Были ли выборы в Кыргызстане честными? Разбор
Незадолго до выборов Алмазбек Атамбаев обещал, что голосование за нового президента в Кыргызстане пройдёт честно и это будет первая мирная передача власти в регионе.
Выборы состоялись 15 октября, ближе к 22:00 того же дня уже были объявлены предварительные итоги. Окончательные значения будут известны не раньше 2 ноября – у ЦИКа Кыргызстана есть 20 дней на пересчёт бюллетеней. 16 октября ОБСЕ опубликовало предварительный отчёт о том, какие нарушения были зафиксированы на голосовании.
Informburo.kz решил разобраться, были ли выборы действительно честными.
Часть киргизов осталась без права голоса
Проголосовать смогли не все. Избиратель на выборах должен был пройти биометрическую идентификацию. Система работает так: человек приходит на участок, прикладывает палец к спецоборудованию. Данные считываются и выводятся на экран. Если компьютер находит биометрические данные гражданина, то выдаёт ему квитанцию. Только в обмен на такую квитанцию избиратель получал бюллетень для голосования. Идентификацию по биометрическим данным ввели специально, чтобы избежать подтасовок и "каруселей" (правда, говорят, всё равно не помогло, и "карусели" всё же были, да и техника давала сбои).
Более 850 тысяч киргизов не смогли принять участие в выборах. Речь идёт о гастарбайтерах, которые не встали на консульский учёт. За рубежом право голосовать получили лишь 18 580 избирателей.
Подсчёт голосов
Он ещё не закончен. ЦИК пока объявил лишь предварительные результаты. Окончательные Центризбирком огласит до 5 ноября. В первом туре победил выдвиженец от СДПК, экс-премьер-министр. По предварительным данным, в первом туре победил Сооронбай Жээнбеков, за него проголосовали 54,79 процента избирателей. Однако кандидаты хотя и признали выборы состоявшимися, но высказали недовольство системой подсчёта. Некоторые кандидаты заявили, что на участках слишком часто зависала техника.
"Я не программист, я кадровый дипломат и еще пока только начинающий политик в своей стране. Но мне достаточно сложно понять и принять, просто зная законы арифметики из программы начальной школы: как я смог собрать 56 тыс. подписей моей поддержки всего полтора месяца назад, получить один из самых высоких процентов среди всех кандидатов на подлинность моих подписей в 92% и по итогам подсчёта голосов в день выборов получить всего 11 тыс. голосов своих избирателей! В таком же недоумении, как и я, от финального подсчёта голосов и другие кандидаты в президенты", – заявил кандидат в президенты КР Таалатбек Масадыков.
ЦИК отказался рассматривать жалобу на Атамбаева
Киргизский активист Адиль Турдукулов пожаловался на Алмазбека Атамбаева. Активиста возмутило то, что действующий президент дал поручение своей администрации побеседовать с каждым членом ЦИКа, чтобы никого не снимали с дистанции. По мнению общественника, это прямое вмешательство президента в выборный процесс и использование административного ресурса. Также он подал в ЦИК две жалобы по поводу агитации президента в пользу Сооронбая Жээнбекова.
В ЦИКе отметили, что согласно части 15 статьи 22 Закона КР "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР" запрет на проведение агитации установлен для работников госорганов и органов местного самоуправления, фактически признав жалобу по существу. Однако рассматривать её отказались, сославшись на неприкосновенность главного лица государства.
Агрессивная агитация
Активисты всё той же "Гражданской платформы" считают, что на результаты выборов повлиял прежде всего человеческий фактор. Они приводят в пример нарушения в Оше на участке №5312, где некая женщина, ссылаясь на то, что она домком и хорошо знает адреса граждан, зарегистрировавшихся для голосования вне помещения, сопровождала членов избирательной комиссии. К избирателям заходила непосредственно перед членами УИК и агитировала людей голосовать за кандидата Жээнбекова. А в Свердловском районе Бишкека на участке №1327 при выездном голосовании агитацию вели наблюдатели от партий СДПК и "Республики".
Кроме того, наблюдалось даже агрессивное поведение членов УИК на некоторых участках, если они замечали, что избиратели голосовали не в пользу Жээнбекова.
