Последствия пандемии Сovid-19 будут длиться 50-60 лет. К такому выводу пришли эксперты Всемирного банка после проведённых исследований. По прогнозам специалистов, качество образования в Казахстане резко снизится, а доступ к знаниям будет шире у детей из обеспеченных семей.

До пандемии студенты Центральной Азии отставали от ровесников из Европы на 1,5 года

До пандемии в Центральной Азии ситуация в области образования была не самая лучшая, говорят эксперты Всемирного банка. Регион отставал от всего мира. Например, среднестатистический студент из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана по образованности на полтора года отстаёт от своего ровесника в Европе. При этом молодых людей до 24 лет в странах Центральной Азии очень много.


Возраст людей до 25 лет в Центральной Азии / Графика Всемирного банка

Доля населения школьного и студенческого возраста высокая. Это значит, что эффект от пандемии будет длиться в течение всей жизни этого поколения, в среднем 50-60 лет. Следовательно, последствия отразятся на экономике и социальной жизни государства в целом: на трудовом доходе, пенсионном обеспечении, выплате пособий по безработице и других показателях. По прогнозам Всемирного банка, коронакризис ставит под угрозу будущие доходы подрастающего поколения. Растёт число учеников, которые не могут использовать элементарные навыки чтения, письма и знаний математики.

Эксперты ссылаются на так называемую функциональную грамотность – набор навыков и знаний, которые человек может применять на практике и быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Один из инструментов измерения функциональной грамотности – PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.Авт.). До пандемии страны Центральной Азии отставали по этому показателю – 8 из 10 учащихся были неграмотными по сравнению со странами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – Авт.), где, наоборот, 8 из 10 – грамотные.

Читайте также: PISA-2018: казахстанские школьники впервые за 10 лет показали снижение уровня грамотности

Ещё один минус в странах Центральной Азии – слабый доступ к цифровым технологиям.

"В Казахстане, например, у 70% учащихся на дому есть компьютеры, ноутбуки или другие гаджеты, а также интернет. Это хороший показатель. Для сравнения: в Таджикистане только у 1% учеников есть доступ к благам цивилизации. Но 70% в Казахстане не означает, что у каждого из них есть доступ к качественному интернету, личный ноутбук или компьютер. Есть семьи, где несколько детей учится в школе, и им приходится ждать друг друга", – говорит ведущий специалист в сфере образования Всемирного банка в Центральной Азии Айша Вауда.

Наличие компьютеров не говорит о том, что учащиеся могут пользоваться техникой. Мало ребёнку дать ноутбук, надо ещё обучить. В 2018 году Всемирный банк провёл анализ и выяснил, что у 54% учащихся в странах Центральной Азии уровень компьютерных знаний ниже рабочих навыков. Для сравнения: в мире этот показатель достигал 18%.


Цифровые навыки учащихся стран Центральной Азии / Графика Всемирного банка

Есть разница и в качестве получаемого образования. Обеспеченные семьи могут позволить себе обучать ребёнка в частной школе, где качество образования выше среднего.

"Обучение и до пандемии было неравным. В Центральной Азии дети из бедных семей на 2,5 года отстают от своих сверстников из богатых семей. Это означает, что если ребёнок из состоятельной семьи учится в 10 классе, то его одноклассник будет иметь знания на уровне 7-8 класса. То есть до пандемии было неравенство между качеством образования в зависимости от материального положения", – поясняет Айша Вауда.

После пандемии этот разрыв станет ещё больше, считают эксперты.

Потери от пандемии составят 44 млрд долларов

Во время пандемии практически все страны закрыли образовательные учреждения. Началось всё в марте 2020 года. На пике вспышки коронавирусной инфекции 1,5 млрд дошколят, школьников, студентов не учились.


Страны, где были закрыты образовательные учреждения / Графика Всемирного банка

Всемирный банк провёл моделирование по изучению эффекта закрытия школ в течение 3-5 месяцев. По прогнозам это приведёт:

  • к отставанию в обучении на полгода;
  • сокращению на 25% минимального уровня навыков чтения;
  • возникновению неравенства в системе образования.

В итоге через пару лет 7 млн учащихся бросят школу и вуз. Такой неутешительный сценарий относится к оптимистическим.

"После того как школы не работали пять месяцев, мы прогнозируем, что уровень финансовой грамотности в Центральной Азии повысится. Он и так был 78%, теперь достигнет 86%. Потеря ожидаемых доходов в течение всей жизни поколения, которое застигло коронавирусная пандемия, составит 44 млрд долларов. Для сравнения: ВВП Таджикистана – 8 млрд долларов", – прогнозирует Айша Вауда.

