На экране – утро в ауле. Камера, будто находя особую красоту в заброшенном посёлке, скользит вверх, показывая панораму и ветряные мельницы на горизонте. Мычание коров – почти как увертюра. Стадо отходит вглубь кадра, открывая надпись "Посёлок Нурлы". Так начинается документальный фильм "Казах из Стамбула". Фильм, как было указано в анонсе, "О тех, кто потерял родину и хочет её обрести".


Кадр из фильма

В фильме параллельно рассказана история двух казахов – молодого и пожилого. Оба родились и большую часть жизни прожили вне Казахстана. Оба не могли почувствовать себя абсолютно счастливыми на неродной территории. Камера беспристрастно следит за ними, показывая реальные эмоции и настоящую жизнь переселенцев.

Две истории

75-летний Муфтихан-ата, сидя в очень скромном, но чистом домике в посёлке Нурлы в 165 километрах от Алматы, рассказывает, что родился в Китае в 1943 году. Его предки бежали из Казахстана в годы колонизации. Эту страну им тоже пришлось покинуть из-за преследований властей.


Кадр из фильма

Муфтихан-ата вспоминает, как мальчиком со всей семьёй практически пешком добирался до Тибета, как питался мясом диких зверей, как взрослые отстреливались от китайских солдат, как лишь спустя год попал в Турцию, где прожил всю жизнь. Муфтихан-ата был обеспечен кровом и едой, живя в Турции. В Казахстане он получает пособие – 12 тысяч тенге в месяц, но говорит, что рад и этому.

"В Турции нас никто не притеснял. Я вернулся с одной целью. Чтобы мои дети не стали чужаками, не забыли свои корни", – говорит в камеру Муфтихан-ата.

Пожилой мужчина говорит, что обрёл счастье лишь оказавшись на родине. Идя по разрушенному, опустевшему посёлку, он говорит о единстве, общей культуре и языке. Камера сверху показывает безжизненный аул.


Кадр из фильма

Параллельно с Муфтихан-атой показывают 41-летнего Ильяса Керима, который живёт в Турции. Он чемпион страны по таэквондо. С турецким акцентом на казахском языке Ильяс рассказывает, как мечтает выступить за сборную Казахстана, как получил травму и временно не может заниматься спортом.

Стоя на берегу Чёрного моря, он выводит на песке I lovе Kazakistan, именно в такой транскрипции. Идя по улочкам Стамбула он говорит о социальной напряжённости после войны в Сирии. Внезапно у съёмочной команды происходит конфликт с местными жителями, недовольными присутствием чужаков с камерой на улице. Съёмку приходится прервать. Ильяс Керим не вернулся на родину. Но в кино показано, как он всё же сумел побывать в Алматы.

"В 41 год меня посадили на лошадь", – говорит плачущий в кадре герой фильма.

Как родился фильм

Этот фильм – вторая киноработа казахстанской журналистки Райхан Рахим. Как опытный нарративщик, она решила избегать любого вмешательства в реальность в своём документальном фильме.

"Я прежде всего опиралась на свой предыдущий опыт в журналистике, именно автора, рассказчика историй, я могу с уверенностью сказать, что мой опыт в сторителлинге помог мне выстроить эту историю посредством уже не слов, а визуальных образов, – прокомментировала Райхан Рахим. – На самом деле это заброшенный посёлок, когда я увидела его в первый раз, у меня был шок. Оралманам для проживания выделили посёлок вдалеке от Алматы, с постоянными ветрами, где вся инфраструктура разрушена. Но для Муфтихан-аты это не существенно, как и то пособие, которое он получает – 12 тысяч. Он просто рад, что живёт на родной земле. Он с радостью говорил мне, что его внуки говорят на казахском получше, чем он сам и его дети. Я не могла влиять на мнение моего героя, поэтому я просто показывала всё как есть, кадры, изображающие разруху".


Кадр из фильма

Примечательно, что документальный фильм изначально должен был быть обычным рекламным видео для компании Air Astana. Однако общение с этническими казахами в Стамбуле, которые приглашали Райхан в гости, даже не зная её, принципиально поменяло планы режиссёра, которая не знала, что поездка выльется в социально важный проект.


Видео Райхан Рахим/YouTube


Судьбы пожилого оралмана и спортсмена, родившегося на чужбине, близки Райхан Рахим в связи с её личной семейной историей.

"Мой дед покинул родину пешком через Джунгарское Алатау, это был огромный путь, – вспоминает Райхан Рахим. – Он бежал от давления властей, всю его семью вырезали в одну ночь. Он единственный остался в живых. В 1954 году после смерти Сталина он вернулся в Аягуз. Там родились его дети, в том числе моя мама. Ему пришлось пройти через многое. Его откровенно называли предателем, не давали работать. Но он выстоял, выжил. В Муфтихан-ате я увидела те же черты, ту же решимость. Он бросил налаженную жизнь и уже в немолодом возрасте вернулся на родину".

"Внутри нашей страны многие граждане живут, как оралманы"

Снять документальный фильм – редкий жанр для казахстанского кино – Райхан Рахим помог частный культурно-просветительский фонд Досыма Сатпаева. Известный казахстанский политолог говорит, что увидел в предложенной режиссёром истории идею, которая может помочь объединить казахов, находящихся по разные стороны.


Кадр из фильма

"Мы попытались взглянуть на современный Казахстан глазами оралмана. Муфтихан-ата – уже убелённый сединами старец, поэтому у него более философский взгляд. Он говорит, что деньги не важны, что главное – вернуться на родную землю, умереть здесь. А молодёжь, которая возвращается, ставит другие планки: они хотят тут работать, иметь жильё, рожать детей, – прокомментировал Досым Сатпаев. – Поэтому он (Муфтихан-ата. – Авт.) и подчеркнул, что многие молодые, вернувшись, не выдерживают здесь и уезжают. Потому что государство не оказывает поддержку. И потом здесь много стереотипов по поводу оралманов: что приезжают, отнимают рабочие места. Все эти разговоры вносят разлад. Правильно кто-то сегодня сказал: мы все одна семья, мы все оралманы. Потому что даже внутри нашей страны многие граждане живут, как оралманы, они не чувствуют себя уверенно. Потому что власть ко всем относится одинаково пренебрежительно".

В фильме "Казах из Стамбула" нет морализаторства и пафоса. Проблема оралманов и поисков родины показана так, чтобы каждый зритель делал свои выводы. Кто-то может прийти к мысли, что счастье не всегда должно быть сопряжено с материальным благополучием. Кто-то задумается об экзистенциальной растерянности казахского народа и проблеме идентичности, причём не только за границей, но и внутри страны.