Как в Караганде играли в штурм Рейхстага
Историческая реконструкция последних дней Великой Отечественной войны в Караганде, несмотря на критику в социальных сетях, всё же состоялась. Организаторы театральной постановки после поднятого шума в Интернете готовы были отказаться от своей идеи, но участники, рьяно готовившиеся к военным действиям, настояли на её проведении.
В реконструкции взятия Рейхстага участвовало более 200 человек – члены клуба любителей военной истории, дворовых клубов и простые карагандинцы, прошедшие кастинг и репетиции. По словам идейного вдохновителя, депутата карагандинского городского маслихата и бизнесмена Толегена Ашимова, прошедшие кастинг актёры отказывались играть немцев. С большим трудом им удалось уговорить несколько десятков человек побыть на вражеской стороне.
Местные театры предоставили актёрам солдатскую форму. Автоматы, гранаты, танки, пушки и пулемёты собирали по всему городу. Часть реквизита участникам пришлось делать самим. Акимат разрешил разыграть спектакль на площади перед Дворцом культуры Нового Майкудука. Здание ДК стало на время вражеским Рейхстагом.
Напрямую из бюджета историческая реконструкция не финансировалась.
"Реконструкция требует определённых финансовых средств, но из бюджета никто никогда ни одной копейки не просил. Конечно, бюджетные организации участвуют – КГКП "Шахтёр", дворовые клубы, региональное командование "Астана", управление культуры, партия "Нур Отан", которые поддержали инициативу и приняли участие в реконструкции. Но в то же время спонсирует мероприятие Ассоциация застройщиков Карагандинской области. Можно было бы выкинуть бюджетные деньги, закупить хорошую форму, реквизиты и прочее, но патриотическое воспитание в том и заключается, чтобы участники, те же дети из дворовых клубов, своими руками выстругали автомат, сшили пилотку и добровольно приняли участие в реконструкции", – рассказал Толеген Ашимов.
На вопрос, почему решили воссоздать именно штурм Рейхстага, народный избранник и бизнесмен ответил: "Да потому что в нём участвовал наш земляк Рахимжан Кошкарбаев, который жил и вырос в Балхаше Карагандинской области".
К тому же подвиг казахстанца долгое время замалчивался. Считалось, что знамя Красной армии на здание Рейхстага водрузили Мелитон Кантария и Михаил Егоров. Однако позже историческая справедливость была восстановлена.
Солдатам за водружение знамени Победы на Рейхстаг обещали звание Героя Советского Союза. Однако спустя годы казахстанца наградили только Орденом Красного Знамени. Лишь 7 мая 1999 года по указу Президента РК Рахимжану Кошкарбаеву посмертно присвоили звание Народного Героя.
"Лично я придерживаюсь точки зрения, которую изложил Олжас Сулейменов: "Это единственная война осознанного интернационализма над осознанным национализмом". Впервые в истории столкнулись две идеологии – национализм и интернационализм. И при всех своих недостатках сталинский интернационализм победил фашисткий национализм", – поделился своим видением событий Толеген Ашимов.
Посмотреть на реконструкцию подвига Кошкарбаева пришли сотни карагандинцев. Импровизированную площадку перед Рейхстагом оцепили. Организаторы предусмотрели всё, только в уменьшенном масштабе: летели бомбы, взрывались снаряды, в небо взвивались клубы дыма.
На реконструкцию пригласили дочь Рахимжана Кошкарбаева – Алию, которая сейчас проживает в Алматы и работает учителем русского языка и литературы в школе для одаренных детей имени К. Байсеитовой.
По её словам, отец при жизни не любил рассказывать о войне. Она лишь знает, что он семь часов полз к Рейхстагу со знаменем Красной Армии под градом вражеских пуль. Тогда нельзя было поднять головы, а вокруг лежали трупы товарищей. По официальным данным, во время штурма Берлина погибли 300 тысяч советских солдат.
О подвиге своего отца Алия Кошкарбаева узнала уже в старших классах.
"Отец в основном рассказывал о людях, которых он встретил на войне, которые защищали друг друга грудью. Ему тогда было всего 20 лет. После войны, не знаю, может быть, обида была, но внешне он этого никак не проявлял. Он был много лет директором гостиницы "Алма-Ата", и все ветераны, в честь которых названы улицы в Казахстане, были в нашем доме. Это была настоящая крепкая дружба. Куда бы он не поехал, его встречали с почестями, то есть народная молва разнеслась раньше, и чествование было настоящим, искренним", – рассказала Алия Кошкарбаева.