Добрые дельфины в Алматы помогают детям с аутизмом начать говорить, а с ДЦП – ходить
12 детей с ограниченными возможностями в рамках первого совместного проекта Ассоциации родителей детей-инвалидов (АРДИ) и акимата Алматы в дельфинарии "Немо" на благотворительной основе прошли пятидневный курс дельфинотерапии. Это метод реабилитации, основанный на общении человека с дельфином.
Дельфинотерапия включает в себя много свойств: воздействие воды, животного, ультразвуковое воздействие, которого не добиться ни при каком другом виде анималотерапии (канистерапии и иппотерапии).
"Собаки и лошади работают в той среде, которая ребёнку знакома – на суше. Здесь мы работаем в воде или на помосте в зависимости от особенностей каждого отдельно взятого ребёнка. Терапевт строит программу занятий: полезнее ли ребёнку общаться с дельфинами в воде, что часто бывает при ДЦП, или лучше работать на помосте, если у ребёнка возникает страх перед водой", – рассказал руководитель отдела дельфинотерапии в "Немо" Александр Тимощук.
На занятия приходят дети с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, но ограничений по диагнозу у дельфинотерапии фактически нет. К противопоказаниям относятся только эписиндром, заболевания в острых стадиях и высокая температура.
"Мой сын Ильдар начал самостоятельно делать шаги. Я, когда это увидела, думала, это мне снится, – рассказывает мама одного из мальчиков, прошедших курс. – Психологически он стал более уравновешенным, в этом ему помогли дельфины. Общение с ними приносит детям счастье".
"Дельфинотерапия помогла нашим детям раскрыться. Если они были замкнутыми, то теперь идут на контакт не только с инструкторами, но и со всеми окружающими. Дельфины помогли им преодолеть этот страх", – добавил инструктор лечебной физкультуры АРДИ Рахман Исмаилов.
"На первом занятии мой сын Таир был абсолютно неконтактным, – рассказывает ещё одна мама из АРДИ. – Соцработники даже не знали, что он умеет разговаривать, настолько он был закрытым. А недавно он очень громко начал разговаривать, вызывая удивление у соцработников, занимавшихся с ним многие годы. Дельфинотерапия в комплексе помогает и показывает совершенно другую сторону жизни".
Маленький Даниил пока прошёл только три занятия, но уже заметен прогресс.
"Чувство страха у моего внука прошло, как в сказке. Мы действительно заметили изменения, – поделилась бабушка мальчика. – На последнем занятии он плыл, лёжа на спине в воде. А это то, чего я очень долго не могла от него добиться в бассейне".
Дельфины – высокоинтеллектуальные существа и отлично помнят всех людей, с которыми им приходилось общаться. Обычно дельфины настроены к любому человеку положительно. Но, как и у людей, у них есть эмоции, и случаются периоды плохого настроения: хочется побыть одному, и дельфин сторонится человека. Если в себя ушёл один дельфин, его с лёгкостью заменит другой. Их в дельфинарии "Немо" три.
Девятилетних Катю и Юми выловили из дикой природы с травмами: одна пострадала от браконьеров, вторая случайно попала под лопасти судна. Их выходили в дельфинарии. Жить на воле они уже бы просто не смогли.
"Они становятся здесь очень социализированными. Я знаю случаи, когда питомцев дельфинария отпускали на свободу, а те выполняли перед теплоходами элементы представления, выпрашивая еду. Заботиться о себе им становится очень сложно. Более того, продолжительность жизни дельфинов в неволе на 10 лет выше, чем в дикой природе", – рассказывает сотрудник дельфинария Александр Тимощук.
Николь – совсем ещё малышка, это видно даже по её размеру. Любимица публики родилась уже в дельфинарии. Украинский филиал "Немо" позже передал её в Алматы. Люди для неё в чём-то даже более значимы, чем собратья. Дети воспринимают её как ребёнка, от чего с ней быстрее всего идут на контакт.
Среди защитников прав животных бытует мнение, что дельфины в дельфинариях живут в кабальных условиях, где их калечат, не кормят и заставляют выполнять трюки из-под палки. Но животные в "Немо" не создают впечатление несчастных и обиженных созданий.
"Вода для них готовится специально под нормы океанической, замеры и анализы делаются каждый день, есть даже отдельный человек, который занимается только состоянием воды. Хлорки в бассейне нет, обрабатываются ею только ряды, где сидят зрители. В бассейне многоуровневая система фильтрации, вода никогда не застаивается. А пространства бассейна по всем нормам хватает даже на шесть особей", – заверил Тимощук.
Выступления для дельфинов, как рассказали в дельфинарии, совсем не рутинный труд. Будучи в центре внимания, они получают удовольствие.
"Им нравится публика, – отметил Александр Тимощук. – Когда приходят новые люди, они с интересом осматривают их и всячески стараются обратить на себя внимание. Если бы не оградительная верёвочка, они бы все были на помосте, так им нравится общение".
Дельфинотерапия – процедура далеко не из дешёвых, одно занятие продолжительностью в 25 минут стоит 22 тысячи тенге. Но это не последний благотворительный проект помощи детям с ограниченными возможностями.
"Хорошие дела никогда не кончаются. Благотворительный фонд "Садака" профинансировал следующий курс терапии ещё для десяти детей. Хотелось бы, чтобы в будущем и государство оказывало поддержку, потому что действительно есть результаты. Когда мы получим заключения от экспертов, можно будет выходить с таким предложением", – рассказала председатель ОО "АРДИ", член координационного совета по правам инвалидов акимата Алматы Асия Ахтанова.
На память Николь нарисовала детям картины, на которых, несмотря на абстрактность жанра, можно чётко различить небо, траву и цветочки.
В Казахстане применяют и другие нетрадиционные методы реабилитации детей с ограниченными возможностями. Как болезнь помогают преодолеть лошади, читайте здесь.