С кем Казахстану проще выстраивать отношения: Россией, ЕС или Китаем
Весьма любопытная дискуссия развернулась на площадке Астана Клуба. Даже несмотря на то что основная часть этого мероприятия традиционно проходит в соответствии с правилами Chatham house в закрытом режиме, чтобы соблюсти анонимность экспертных мнений и способствовать выстраиванию откровенного и доверительного профессионального разговора, открытая для СМИ часть оказалась тоже крайне занимательной.
Основное отличие третьего заседания Астана Клуба от двух предыдущих заключалось в том, что помимо видных политических деятелей, дипломатов, известных политологов, авторитетных учёных и ведущих экспертов, в нём впервые приняли участие политики высшего ранга – экс-главы целого ряда государств, они-то и стали спикерами открытой части мероприятия. Их дискуссию модерировал известный журналист телеканала BBC Ситвен Сакур. Участникам он предложил обсудить взаимоотношения Европейского союза с другими странами, преимущественно с государствами Центральной Азии. Тема была выбрана не случайно – она непосредственно вытекает из основной темы третьего заседания: "Большая Евразия – 2027".
Европейский союз умирает?
Сейчас Европейский союз находится в ситуации, когда нужно тщательно пересмотреть многие фундаментальные вопросы, в том числе о построении взаимоотношений с другими странами. Об этом в ходе своего выступления заявил экс-президент Словении – одной из стран-членов ЕС. По словам Данило Тюрка, это раньше Европейский союз пользовался безусловным доверием и предполагал, что мир станет некой либеральной системой, основанной на нормах, в которых ЕС будет служить примером, теперь ситуация существенно поменялась – мир стал более многополярным и конкурирующим в концепциях.
"Если кому-то нужен хороший пример в этой связи, то достаточно послушать речь председателя КНР Си Цзиньпина на последнем съезде Коммунистической партии Китая, которая показала, что Китай видит себя как страну, которая претендует уже на глобальное лидерство, и это отличается от той модели, которую мы использовали до данного времени", – отметил в своём выступлении Данило Тюрк.
"Плюрализм действительно присутствует и сейчас, мне кажется, ЕС придётся приспосабливаться к этой новой модели и быть гораздо скромнее, и действовать гораздо практичнее в сотрудничестве с остальными странами мира. ЕС не должен думать, что центрально-азиатские станы – это какие-то кандидаты на вступление в ЕС, которым нужно приспосабливаться к нормам, которые навязываются Европейским союзом", – добавил он.
Заступиться за европейские ценности, в свою очередь, поспешил бывший президент Чехии – государства, также членствующего в ЕС. Вацлав Клаус заявил о том, что не считает европейских политиков в большинстве своём популистами, как об этом сейчас трубят СМИ.
"Я часть Европейской политики, я хорошо знаю европейских политиков и я не вижу популистов, по крайней мере, они не преобладают, я вижу разочарованных, демократически настроенных людей, защищающих демократию. Но я также вижу огромный объём манипуляций в СМИ и должен сказать, что это напоминает мне о коммунистической эпохе, возможно, не сталинской, а более поздней. Я вижу необъективные сообщения в СМИ, которые основаны на неуважении ко всему, я вижу демонизацию лидеров.
Заявление политика из Чехии вызвало вопросы – модератор поинтересовался, свидетельствуют ли те изменения, которые происходят внутри Европейского союза о начале его разрушения. Спикер ответил отрицательно, однако убедить журналиста ему, судя по всему, не удалось.
"Нет-нет. Я полагаю, что Европа слишком стабильна и она будет продолжать оставаться в таком состоянии стагнации, во всяком случае, до конца моей жизни", – сказал Вацлав Клаус
"Стагнация – это не стабильность, это практически как смерть", – возразил Ситвен Сакур.
Где заканчивается турецкая демократия?
Когда очередь дошла до бывшего президента Турции, Абдулла Гюль не упустил возможности, чтобы не упрекнуть Европейский союз в том, что его страна, несмотря на все усилия, предпринимаемые в течение не одного десятка лет, так и не была принята в состав ЕС. По его мнению, Турция всячески стремится соответствовать высоким демократическим стандартам, но вместо поддержки получает лишь препоны. Бывший лидер Турции в своём выступлении как бы намекнул на то, что смена политического курса в его стране в сторону, противоположную от либерализации, связана как раз с непониманием европейских коллег.
