30 лет событиям на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Чего хотели протестующие, и как это повлияло на страну?
Протесты граждан, которые в самом Китае известны как "События 4 июня" (слово "бойня" там в отличие от западной прессы не фигурирует), длились с 15 апреля по 4 июня 1989 года. Протесты проходили на одной из крупнейших площадей в Пекине – Тяньаньмэнь, а участвовали в них преимущественно студенты. 4 июня 1989 года протесты закончились вооружённым разгоном демонстрантов: подразделения Народно-освободительной армии Китая ввели на площадь танки, солдаты открыли по людям беглый пулемётный огонь.
Спустя 30 лет точное количество жертв и раненых остаётся неизвестным, правительство Китая так и не выпустило список погибших. Informburo.kz разбирается, что нужно знать и что важно помнить об этой трагедии.
Почему демонстранты выбрали площадь Тяньаньмэнь?
До XX века Тяньаньмэнь была крупнейшей площадью в мире, она расположена в центре Пекина. К северу от площади находятся ворота Тяньаньмэнь, которые и дали ей название. "Тяньаньмэнь" означает "Врата небесного спокойствия", эти ворота отделяют одноимённую площадь от Запретного города – дворцового комплекса китайских императоров, многие столетия бывшего главным церемониальным и политическим центром китайского правительства.
С другой стороны площади находится Дом народных собраний – здание китайского парламента. Площадь Тяньаньмэнь – символическое сердце китайской нации, место волеизъявления народа.
События 4 июня 1989 года – не первые и не последние инциденты на площади.
Именно на площади Тяньаньмэнь 1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику. В апреле 1976 года здесь прошли стихийные протесты, известные как "Тяньаньмэнский инцидент". Протесты были направлены против политики Мао Цзэдуна и маосистских радикалов, позднее названных "Бандой четырёх", а также были акцией памяти Чжоу Эньлая – первого главы Госсовета КНР, известного деликатной политикой и принципиальностью, сумевшего начать мирное сосуществование со странами Запада без разрыва отношений с СССР. Демонстрации разгоняли военные, применяя грубую силу. Было арестовано около 700 человек, погибших не было, а на площади некоторое время действовал военно-полицейский контроль.
В 1989 году на площади Тяньаньмэнь снова зазвучали протестные манифесты: собравшиеся требовали демократизации, ограничения партийной власти и избавления от коррупции.
С чего всё началось?
В 1978 году Дэн Сяопин, председатель Центрального военного совета КНР, провозгласил политику "реформ и открытости". Эта политика разрешила мелкое предпринимательство, пусть и ограниченно. Реформы встретили поддержкой образованные городские слои населения, в том числе и студенты. Интеллектуалы рассчитывали, что "оттепель" продолжится, а реформы Сяопина затронут также и политику. Сторонником позиции Дэн Сяопина стал и Ху Яобан, занимавший должность Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая.
Ху Яобана сняли с должности 16 января 1987 года: его обвинили в потворстве "буржуазной либерализации" – это идеологическое китайское клише использовалось руководством Компартии в политических и репрессивных кампаниях. Причиной обвинения стали его призывы к быстрым реформам и негативное отношение к "маосистским перегибам", а также его сочли ответственным за протесты у стены демократии в 1978-1979 годах (они известны как часть "Пекинской весны" и начало китайской демократии, короткий период политической "оттепели") и студенческих протестах в конце 1986 – начале 1987 года под демократическими лозунгами. Заявление об отставке Ху Яобана содержало "оскорбительную самокритику".
15 апреля 1989 года Ху Яобан внезапно скончался из-за сердечного приступа, и в этот день начался новый студенческий протест на площади Тяньаньмэнь. Собравшиеся требовали аннулировать обвинения против Ху Яобана и обратить внимание на важные проблемы продемокрастических протестов 1978-1979 годов в 1986-1987 годах. Так начались протестные акции, продлившиеся до 4 июня, – "Тяньаньмэньская бойня".
Кто протестовал и чего они хотели?
