"Детские сады не должны уподобляться курятникам". Решат ли ваучеры проблемы очередей и коррупции?
В 2024 году в Казахстане стартовал пилотный проект, в рамках которого государственные деньги на дошкольное образование начали распределять через ваучеры. На сегодня эта система действует в пяти городах республики – Таразе, Туркестане, Шымкенте, Уральске и Астане. Так, например, в столице в январе 2025 года дополнительно выделили 2200 ваучеров.
Поэтапное масштабирование системы ваучерного финансирования на всю страну планируется в 2025 году, сообщили в Министерстве просвещения РК.
Как работает система
Ваучерное финансирование дошкольного образования предоставляет родителям возможность выбрать любой детский сад из списка доступных учреждений. Этот подход делает процесс поступления детей в дошкольные учреждения более прозрачным, отмечают в управлении образования Астаны. Если при прежней системе очередь формировалась в зависимости от возможностей учреждения, то теперь очередь создаётся на основе ваучеров, которые следуют за ребёнком, а не за детским садом.
"Мы избавляемся от старой и запутанной системы очередей. Вместо этого мы вводим инновационную модель – "очередь за деньгами". Родители будут получать государственный ваучер, который смогут использовать в любом детском саду из утвержденного перечня. Это даст родителям свободу выбора и создаст мощный стимул для детских садов повысить качество своих услуг, чтобы привлекать и удерживать клиентов. В результате мы достигаем принципа справедливости", – пояснил председатель правления АО "Финансовый центр" Аскар Ибраимов.
Справка Informburo.kz
Акционерное общество "Финансовый центр" – это организация, которая отвечает за управление и реализацию финансовых программ в сфере образования в Казахстане.
Акционеры АО "Финансовый центр" – Министерство образования и науки и Министерство просвещения. Каждое ведомство владеет 50% акций.
Основные направления деятельности "Финансового центра":
- инвестиции в образовательную инфраструктуру (привлечение инвестиций в строительство и модернизацию общежитий и частных школ);
- образовательные кредиты (предоставление образовательных кредитов студентам и абитуриентам);
- управление государственными образовательными заказами (распределение средства республиканского бюджета на финансирование частных школ и детских садов);
- мониторинг и контроль за выполнением молодыми специалистами и докторами философии (PhD) обязательств по отработке и возмещению бюджетных расходов в случае неотработки.
Прозрачность системы обеспечивается за счёт того, что средства на оплату детского сада теперь предоставляются непосредственно родителям. Это исключает "ловлю мест" или "откат номеров". Если родители решат поменять детский сад, ваучер будет следовать за ребёнком и средства будут направляться в новое учреждение, объяснили в министерстве.
Очередь на ваучеры разделили на 21 категорию в зависимости от возраста ребёнка и его социального статуса. По замыслу инициаторов изменений, это позволит учитывать потребности каждой группы и ускорит процесс постановки на учёт. Очередь обновляется дважды в год, а сама система позволяет избегать субъективности и предоставляет родителям объективную информацию о качестве образовательных услуг в каждом детском саду.
О соблюдении стандартов и прозрачности системы
По мнению руководителя ассоциации BilimInvest Кулянды Батырбековой, с введением ваучерной системы средства будут использовать не на содержание детского сада, а на развитие ребёнка. Она подчеркнула, что предприниматель, решивший открыть детский сад, должен быть готов как морально, так и материально к работе с детьми.
Отрасль имеет свои стандарты, которые должен соблюдать каждый предприниматель. Тот, кто получает государственное финансирование или оплату от родителей, обязан выполнять все условия, прописанные в договорах, заключаемых при приёме детей в образовательное учреждение. Тем не менее частные детские сады могут быть расположены в приспособленных для этого зданиях или коттеджах.
"Согласитесь, что коттедж, построенный для жилья, с участком максимум 10 соток не может быть равнозначен детскому саду. Где там игровая площадка или актовый зал для развития детей? Как они могут развиваться без музыки и физкультуры? Да ещё в маленьких комнатах коттеджа. Это важный вопрос, который я поднимаю на всех уровнях. И такие "детские сады" получают средства как полноценные учреждения? Это неправильно. Это больше напоминает развивающие центры, где дети не должны находиться больше трёх часов в день. Они не должны получать такие же деньги, как полноценные детские сады, если не соответствуют всем стандартам", – высказалась Кулянда Батырбекова.
По мнению эксперта, развитие отрасли не соответствует актуальным требованиям и движется в неверном направлении. Она считает, что система больше ориентирована на выгоду владельцев коттеджей, которые зарабатывают на предоставлении помещений под детские сады. В то же время для полноценного развития детей необходимы детские сады, даже если они будут небольшими, но со всеми необходимыми условиями: актовым залом, просторными группами и столовой. Важным моментом стало наличие нормальных площадок для игр, а не тесных комнат, что, по её мнению, существенно влияет на качество развития детей.
"Это особый бизнес, и детский сад не должен быть подобен курятнику или скотобазе. Мы воспитываем будущее. Финансирование из госбюджета, к сожалению, давало возможность для злоупотреблений и хищений, в том числе за счёт детей. Настало время навести порядок и направить средства на реальное развитие детей", – заявила Кулянда Батырбекова.
Эксперт уверена, что новая система будет работать прозрачно, если финансирование будет осуществляться из республиканского бюджета через "Финансовый центр", как это давно делается при финансировании частных школ.