"Да, у нас были некоторые сложности, однако мы прилагали все усилия для того, чтобы добиться успеха, но некоторые лидеры в Европе этого не понимали. Они не позволяли Турции следовать этим путём, более того, они ставили препоны на нашем пути, и в последствии правительство Турции и наш народ почувствовали себя оскорблёнными, поскольку не было признания и понимания того, что весь этот процесс приносит пользу", – выступил экс-президент Турции Абдулла Гюль.
Что имеет в виду, говоря о высоких стандартах, экс-президент Турции, попросил уточнить его коллега, бывший глава Чехии, и уже без всяких намёков напомнил о неготовности Турции стать толерантнее к своим гражданам, представляющим различные меньшинства.
"На самом ли деле Турция хотела бы присоединиться к Европейскому союзку, зная, что нужно будет признать стандарты ЕС, а значит, признать право на однополые браки, решить вопросы гендерного равенства и так далее? Готовы ли вы перенести эти стандарты в Турцию? Готовы ли вы пойти на полную ликвидацию государства как такового, став провинцией Европы?" – сыпал вопросами экс-президент Чехии Вацлав Клаус.
"Когда вы спрашиваете, серьёзно ли мы хотим быть с Европой, то я отвечу да. После второй мировой воны, когда мир создавался заново, Турция поместила себя в Европу, свободную Европу. А принципами свободной Европы являются демократия, соблюдения прав человека. Конечно, стандарты в разных государствах могут быть различными, но мы должны стремиться к самым высоким. Быть полноценным членом ЕС не означает автоматический перенос всех стандартов. Очень часто государство, не являясь членом ЕС, преследует и придерживается гораздо более высоких стандартов, как, например, происходит с Великобританией. Она решила выйти из ЕС не потому, что там не достаточно демократии", – парировал экс-президент Турции.
Только бизнес и ничего личного между США и ЕС
От США выступил председатель правления Geopoliticfl futures. Джордж Фридман акцентировал внимание на сотрудничестве Америки и Европейского союза в рамках НАТО. В этом вопросе он полностью солидарен с позицией Дональда Трампа – считает, что поддерживать жизнеспособность военного альянса нет смысла, во всяком случае, до тех пор, пока страны ЕС не станут платить.
"НАТО устарела! Эта организация создавалась для противостояния с СССР, который угрожал Европе, – все участники НАТО тогда понимали это и все были твёрдо привержены этой задаче, они знали, кто и что из них должен конкретно делать. Сейчас же мы в таком положении, когда никто не знает, у кого какие обязательства, всё не ясно настолько, что страны ЕС просто не выполняют свои обязательства. Если вы хотите, чтобы у вас был военный альянс, необходимо, чтобы у вас были военные силы. Если у вас нет военных сил, то о чём говорить? Европейский союз – это не наша проблема, это никогда не было американской проблемой. Если Европа разовьёт свой военный потенциал, ВВП Европы тогда, может быть, будет таким, как у США, тогда будет другая история", – заявил председатель правления Geopoliticfl futures.
С кем Казахстану проще договариваться?
Что же касается Казахстана, то для нашей страны, по словам председателя Сената Парламента, сотрудничество со странами Европейского союза крайне важно. При этом Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на проблемы, которые возникают из-за противостояния Запада и России – санкции, по его словам, не позволяют говорить о свободной торговле, от этого страдают многие государства, участвующие в рыночных отношениях, наша страна в том числе. Модератор поинтересовался, с кем проще Казахстану развивать связи: с Россией или со странами Еврейского союза, или, может быть, с Китаем? На этот вопрос Касым-Жомарт Токаев ответил дипломатично.
"Проще или сложнее, тут стоит говорить об особых чертах каждого из участников международного общения, и мы должны уметь приспосабливаться к этим особенностям для достижения поставленных целей, содержащихся в нашей стратегии развития. У Китая есть свой подход к нашему взаимодействию, двусторонним отношениям, Россия – это отдельная история со своими особенностями. Европейский союз тоже имеет свой взгляд на решения самых различных вопросов, которые мы с ними обсуждаем, – это нормально", – сказал он.
Дискуссия в открытом формате продлилась около полутора часов, а до этого эксперты ещё несколько часов заседали за закрытыми дверями. Считается, что главная цель Астана Клуба – это возможность узнать о политических и экономических настроениях, которые превалируют в той или иной стране, для того чтобы другие участники могли сделать определённые выводы и на их основе выстраивать отношения в мировом пространстве. Участие в заседании Астана Клуба принял и Президент Казахстана. Нурсултан Назарбаев обратил внимание на катастрофические масштабы терроризма – прочитать об этом можно здесь.