Прообраз маслихатов существовал ещё в древней истории казахского народа. В эпоху Казахского ханства раз в год мужчины, вооружившись, собирались для определения маршрутов кочевания, обсуждения вопросов войны и мира и согласования законов времени. Затем местное самоуправление нашло своё воплощение в советский период истории Казахстана. Предшественниками маслихатов в их нынешнем виде были Советы депутатов трудящихся (Конституция СССР 1936 года), которые позднее стали называться Советы народных депутатов (Конституция 1977 года). 

"Система местного самоуправления – это одна из основ конституционного строя, местная власть – это основной уровень государственного управления. Первые выборы в современные маслихаты были проведены весной 1994 года. Они, конечно, сыграли особую роль в становлении местных представительных органов. Но надо признать, что реальность долгое время отличалась от заявлений. Эпоха была достаточно сложной. Государство занималось другими делами: выстраивало политические институты, приспосабливалось к рыночной экономике. И то, что какие-то депутаты в райцентрах что-то будут решать, на тот момент не рассматривалось", – рассказывает известный казахстанский политолог Эдуард Полетаев.

В новейшей истории Казахстана обращать внимание на вопросы самоуправления начали в 2000-х годах. Тогда начало формироваться понимание, что нельзя обойтись без расширения участия граждан в решении вопросов местного развития. Потому что пришлые чиновники, люди, которые не знакомы с местными проблемами, не смогут решить эти проблемы. 

Закон о местном государственном управлении и самоуправлении был принят в 2001 году. Но только в 2007-м в Конституцию РК были внесены поправки, которыми несколько расширялись полномочия маслихатов. В частности, у них появилась возможность рассмотрения отчётов местных исполнительных органов. И лишь в 2009 году появился закон, который регламентирует деятельность местного самоуправления.

"Уже по этим моментам видно, что институт местного самоуправления сталкивался со сложностями и не воспринимался как остро необходимый. Об этом свидетельствует и то, что в состав маслихатов попадали персоны, малоизвестные населению, бизнесмены, которые использовали близость к власти, чтобы лоббировать свои интересы, или те люди, которым не доставалось должностей в исполнительной власти", – отмечает Эдуард Полетаев.

По мнению политолога, долгие годы деятельность маслихатов носила вторичный характер. У общества сформировалось впечатление, что депутаты маслихатов работают в форме одобрения решений акиматов, поскольку есть взаимозависимость и двойственность положения. В качестве примера он приводит голосование за местный бюджет, когда депутаты голосуют, но без согласия акима изменить бюджет не могут. Или депутаты вправе избирать сельского акима, но уволить его может лишь вышестоящий аким. Кроме того, в составе маслихатов было очень мало активных депутатов, недоставало известных населению личностей. Этим объясняется и низкая электоральная активность граждан. Как отмечает Эдуард Полетаев, до сих пор среди довольно значительной части избирателей происходит путаница, народ не всегда понимает, чем отличается мажилис от маслихата, какие полномочия есть у депутатов местных и республиканских. Неслучайно в 2023 году последние выборы депутатов мажилиса и маслихата проходили совместно.

"В 2021 году была принята Концепции развития местного самоуправления в РК до 2030 года. Затем глава государства Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана говорил, что в рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления. И хочу отметить, что на выборах в маслихат Алматы в марте 2023 года интерес к депутатским креслам был достаточно серьёзным. Конкурентность и представленность были значительно выше. Кресло депутата маслихата города республиканского значения многими стало рассматриваться как серьёзный этап в политической карьере", – указывает политолог на первые изменения в этой сфере.

Сейчас маслихаты обладают относительно неплохой властью. Они могут утверждать и контролировать генпланы и планы застройки, благоустройства города или области, программы развития своего региона, контролировать исполнение местного бюджета, формировать ревизионные комиссии, участвовать в решении социальных вопросов, согласовывать список служащих местных акиматов. Но механизм усиления их активности до сих пор не проработан.

Но, по мнению эксперта, "ключевой вопрос в работе маслихатов – наличие бюджета и возможности участия в его формировании и корректировке, а иначе деятельность маслихатов не совсем авторитетна". 

В результате реформ надо чётко определить и разграничить функционал местных органов власти и органов самоуправления. 

Кроме того, очень важно включать в состав маслихатов жителей, которые пользуются авторитетом и доверием у местного населения. А также необходимо вовлекать граждан в деятельность органов самоуправления, заниматься их образованием – политическим, гражданским, правовым.

"Эти реформы должны не просто перезагрузить нашу политическую систему, но сделать так, чтобы простой гражданин имел доступ ко всем уровням власти, возможность сближаться с ней и влиять на неё. Сближение населения и местного уровня самоуправления – это мировой тренд. Он упрощает взаимодействие между властью и обществом повышением качества жизни общества, безопасности", – резюмирует Эдуард Полетаев.

Справочная информация:

Депутаты маслихатов утверждают планы экономических и социальных программ своих территорий, местные бюджеты, отчёты об их исполнении, контролируют их исполнение, решают некоторые вопросы местного административно-территориального устройства и так далее. Основной формой деятельности маслихатов является сессия маслихата. Любой гражданин имеет право записаться на приём к депутатам маслихатов. Деятельность депутатов маслихатов не оплачивается.