Весь мир следит за приближающимися президентскими выборами в США, которые состоятся 5 ноября. Однако интерес могут вызывать не только национальные, но и региональные выборы глав администраций больших регионов или маленьких городов.

Во время своего визита в Алматы первая женщина-мэр города Кейси в Южной Каролине (штат в США) Элиз Партин отметила важность наблюдения за выборами, в том числе из Казахстана:

"Мы все – граждане мира, и можем учиться друг у друга. Я узнала здесь несколько вещей, которые собираюсь использовать у себя дома, чтобы лучше заботиться о своём городе. Следить за тем, что происходит по всему миру, действительно важно, потому что мы все связаны друг с другом".

Впервые избранная в 2008 году, Элиз Партин неоднократно переизбиралась благодаря значительному вкладу в развитие Кейси. Под её руководством город вошёл в десятку самых благоприятных с точки зрения налогообложения для пенсионеров в Южной Каролине и стал лучшим городом для недавних выпускников и молодых профессионалов.

За свои достижения Элиз была признана одной из самых влиятельных женщин и лидеров региона, получив многочисленные награды за службу на благо общества и вклад в развитие города.

Выборы акимов и выборы мэров: ищем различия

В Казахстане акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом по представлению премьер-министра Казахстана. В свою очередь до определённого момента главы областных администраций с согласия маслихатов соответствующего уровня назначали акимов районов, городов областного значения, сёл, посёлков и сельских округов. Таким образом, процесс назначения акимов был вертикальным и не предусматривал прямого участия граждан в выборах.

С недавнего времени в Казахстане начался постепенный переход к практике прямых выборов акимов на местном уровне. Этот процесс позволяет гражданам самостоятельно выбирать руководителей своих сёл, посёлков и сельских округов. С осени прошлого года в стране впервые начали проводить прямые выборы акимов районов и городов областного значения.

Элиз Партин в Алматы / Фото предоставлено Генеральным консульством США в Алматы

Между тем в США прямые выборы мэров являются устоявшейся практикой. Подробнее об изнанке предвыборной кампании на муниципальном уровне рассказала Элиз Партин.

Её путь в политику начался с простого наблюдения за происходящим в городе. Однажды группа активистов – людей, ранее незнакомых друг с другом, – объединилась, чтобы привлечь внимание к важной городской проблеме. Это движение стало основой того, что Партин называет своей grassroots-кампанией, когда инициативные граждане, не являясь частью какой-либо организации, объединяются для инициации изменений в городе.

Без поддержки крупных доноров или фондов Партин сумела привлечь внимание горожан ко многим проблемам. При участии волонтёров и двух подруг, которые прежде не имели практического опыта в политике, она занялась разработкой стратегии. Они выработали "старомодный" подход к рекламе кандидата. Элиз лично встречалась с жителями, рассказывая о своих идеях и планах:

"Я подходила к двери, стучала, и когда её открывали, говорила: "Привет, я Элиз Партин. Хочу, чтобы вы поддержали меня на выборах мэра". Это очень удобно, ведь люди сразу задавали интересующие их вопросы".

Когда удавалось получить хотя бы небольшую финансовую поддержку, команда рассылала письма с информацией о кандидате. Когда появлялись более крупные суммы, волонтёры размещали информационные билборды по городу.

Одним из первых шагов на посту мэра стало проведение общественной встречи – так называемой "шаретты" (от французского слова charrette), где жители могли поделиться своими идеями и планами по улучшению города.

Предвыборная кампания позволила одержать победу над двумя серьёзными конкурентами. Один из них был временным мэром с двадцатилетним опытом работы в совете, так что его знали все. Другой на предыдущих выборах баллотировался против действовавшего мэра и проиграл всего 100 голосов, поэтому многие горожане также были с ним хорошо знакомы.

"Я была никому неизвестна, без денег, но мы работали усердно, общались с горожанами и искренне верили в то, что делали", – говорит Партин.