"Вопиющий случай произошёл во время выездного голосования в Оше на УИК №5310... Член УИК, увидев, что проголосовали не за Жээнбекова, отказалась пропускать бюллетени через урну. Наблюдатели начали снимать на видео и составлять акт. Но через некоторое время подошли мужчины спортивного телосложения. Была процедура голосования вне помещения. После того как нарушения сняли на видео, там силой отобрали камеру и выволокли снимавшего на улицу", – рассказал координатор проекта по наблюдению за выборами Эдит Бова.
Открытая поддержка Жээнбекова
Вместе с тем ОБСЕ в своём докладе отметила, что Атамбаев неоднократно делал заявления в поддержку Жээнбекова. Так в частности Атамбаев назвал Жээнбекова честным человеком и хорошим выбором для Кыргызстана. Открыто поддерживал кандидатуру Сооронбая Жээнбекова вице-премьер-министра Дуйшенбек Зилалиев.
"Вы все работаете и получаете зарплату от государства, этого бюджета, прошу, не плюйте в колодец, из которого пьёте", – говорит он на записи.
Аудиозапись, доказывающая факт агитации на встрече в рамках поездки по Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областям 19-20 сентября, была опубликована в интернете. После того как этот факт предали огласке, вице-премьера сняли с должности.
Нарушение тайны голосования
Наблюдатели заметили, что на некоторых участках разрешали людям голосовать одновременно, нарушая тайну голосования.
"Мы были на более 1 000 участках. Мы наблюдали, что на участках все время мешали голосованию: неуполномоченные лица, представители правоохранительных органов. При открытии урн находились лишние люди. Другая проблема – нарушение тайны голосования, вопрос остаётся открытым. В 16% случаев люди не смогли тайно проголосовать, потому что возле кабинок стояли люди и оказывали давление на избирателей", – рассказал журналистам глава миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами посол Александр Кольчевски.
Вмешательство правоохранительных органов в выборный процесс
Наблюдатели ОБСЕ заметили, что на некоторых участках во время голосования были и такие нарушения.
"В некоторых случаях эти неуполномоченные лица, или дружинники, а также сотрудники милиции препятствовали голосованию", – заявил представитель ОБСЕ Азай Гулиев.
Дискредитация кандидатов
7 октября при вручении госнаград глава Кыргызской Республики нелестно высказался в адрес Казахстана, обвинив руководство стран в том, что именно сосед пытается навязать гражданам КР президента, имея в виду кандидата Бабанова. Мотивом к выступлению послужила встреча в Акорде 20 сентября Нурсултана Назарбаева с кандидатом в президенты Кыргызстана Омурбеком Бабановым. Однако господин Атамбаев не упомянул, что 14 августа Президент Казахстана встречался и с другим кандидатом в президенты соседней страны – Сооронбаем Жээнбековым.
Чуть позже, не дожидаясь официальной оценки ЦИК, личное мнение по поводу встречи Назарбаева и Бабанова высказала глава Центризбиркома Киргизии Нуржан Шайлдабекова, назвав это мероприятие безответственным:
"Если кандидат в президенты и прикрывается мелкими пунктами в законе, от ответственности перед всем народом он не убежит. Об этом нельзя забывать. Встреча Бабанова с Назарбаевым – это безответственность. ЦИК даст свою оценку по этому поводу".
Личное мнение Шайлдабековой можно расценивать как агитацию голосовать против конкретного кандидата. Нарушены нормы Конвенции СНГ о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод.
"Стороны обязуются обеспечить создание независимых беспристрастных избирательных органов, организующих проведение демократически свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов в соответствии с законодательством и международными обстоятельствами государства".
13 октября Атамбаев назвал одного из кандидатов западной шестёркой, по всей видимости, имея в виду всё того же главного соперника Жээнбекова Омурбека Бабанова.
"Мы видим, что зарубежные власти и олигархи пытаются протащить свою шестёрку. Но видя, что наш народ не продастся, перешли на запугивание. Но народ с такой историей не изберёт чью-то шестёрку, испугавшись. Правильно? Для нашего народа намного выше честь, чем жизнь", – заявил Атамбаев.
Эти действия противоречат пункту 7.6 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года.
"Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства-участники уважают право отдельных лиц и групп лиц создавать в условиях полной свободы свои политические партии или другие политические организации и предоставляют таким политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти".