Осторожно, "Ұят"!
Театр "ARTиШОК" открыл свой 16-й сезон премьерой. Сегодня очередной показ – все билеты давно проданы. Следующие спектакли – в октябре. Но и там априори будут аншлаги. И дело не только в популярности самого "ARTиШОКа". Зрителя должно заманить само название – "Ұят".
Дополнительной интригой выступают имена на афише: драматург Наталья Ворожбит, политолог Досым Сатпаев, режиссёр Галина Пьянова. Украинка Ворожбит – одна из наиболее популярных современных драматургов, чьи пьесы ставились в театрах Москвы, Лондона, Киева и Санкт-Петербурга. Книга Сатпаева "Коктейль Молотова" дала толчок к созданию спектакля "Ұят". По-прежнему успешно совмещающая деятельность в "ARTиШОКе" и новосибирском театре "Старый дом" Галина Пьянова "коктейль" смешала, добавив в него массу неожиданных ингредиентов и поставив, безусловно, самый обсуждаемый алматинский спектакль осени. А может быть - и всего только начавшегося сезона.
Не рискну написать "лучший": на мой взгляд, "Ұят" - не лучший спектакль даже в репертуаре самого "ARTиШОКа", но резонансный. Настолько, насколько резонансна сама тема, вынесенная в название.
"ARTиШОК" остаётся наиболее актуальным театром Казахстана. Адаптировав "Евгения Онегина" под наши дни в "Пушкин Stand-up", создав современную мифологию Алматы в "Прямопотолеби", предоставив в прошлом сезоне площадку молодым режиссёрам, "ARTиШОК" замахнулся – нет, не на Вильяма нашего Шекспира, это в другом театре, – на "новейшую историю современного Казахстана". Разумеется, в процитированной формулировке скрыт подвох, и не нужно воспринимать её пафосно-буквально. Это действительно история. Из жизни современного Казахстана. Не одна и не две. И вполне себе новые. Впрочем, попытка объять необъятное тоже присутствует.
Начинается спектакль с прибытия своеобразной проекции Натальи Ворожбит – украинского гуру-телевизионщика Лены в Казахстан. Уже актуально – по крайней мере, по состоянию на додевальвационный тенге. Задача – создать на местном телеканале (по всем приметам, государственном, и я даже догадываюсь, каком именно) действительно крутое шоу о проблемах современной казахстанской молодёжи. Но, так как Елена естественным образом знает об этих самых проблемах чуть меньше, чем ничего, ей надо хоть как-то войти в курс дела. Возможностью становится поездка в Кордай на похороны 17-летней двоюродной сестры будущего бессменного ведущего шоу "Ұят" Марата, которая скончалась то ли от порока сердца, то ли от осложнений после кустарного аборта, то ли ещё отчего – мало разве у нас причин юношеской смертности.
Отправляясь в "ARTиШОК", я почему-то представлял себе некую версию "Прямопотолеби", только "республиканского масштаба". Театральный альманах с историями-примерами того, как слово "ұят" за довольно короткий срок превратилось фактически в термин, который даже предлагают закрепить законодательно. На деле же спектакль отталкивается от случая с выброшенным в туалет младенцем, по ходу действия разрастаясь тематически и по смыслу настолько, что к финалу уже сложно сосредоточиться на какой-то одной идее. В этом и сила спектакля "Ұят", создающего внутри себя несколько переплетающихся и, как ни парадоксально, находящихся в стороне друг от друга миров и даже реальностей; и его слабость, как любого явления, стремящегося затронуть как можно больше тем, но ограничивающегося верхами. Впрочем, "Ұят", разумеется - не исследование и не научная работа. Скорее, отражение нашей современной жизни, которого, увы, практически нет в "современном" казахстанском театре.
Правда, начинается действие до оскомины шаблонно – если, конечно, в отечественном искусстве есть что-то менее шаблонное, чем очередной рассказ дорогому гостю про казы, бешбармак и Зелёный базар. Возможно, Наталья Ворожбит не столько хотела разнообразить диалоги своими впечатлениями от приезда в Казахстан, сколько подчеркнуть шаблон шаблоном, но от этого, право слово, не легче. Заметно оживляет первую часть дебютирующий на театральной сцене киноактёр Азиз Бейшеналиев, играющий руководителя того самого телеканала, и устраиваемый осветителем Ваней (в этой роли Дмитрий Копылов) перфоманс специально для украинской гостьи.
Азиз Бейшеналиев в театре – одно из двух главных открытий спектакля. И, на мой взгляд, у него лучшая роль в "Ұяте". Возможно, это оценят только зрители-журналисты, но проводимые героем Бейшеналиева планёрки – точное попадание и едва ли не документалистика.
Второе открытие – новые лица в труппе "ARTиШОКа", недавние выпускники Ярославского государственного театрального института Айганым Сагынбаева, Мунира Думан, Нурсултан Мухамеджанов, Куантай Абдимади и учившийся в Алматы Айдос Рысхан. Они превращают "Ұят" в первый фактически двуязычный спектакль "ARTиШОКа" и делают его органичным. Перевода нет. В общем-то, он и не нужен. Правда, где-то в середине действия появляется странная попытка через других персонажей набросать пунктиром ключевые фразы, но выглядит она инородно. Примерно так же, как продюсер Лена на похоронах в ауле под Кордаем.
В "Ұяте" вообще мало гармонии. Чему, впрочем, всегда есть объяснение: как и в нашей жизни. Миру телевизионщиков (читай – миру городскому) не столько важны чужие проблемы, сколько создание рейтингового шоу, и он входит в контроверсию с миром своих героев (читай – миром провинции), за которых вроде бы положено переживать, но которые сами же "съедят" это шоу. Круг замкнулся. И спор о том, виноваты ли СМИ в понижении культурного уровня населения, или население вынуждает СМИ гнаться за рейтингами, выдавая примитив на потребу, ничуть не лучше по своей бессмысленности спора о курице и яйце. В проигравших остаются уходящие за кулисы герои. А на горизонте, словно неуловимые мстители на фоне красного диска солнца, встают герои новые – с коктейлем Молотова.