Как побеждает и проигрывает беспартийность

Исторически в президентской гонке США побеждают либо представители Республиканской партии, либо Демократической. Самым успешным непартийным кандидатом был Росс Перо в 1992 году. Благодаря своим идеям Росс Перо собрал 19% голосов, став для американцев альтернативой устоявшейся двухпартийной системе. И сегодня это рекордный результат для независимого кандидата в современной американской истории.

Элиз Партин на фоне мозаичного панно / Фото предоставлено Генеральным консульством США в Алматы

Однако на муниципальном уровне ситуация иная. Элиз Партин допускает, что мэры могут принадлежать к политическим партиям, но непартийные кандидаты обладают гораздо большим преимуществом. Она убеждена, что внепартийный статус помогает ей сместить фокус с политических интересов на решение нужд и проблем горожан:

"В настоящее время мы наблюдаем политическую гиперполяризацию, которая разделяет людей, но большинство всё же остаются где-то посередине. Мне не нужна партийная принадлежность, чтобы залатать яму на дороге или очистить воду".

Другие муниципальные должности, такие как члены городских советов и школьных советов, также не имеют привязки к партиям. Теоретически должность мэра могла бы быть партийной, но Элиз не видит в этом реальных преимуществ.

Женская политика

Трудно отрицать, что мужчины и женщины смотрят на мир по-разному, в том числе и на политику. Элиз Партин поделилась мыслями, как эти различия влияют на улучшение жизни людей:

"Нам нужен баланс разных взглядов, потому что мы действительно смотрим на вещи по-разному и вместе приходим к более взвешенным решениям. Например, когда я впервые стала мэром, на игровых площадках для детей не было скамеек. Но любая мама захочет присесть поблизости, чтобы наблюдать за малышом и сразу помочь, если он упадёт. Это такие мелочи, которые мужчины и женщины могут видеть по-разному".

Спикер привела простой пример из детства: девочки склонны включать всех в игру, в то время как мальчики чаще соревнуются. Оба этих подхода одинаково важны для создания сильного сообщества и принятия взвешенных решений.

Однако вопросы высоких стандартов и требований, которые женщины часто предъявляют к себе, лишают их политической карьеры. Многие сомневаются, стоит ли им баллотироваться, сомневаясь в своей квалификации. Элиз отмечает, что люди часто упускают из виду: умение руководить, слушать людей и постоянно учиться помогает в достижении целей. Часто, когда возникала проблема, мэр находила специалистов, чтобы учиться у них и принимать обоснованные решения.

По её словам, такие ожидания часто мешают женщинам проявить себя в политике:

"Мы, женщины, считаем, что для такой работы нужно не только базовое образование, но и несколько степеней – в управлении, финансах и так далее. Но это не всегда реалистично, и из-за этого мы теряем много потенциальных женщин-лидеров".

Кроме того, одной из серьёзных преград для женщин в политике порой становится вопрос ухода за детьми. Когда Элиз только заняла пост мэра, её дети были совсем маленькими – двух и трёх лет. И поддержка мужа и отца помогла ей справиться с обязанностями. Если встреча проходила после работы, то с детьми оставался муж, если днём – отец.

Элиз вспоминает, как помогала избираться в городской совет женщине – одной из самых молодых представительниц совета в их штате.

"Первый ребёнок у неё родился в первый срок на посту, второй – во второй. На заседаниях совета она часто приносила малыша с собой. Конечно, она не могла держать его на трибуне, где принимаются решения, и тогда офицеры полиции по очереди нянчили ребёнка, пока её муж не приходил и не забирал его домой".

Элиз Партин подчёркивает, что забота о детях может сильно повлиять на выбор женщины не в пользу политической карьеры. Однако поддержка со стороны семьи, коллег и общества может сделать этот путь более доступным, открывая двери для большего числа женщин-лидеров.