После наводнений, разрушивших центральную и южную части Китая в 1998 году, Пекин запустил программу "Зерно за зелень" (или "программу возвращений сельскохозяйственных угодий лесу"), чтобы решить проблему эрозии почвы из-за обезлесения. В рамках программы жители пригородов получали компенсацию за их сельскохозяйственные угодья, вновь превращённые в леса. В результате лесной покров Китая увеличился с 8% в 1960 году до 21% в 2023 году.

Однако с 2020 года хорошо зарекомендовавшая себя программа постепенно сворачивалась, и с целью увеличения производства зерна лесные угодья трансформировали в сельскохозяйственные. Поскольку из-за этого во время сезонов дождей усиливается эрозия почвы и усугубляются наводнения, некоторые граждане Китая начали писать о проблеме в социальных сетях, делясь видео со съёмкой вырубленных лесов и сильной эрозии почвы на новых полях.

Ниже представлен один популярный ролик, демонстрирующий, как недавно облагороженные сельскохозяйственные угодья у подножия холма были уничтожены штормом:

"Когда начались летние ливни, недавно застроенные террасные поля, превратившие лес в сельскохозяйственные угодья, были разрушены", – говорится в публикации.

Проблемы продовольственной безопасности

Одна из главных целей Коммунистической партии Китая (КПК) – обеспечение продовольственной безопасности страны. Ключевым принципом сельскохозяйственной политики является фраза председателя КНР Си Цзиньпина: "Руки китайского народа должны всегда крепко держать миски с рисом, рождённым китайской землёй".

На фоне растущей обеспокоенности геополитическими рисками, вызванными вторжением России в Украину и напряжёнными отношениями между Китаем и Тайванем по обе стороны пролива, в стране усугубляется кризис продовольственной безопасности. На состоявшемся в марте Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) уходящий премьер-министр Ли Кэцян заявил, что Китай увеличит производство зерна на 50 млн тонн в 2023 году и построит складские центры для экстренных поставок предметов первой необходимости.

Хотя общий объём производства зерна в Китае – до 686,53 млн тонн в 2022 году – мог бы полностью прокормить его население в 1,3 млрд человек, страна остаётся крупнейшим импортёром продовольствия в мире. Фактически коэффициент самообеспеченности населения продовольствием снизился с 93,6% в 2000 году до 65,8%. Правящая партия рассматривает эту тенденцию как кризис продовольственной безопасности.

Чтобы справиться с кризисом, Китай намерен увеличить годовой объём производства зерна, при этом под посадки будет отведено 103 млн га из 120 млн га пахотных земель. Власти также планируют укрепить семеноводческий сектор, поддержать систему управления сельскими районами, предоставить миллиардные субсидии для оживления сельскохозяйственного сектора.

Чтобы добиться поставленных целей, страна должна увеличить площади сельскохозяйственных угодий, пригодных для выращивания зерна. Однако большинство фермеров не заинтересованы в работе с зерновыми культурами, поскольку больше прибыли приносят фруктовые деревья и цветы. Поэтому местные органы власти ведут политические кампании и прибегают к принудительным мерам, расширяя территории посадок и навязывая фермерам сельское хозяйство. Для этого созданы новые локальные правоохранительные группы, известные как "нонгуань", которые вмешиваются в бесчисленные аспекты сельской жизни и способов заработка фермеров.

Вместо лесов – рисовые террасы

В последние несколько месяцев фермеры делились роликами, на которых выкорчёвывают их ценные культуры (например, фруктовые деревья), освобождая место зерновым полям. Следующие кадры получены из провинции Чжэцзян:

"В провинции Чжэцзян три года сажали бамбуковые деревья, а теперь их нужно срубить, чтобы превратить землю в сельскохозяйственные угодья. Это безумие!" – возмутились фермеры.

На другом видео "зелёная стена", построенная для защиты от песчаных бурь недалеко от Харбина, теперь выкорчевана:

"Неудивительно, что песчаные бури в северных провинциях случались так часто. Отказ от "зелёной воды и гор" ради "продовольственной безопасности", – говорится в видео-ролике "Превращение лесов в пашни: вырубка "зелёной стены".

Поскольку в Китае менее 10% территории приходится на пахотные земли, причём часть из них используется для несельскохозяйственных целей (складские помещения, автостоянки, деревенские дома, фермы для скота, дороги и велосипедные дорожки, парки и зелёные насаждения), некоторые местные чиновники ищут новые возможности в холмистых районах под лозунгом кампании "Посадка рисовых полей на холме".

