Согласно манифесту, принятому "партизанами" в прошлом году, все фильмы обязаны быть не только малобюджетными, но ещё и честными, реалистичными и бунтарскими по форме. И должны сниматься "из чувства протеста против старого лживого буржуазного ширпотреба, из любви к искусству искренности". "Шлагбаум" Жасулана Пошанова – первый фильм, снятый по всем правилам этого кинодвижения.

Trailer HD subtitles from Askar KZ on Vimeo.

"Мы, рассерженные казахстанские  кинематографисты, очень злы на исторические чванливые эпосы, усыпляющее и без того сонное сознание современников,

- говорит манифест, который в прошлом году подписали режиссёры Адильхан Ержанов, Жасулан Пошанов, Аскар Узабаев и другие кинематографисты.

"Мы устали от буржуазной мелодрамы, которая выглядит как пир во время чумы.

Мы хотим простого кино – честного, смелого, не боящегося выглядеть неуместно и немодно".

Хотели честное кино? Получите! "Шлагбаум" - это картина о социальном расслоении казахстанского общества и двух параллельных мирах: бедном, в котором мыкаются по съёмным квартирам, вовремя не получают зарплату, а ещё здесь могут избить до полусмерти. И богатом, где единственной заботой обеспеченного сынка становится студенческий доклад, который он все никак не сподобится подготовить. Между этими мирами непреодолимая граница, которая в фильме визуализируется в шлагбаум у парковки элитного жилого комплекса. Охранник Рауан должен следить за тем, чтобы шлагбаум бесперебойно работал, пропуская дорогие машины то в одном направлении, то в другом, а Айдар – сын нефтяника и представитель "золотой молодёжи" все время натыкается на этот шлагбаум, когда выезжает из дома.


Кадр из фильма "Шлагбаум" Жасулана Пошанова

Несмотря на то что фильм снят с минимальным бюджетом, он успевает впечатлить: уверенная режиссура, эстетская форма и задевающий за живое сценарий, который так похож на жизнь. Правда, безоговорочной симпатии почему-то не вызывает ни один из героев - ни VIP-сынок, преступления которого оправдают в любом случае, ни его оппонент – представитель так называемого народа.

Дискуссии вокруг кино могут быть какими угодно, главное - Жасулан доказал, что хорошее, свободное кино, способное поднять актуальные вопросы, можно снять и за небольшие деньги. А что было бы, если режиссёру не только дали возможность высказаться, но ещё и предоставили достойный бюджет и хорошие условия для проката?


Кадр из фильма Жасулана Пошанова "Шлагбаум"

Как оценят экспериментальный фильм члены международного жюри в Москве, неизвестно, но к этому моменту 29-летний кинематографист успел поупражняться в режиссуре. Правда, снимал Жасулан кино для массового зрителя: комедию "Жел кызы" ("Девушка-ветер", 2010 г.), фильм, спродюсированный Баян Есентаевой, - "Коктейль для звезды-2" (2011 г.), а также телесериалы "Сункар" (2013 г.) и "Куляш" - о певице Куляш Байсеитовой (2013 г.).

Результаты ММКФ объявят 26 июня,  и мы желаем Жасулану удачи!


Фото np.kz
Режиссёр Жасулан Пошанов

Впрочем, на российских фестивалях в этом году отметились не только "партизаны", но и другие представители нового казахстанского кино. В "Кинотавре" этого года, прошедшем на днях, приняла участие картина "Синдром Петрушки" Елены Хазановой, снятой по одноименному роману Дины Рубиной. Не все знают, что ленту снял наш соотечественник Азиз Жамбакиев, молодой, но уже известный оператор, обладатель "Серебряного Медведя" Берлинского кинофестиваля за операторскую работу в фильме "Уроки Гармонии" Эмира Байгазина.

Фото из личного архива Азиза Жамбакиева
Оператор Азиз Жамбакиев и актёр Евгений Миронов на съёмочной площадке фильма "Синдром Петрушки"

"Синдром Петрушки" - это история взаимоотношений супругов: кукольника Петра (Евгений Миронов) и его жены Лизы (Чулпан Хаматова). По сюжету муж одержим искусством, а жена - мужем, она даже ревнует его к кукле, сделанной в точности по её образу и подобию. За этими странностями наблюдает психиатр и по совместительству близкий друг пары (Мераб Нинидзе).

Одним из продюсеров этого российско-германо-швейцарского проект стала Анна Качко, продюсер наших "Уроков Гармонии". Для Азиза же "Синдром Петрушки" был первым большим международным проектом. "Работая на этой картине, я впервые столкнулся не только со сложными художественными задачами, но и с огромным производством. Но благодаря сложившемуся тандему с режиссёром Леной Хазановой все прошло достаточно хорошо, и мы с Леной за сравнительно короткое время проделали огромную работу, - рассказывает он informburo.kz. - Лена – талантливый режиссёр, обладающий очень тонким вкусом и редким качеством доверять людям и превращать их в своих соавторов".


Фото из личного архива Азиза Жамбакиева
Евгений Миронов, Елена Хазанова, Чулпан Хаматова, Азиз Жамбакиев

Несмотря на то что главная награда "Кинотавра" досталась картине Анны Меликян "Про любовь", а картина "Синдром Петрушки" была отмечена лишь призом им. Микаэла Таривердиева за "Лучшую музыку к фильму", ленту называли одной из обязательных к просмотру, ведь такого звёздного состава не было ни в одной картине на "Кинотавре" этого года.

"Работать на одной площадке с Чулпан Хаматовой, Мерабом Нинидзе и Евгением Мироновым для меня большая честь, - делится впечатлением Азиз. - Я и до съёмок был большим поклонником их творчества, все знают, что Чулпан – гениальная актриса, а Женя Миронов – настоящий артист, без остатка отдающийся работе. Никогда не забуду, как мы вместе скрупулёзно выстраивали мизансцены и искали решение той или иной сцены. Порой приходилось полностью изменять концепцию и придумывать что-то совершенно новое. Но самые тёплые отношения у меня сложились с Мерабом, он стал для меня не просто коллегой, но и другом. На съёмочной площадке он удивлял меня своей внутренней силой: мог молчать в кадре, но это молчание выражало так много, чего порой невозможно выразить в словах".

Сейчас Азиз Жамбакиев готовит новый кинопроект, о котором читатели informburo.kz узнают первыми.