубы, чтобы, как в случае с 14-м домом, подключить дома к работающим котельным. Рабочих с озабоченными лицами контролировали областные чиновники из Караганды.
"Ведутся работы по повторной врезке. Здесь вот 24-я котельная, от которой ведут трубу, чтобы подключить вот эти двухэтажки – 15 домов этого квартала. В ближайшие два часа они будут завершены и подключены. На котельной подача 60 градусов", – сообщил первый заместитель акима Карагандинской области по вопросам энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, транспорта и дорог Азамат Тайжанов.
По его словам, на центральной котельной ведутся пусконаладочные работы, проводится ревизия. Когда её запустят, замакима точных сроков не назвал. А пока 168 домов вновь переподключают от центральной к ранее работавшим 18 мини-котельным.
По словам местных жителей, даже когда их дома отапливались от мини-котельных, в каждом доме температура была разная. Тепло в доме или холодно, прежде всего зависит от кочегара и качества угля.
Задача раскочегарить на шламе
Кочегар Алексей с говорящей фамилией Жарков работает кочегаром в новой, государственной мини-котельной на улице Шахтёрской, которую власти запустили всего несколько дней назад.
В новой котельной пока нет ни туалета, ни душа. За смену (с 8.00 до 19.00) Жарков снабжает топливом шесть печей и кроме многоэтажек и частного сектора отапливает ещё и местную пожарную часть. Он забрасывает уголь в печи, откуда пышет жаром в лицо, каждые 15–20 минут. С него льёт пот. За смену кочегар получает 20 тысяч тенге.
"Работаем день/ночь, двое суток дома. Вот недавно привезли более-менее нормальный уголь, кажется, с Дубовского разреза. А так в основном топим шламом со старых предприятий и на нём умудряемся нужную температуру поднимать. Какое отношение начальства к кочегарам, так и они к работе относятся. Работа, честно сказать, неблагодарная. Для кочегара святая святых – это душ. Со смены уходишь чёрный, как африканец", – рассказал Алексей Жарков.
В Сарани по сравнению с другими моногородами Казахстана кроме одноимённой угольной шахты есть промышленное производство. Город за последние несколько лет начал визуально меняться в лучшую сторону. Власти красят фасады домов и стелют асфальт там, где его никогда не было.
Но ещё много остаётся улиц частного сектора, куда асфальт не дошёл, и люди в ненастье воюют с непролазной грязью.
"На нашей улице Октябрьской абсолютно нет ни освещения, ни асфальта. В этом году обещали, что засыплют хотя бы гравием, но воз и ныне там. Мы уже куда только ни жаловались, ничего не происходит. Акимат говорит: нет денег", – пожаловалась Ольга Иванова, продавщица магазина.
"Но в основном-то наш город хороший. Сарань везде на первом месте. Приезжала недавно подруга Бахыт из Караганды и отметила, что даже у них в областном центре такой чистоты нет, как у нас. И стадион обновили, отличные мероприятия проводят. Вообще город хороший стал. Может, и не хватает на всё денег, но Сарань меняется", – вмешалась в разговор жительница города Нина Ревинова.
"Тепло подаётся в полном объёме"
Аким Сарани Еркин Баулыков ходил беспокойно по акимату. Вот-вот должно начаться совещание оперативного штаба. И всё же он нашёл время для комментария. По его словам, шламом котельные топят из экономии, чтобы тариф за тепло не рос. Из 18 локальных котельных только две в собственности города, остальные – у частников.
"Это частная собственность, за которую люди несут персональную ответственность по закону. Температура в домах зависит от многих факторов, в том числе от того, как хозяин котельной следит за своим оборудованием. Локальные котельные сейчас отапливают 264 многоквартирных жилых дома. Они все подключены. Есть вопросы по принятию тепла в дом. То есть внутридомовые разводки, батареи забитые и так далее. Подготовка домов к отопительному сезону, согласно жилищному законодательству, является задачей жильцов кондоминиума", – прокомментировал аким.
В среду вечером пресс-служба Минэнерго сообщила, что "все дома Сарани подключены к теплу". Сообщалось также, что министр энергетики Алмасадам Саткалиев проверил состояние локальных котельных, центрального теплоисточника, теплосетей и социальных объектов.
"Принято следующее решение: до запуска центрального теплоисточника теплоснабжение города будет осуществляться за счёт локальных котельных. Все соцобъекты обеспечены теплом, все промышленные объекты работают в соответствии с производственными программами", – сказал Алмасадам Саткалиев.
В Сарани продолжает работать специальная комиссия, в состав которой вошли представители энергонадзора, руководители региона, ДЧС и других ведомств. Приглашены специалисты заводов – поставщиков оборудования для налаживания работы центрального теплоисточника.
В четверг глава Минэнерго сообщил, что тепло в дома Сарани подают в полном объёме.