Один из проектов по выращиванию риса на возвышенностях реализован в Юньнани: около 30 000 гектаров лесных угодий были преобразованы в террасные поля для выращивания риса на холмах. На видео ниже – одна из таких рисовых плантаций в этой провинции:

"Юньнань училась у Дажай (деревня в провинции Шаньси, служившая всему Китаю образцом сельскохозяйственного производства в 1960-х и 1970-х годах), сажая рисовые поля на холме", – отмечается в видео.

Проект развития сельскохозяйственных угодий в горах основан на эксперименте по выращиванию риса в высокогорье в сельскохозяйственном исследовательском центре. Фитопатолог Чжу Ююн утверждал, что исследовательской группе удалось получить до 736 кг риса всего на одном му (≈ 0,066667 га) земли.

Однако многие сомневались, что реально воспроизвести лабораторный результат в естественной среде, где нет возможности контролировать качество почвы. Когда в китайских соцсетях распространились фотографии, на которых зелёные холмы превращаются в бесплодную землю, началась критика. В одном из постов Weibo говорилось:

"С одной стороны, по всей стране заброшено так много пахотных земель; с другой стороны, поля перемещают вверх по склону холма. У "горного" риса есть несколько проблем. Во-первых, посадки провоцируют эрозию почвы и оползни. Во-вторых, на холмах нет водоснабжения, фермерам приходится полагаться только на дождь. Строительство ирригационных систем вверх по склону обходится слишком дорого. В-третьих, объём урожая уменьшается из-за диких птиц и животных. В-четвёртых, за террасными полями тяжело ухаживать: пахота и сбор урожая требуют огромной рабочей силы. Затраты на механизацию не оправдывают себя".

Посадки зерна в экопарках

Земельная политика затронула не только сельские районы. Поскольку китайскому правительству известно, что пахотные земли используются для иных целей, включая создание экопарков в городах, местные чиновники вынуждены либо трансформировать парки в сельскохозяйственные угодья, либо сажать зерновые на территориях, отведённых под зелёные насаждения.

В Чэнду 100-километровый зелёный пояс, соединяющий 120 городских парков, превратится в примерно 100 000 му, или 6700 га, сельскохозяйственных угодий. Поскольку зелёный пояс обошёлся правительству Чэнду в 34,1 млрд юаней (около 5 млрд долларов), это решение не укладывается у местных жителей в голове. В одном популярном комментарии говорится:

"Создание зелёного пояса стоило 34,1 млрд юаней. Сколько урожаев риса покроют такие затраты? Я поискал в интернете и обнаружил, что годовой доход от одного му рисового поля составляет около 770 юаней… 100 000 му земли могут приносить 77 млн юаней в год. Чтобы компенсировать расходы на зелёный пояс, потребуется 442,8 года".

Ещё одна проблема, усугубляемая новой политикой, – нехватка сельскохозяйственных рабочих. Хотя в Китае насчитывается около 450 млн фермеров, более 290 млн из них – рабочие-мигранты из сёл, работающие в городских районах; фактически, реальная доступная рабочая сила – менее 150 млн фермеров. Один из пользователей Weibo отметил:

"Сколько прибыли принесёт "превращение лесов в сельскохозяйственные угодья" и трансформация городских парков в зерновые поля?.. Ключ в том, что никто не будет заботиться о земле. Даже в сельской местности большая часть пахотных земель была заброшена и стала пустошью… Пока доход от производства зерна не вырастет до уровня, при котором молодёжь готова будет вернуться в сёла, план не сработает".

Тем временем Китай создаёт организации по управлению сельскими районами, чтобы ускорить выполнение плана весенних посевов на 2023 год. Некоторые обеспокоены тем, что правительство в конечном итоге возродит практику коллективного ведения сельского хозяйства, чтобы решить проблему нехватки фермеров. В прошлом году в стране снова появились низовые кооперативы по снабжению и рынку – метод 1950-х годов для поддержки коллективных хозяйств и укрепления управления в сельских районах.

Мир действительно переживает продовольственный кризис, поскольку пандемия Covid-19 и конфликт в Восточной Европе привели к рекордному росту цен на продукты питания. Однако, согласно официальной статистике страны, в Китае нет явных проблем с выращиванием и запасами зерна. Многие считают, что внезапный сдвиг в политике – это ответ на геополитическую напряжённость. Но, похоже, до появления внешних угроз сельский Китай переживёт ещё одну глубинную революцию.

Источник – Globalvoices.com