Протестующие разбили палаточный лагерь на площади и не покидали её более месяца. Основные протесты прошли с 27 апреля по 4 июня 1989 года. Протест называют студенческим, и большинство протестующих действительно были студентами, состоявшими в Независимом союзе студентов Пекина. Но значительную долю протестующих также составляли представители Независимой ассоциации Пекинских рабочих. При этом рабочие занимали более жёсткую позицию и шли на открытую конфронтацию с властью.
Разношёрстность протестующих повлияла и на выдвигаемые манифесты: студенты как интеллектуалы требовали решительного продолжения реформ, рабочие же считали, что реформы зашли слишком далеко и принесли инфляцию и безработицу. Несмотря на разные в целом полюса мнений, собравшиеся сошлись в обвинениях правительства в коррупции и управлении страной тоталитарными методами, а также в необходимости демократизации.
Правительство неоднократно требовало от протестующих разойтись, но требования не оказали никакого эффекта. Тогда 20 мая в Пекине ввели военное положение и решили подавить протест силой. Невооружённые части Народно-освободительной армии Китая попытались войти на площадь утром 3 июня, но их отбросили протестующие. Вечером подразделения армии вернулись с танками.
На эту попытку армии попасть на площадь собравшиеся отреагировали вооружённым сопротивлением: танки забрасывали камнями и бутылками с зажигательной семью, гусеницы бронетехники пытались уничтожить стальными балками из бордюров, а на самой площади демонстранты создали баррикады из автобусов, грузовиков и тракторов. На обездвиженную бронетехнику взбирались протестующие и закрывали воздухозаборники тканью, пропитанной бензином, которую затем поджигали. Солдаты покидали танки и бросали их – так бронетехника тоже становилась частью баррикад и мешала продвигаться армии. В конце концов солдаты открыли огонь без предупреждения. Стреляли по всем без разбора.
Чем всё закончилось?
После инцидента армия быстро убрала тела и уничтожила останки. Застрелены были не только протестующие на площади, тела обнаружили и за её пределами: стреляли и в тех, кто покинул площадь. Китайское правительство официально заявило о 242 погибших, но список с именами опубликован не был. Точное количество жертв так и осталось неизвестным, данные сильно разнятся в зависимости от источников. Издание The New York Times со ссылкой на дипломатический источник сообщало, что погибших среди гражданских от 300 до 1000 человек. Разведка блока НАТО указывала, что всего расстреляно во время и после инцидента было около 7 тысяч человек, из которых 6 тысяч гражданских и тысяча солдат.
Участников протеста признали опасными преступниками. Многих арестовали и удерживали без суда. По оценкам неправительственной организации "Международная амнистия", казнили не менее 1000 человек.
Масштабные аресты затронули и оставшихся сторонников демократизации. Правительство также наложило запрет на распространение в стране иностранной прессы и взяло под контроль освещение событий китайскими СМИ. Страна столкнулась с волной международного осуждения, санкциями и другими ограничивающими мерами.
Коммунистическая партия Китая остаётся правящей и сегодня, строит идеальное коммунистическое общество и всё также руководствуется в достижении целей маоизмом – идеологическими установками Мао Дзэдуна, против которых в прошлом состоялся не один протест. В КНР действует жёсткая цензура на всех уровнях, в том числе запущен проект "Золотой щит" – китайский файервол, блокирующий большинство иностранных сервисов и сайтов, вместо которых действуют местные аналоги. Внедряется система социального кредита: гражданам присваивают рейтинг на основе наблюдения за их поведением и соответствия необходимым правительству нормам, а от рейтинга зависит, в какую компанию их возьмут работать, смогут ли они путешествовать и отдать детей в хорошую школу.
Читайте также: Китайская система социального кредита: зачем властям нужен "Большой брат"?
Экономика Китая – вторая после США экономика мира по номинальному ВВП, а с 2014 года также первая по ВВП по паритету покупательной способности.
4 июня в Китае – это не день памяти "Бойни на площади Тяньаньмэнь". Здесь не говорят о жертвах протестов, словно их и не было. Но история помнит всё, и извлекать из неё уроки должна не только отдельно взятая страна.