Потери от нереализованного трудового дохода в мире составят 10 трлн долларов при не самом пессимистическом сценарии.


Последствия пандемии / Графика Всемирного банка

Уровень неравенства в системе образования повысится. Ожидается, что в Казахстане социально уязвимые слои населения на себе испытают эффект в большем объёме, чем богатые. Отставание будет ещё на год. В результате учащиеся из бедных слоёв населения в будущем не смогут учиться в вузе, потому что ухудшается экономическая ситуация в семьях.

Неравенство приведёт к социальному расслоению. В некоторых странах Центральной Азии потери доходов семей отразятся на образовании детей. Учащиеся, которые ранее посещали частные школы, не смогут оплачивать обучение. Они пойдут в государственные школы, а для государства это дополнительные расходы в и без того сложной экономической ситуации.


Неравенство в обучении / Графика Всемирного банка

Безработица в мире увеличится на 9-12%.

"В 68 странах в мире есть проблемы с вакцинацией. Это значит, что 80 млн детей в возрасте до года не смогут получить вакцину. Вследствие детская смертность увеличится до 45%. Эти дети станут инвалидами или просто умрут. Они не смогут участвовать в создании человеческого капитала в своей стране", – приводит данные региональный директор Всемирного банка в Центральной Азии Лилия Бурунчук.

Из-за пандемии люди не могут обращаться в лечебные учреждения, следовательно, в ближайшие пять лет увеличится смертность от таких заболеваний как:

  • туберкулез – на 10%;
  • СПИД – на 26%;
  • малярия – на 30%.

Важно продолжить обучение в любом формате

В будущем удалённая форма обучения станет постоянной для некоторых стран. Эксперты советуют предпринять ряд мер уже сейчас, перед началом нового учебного года:

  1. Продолжать обучение в любом формате.
  2. Увеличить финансирование, особенно тех, кто больше всего пострадал от кризиса.
  3. Подготовиться к смешанному виду обучения с доступом на различные образовательные платформы.
  4. Совершенствовать существующие программы дистанционного образования.
  5. Обучить учителей новым методам дистанционного образования.

"Во время карантина учителя вели уроки по телевидению и онлайн на различных платформах, но не было обратной связи. Что ученик понял, какую тему не усвоил – непонятно. Сейчас нужно выявить уровень знаний каждого учащегося, разработать индивидуальные программы для навёрстывания упущенного и развивать обучение в формате "один на один". Возможно, для этого нужно создавать новую должность – помощник преподавателя в школе, который помогал бы ученикам", – советует Айша Вауда.

В некоторых странах во время пандемии небольшие группы обучаются в школе, потому что там решили, что социализация важна для детей младших классов.

Читайте также: Первоклассники сядут за парты: как будут учиться школьники в новом учебном году?

"Самым отстающим учащимся нужно оказать финансовую, продовольственную помощь. Нужно, чтобы педагоги занялись репетиторством в индивидуальном порядке. Да, на это нужны деньги и их надо изыскать. Во всех странах Центральной Азии язык обучения в основном русский, поэтому можно не разрабатывать отдельные уроки по всем предметам, а воспользоваться синергией и обменяться, помочь друг другу", – предлагает Айша Вауда.

В среднесрочной перспективе на 6-9 месяцев нужно в корне менять учебные программы. Мир больше не может игнорировать цифровые навыки. Выпускники должны уметь жить и работать в цифровом обществе.

"Центральная Азия отстаёт по компьютерным технологиям и обеспечению интернетом. Это результат того, что несовершенна нормативно-правовая база, которая не даёт возможности инвестировать в этот сектор. В Центральной Азии – частичная или полная монополия государства, средства на инвестиции ограничены. Лучше всего ситуация в Казахстане, где сделали неплохой рывок за последние 5 лет – с 64% в 2014 году до 84% в 2019 году, но в сельской местности больше 50% населения не имеют доступа к интернету. Для решения проблемы нужно создать конкурентноспособный рынок, чтобы частный сектор мог инвестировать", – считает Лилия Бурунчук.

Система образования во время пандемии коронавируса переживает трансформацию. Произошла смена ориентиров на рынке труда. Сейчас требуются навыки в цифровой сфере. Нужно менять учебные программы, важна компетенция и цифровые навыки. Те страны, которые смогут быстро адаптироваться, будут процветать в будущем, заключили эксперты.