Только в Алматинской области за последние два года построены или расширили свои сады 90 предпринимателей. Бизнесмены с собственными зданиями очень сильно развиваются, инвестируют и в кадры, и в обеспечение своих садов, считает спикер. Она добавила, что таких инвесторов надо всячески стимулировать, чтобы они развивались.
"Министерства могут не знать всех деталей, но очень много коррумпированных схем существует в местных органах власти. Мы потеряем учреждения образования, если будем их финансировать через местный бюджет. Об этом часто не говорят или просто молчат. Поэтому нельзя допустить, чтобы снова возникали такие проблемы", – сказала она.
Кулянда Батырбекова уверена, что внедрение новой системы позволит родителям отслеживать, какие средства получают предприниматели и как они их используют. По её словам, это обеспечит прозрачность, а также даст возможность предпринимателям работать честно и открыто.
"Детские сады смогут улучшить свои услуги. В случае увеличения спроса откроются новые учреждения, предлагающие ещё более высокое качество. Социальный бизнес в глобальной практике является стабильным и долгосрочным, и внедрение подобной системы в Казахстане приведёт к улучшению всей отрасли", – заключила спикер.
Если мест не станет больше, очереди не уменьшатся
Несмотря на заявления о преимуществах ваучерной системы, некоторые эксперты уже заметили её недостатки.
Депутат мажилиса Ирина Смирнова отмечает, что новое финансирование мало чем отличается от прежней системы. Раньше детские сады, которые проходили все необходимые проверки, получали лицензии и соответствовали санитарным нормам, закрепляли за собой определённое количество мест. Финансирование начиналось только после того, как в саду появлялись дети. Если мест было меньше, чем ожидалось, детсад не получал всю сумму денег, которую планировалось выделить. Таким образом, частник рисковал не вписаться в рынок.
Теперь, по словам Ирины Смирновой, деньги будут поступать в тот детский сад, который выбрал родитель для своего ребёнка. Однако это не меняет суть системы, потому что финансирование по-прежнему зависит от реального количества детей в саду. То есть если детей меньше, чем планировалось, то сад не получит всю сумму, даже если родитель выбрал его по ваучеру.
"Меня беспокоит, что средства теперь будут направляться на счета родителей в банки второго уровня, а не как ранее – в государственные организации, которые после получения актов выполненных работ перенаправляли их в выбранные детские сады. Теперь деньги поступают родителям через банки второго уровня. Возникает вопрос: кто будет оплачивать услуги этих банков?" – задаётся вопросом депутат.
Если за каждую транзакцию от государства на счёт родителя, а затем со счёта в детский сад банки будут взимать комиссию, это создаст дополнительные расходы, которых ранее не было, размышляет мажилисмен. Ранее средства распределялись через государственные организации и дополнительных платежей не требовалось.
"Уменьшение очередей в детские сады напрямую зависит от количества доступных мест. Если мест не станет больше, очереди не уменьшатся. Только открытие новых детских садов и создание дополнительных мест могут реально сократить очереди. Направление средств за ребёнком не решает проблему дефицита мест, это лишь вопрос перераспределения финансирования", – считает эксперт.
Ирина Смирнова полагает, что родители будут выбирать детские сады, расположенные ближе к дому и обладающие хорошей репутацией. Однако если эти детские сады будут заполнены, то принять больше детей, чем предусмотрено нормами, они не смогут. В таком случае заполнятся менее востребованные детские сады, в которые родителям придётся обратиться.
Очевидно, что очереди в детские сады на сегодняшний день свидетельствуют о нехватке мест. Так, например, только в октябре 2024 года более 40 тысяч детей ждали своей очереди в детские сады Астаны.
Как считает Ирина Смирнова, вопрос дефицита мест в детсадах требует внимания, особенно со стороны бизнеса. Дошкольное образование активно развивается благодаря частному сектору. На протяжении последних 30 лет частным организациям предоставлялись возможности, доверие и задачи для обеспечения полного охвата маленьких казахстанцев качественным дошкольным образованием. Сегодня большая часть детских садов в стране – частные, рассказала депутат.
"Важно, чтобы размеры выплат государства за каждого ребёнка соответствовали реальным потребностям. В настоящее время они занижены. Частные детские сады, особенно небольшие, с численностью менее 100 детей, сталкиваются с нехваткой финансирования и вынуждены просить дополнительные средства у родителей. Если государство начнёт выделять адекватные суммы на каждого ребёнка, а также предъявлять высокие требования к качеству работы детских садов, то бизнес сможет обеспечить всех детей в стране доступными и качественными местами в дошкольных учреждениях", – уверена Ирина Смирнова.
Кулянда Батырбекова, напротив, считает, что большие очереди в детские сады возникают из-за отсутствия эффективных программ и поддержки со стороны государства. Если будут разработаны льготные госпрограммы, например кредиты в 5–6% сроком на 8–10 лет на строительство новых детсадов, то желающие появятся. По её словам, в Казахстане не развита система государственно-частного партнёрства, не выдаются земельные участки под строительство, отсутствует эффективный менеджмент в госуправлении.
"Если акиматы начнут оплачивать амортизацию зданий детских садов, местные инвесторы будут строить современные и качественные учреждения, то очереди исчезнут. В больших городах можно обязать застройщиков строить детские сады, а затем передавать их на баланс муниципалитетов. Это тоже помогло бы решить проблему очередей", – заверила эксперт.
Примером, по её словам, может служить российский Санкт-Петербург, где такая практика давно используется, и там нет очередей в детские сады. В этом городе детский сад и дополнительное образование – всё бесплатно, включая питание в школах.