В Казахстане более 500 предприятий производят продукцию халал. Причем руководители большинства из них – немусульмане. Чем привлекательно производство товаров по канонам ислама и как вообще дела духовные сочетаются с бизнесом и стандартами? На эти и другие вопросы «Мегаполиса» отвечает председатель технического комитета № 57 по стандартизации продукции халал Министерства индустрии и торговли РК Марат Сарсенбаев.

– Марат Агыбаевич, а что такое вообще «халал»?

– В 173 аяте (главе) Корана говорится о запрете потребления мертвечины, крови и мяса свиньи и мяса животных, зарезанных без имени Аллаха. Халал – это пища мусульманину и немусульманину, мужчине и женщине. Мы знаем, что вода – это носитель информации. Пища из чего состоит? Воды, витаминов, минералов, белков и углеводородов. И если насильственно убьем животное, то насильственную информацию получим. Поэтому на Земле разность менталитета, психологии. Халал – дозволенное Всевышним. Почему запрещена свинина? Многие ученые считают мертвое мясо смертельным. Даже в Украине и России. Свиньи такие животные, которые потребляют практически всё, даже трупы других свиней или живых поросят. Это животное лишено чувства ревности. Теперь вспомните о лошадях. Два жеребца могут друг другу нанести смертельные раны в драке за кобылицу. Мы говорим, что овсяная каша самая полезная, потому что там мало клетчатки, а лошади любят овёс. Лошади не допускают родственного скрещивания. Кобылица своего жеребенка, который вырастает и готов зачать потомство, до крови избивает и выгоняет. Жеребец не подойдет к самке, которая является его потомком.

– Но дело не только в том, свинина это или конина?

– В Москве я был в магазине с продукцией халал. Удивило то, что в очереди в основном стоят люди европейской внешности. Когда туда шел, думал, что там будут татары, кавказцы, может, казахи или киргизы. Но оказалось – нет. Я подошел к одной русской женщине и поинтересовался, почему она здесь стоит, может ислам приняла? Оказалось, она считает мясо халал чистым. В нём на самом деле нет остаточной крови, шлаков и канцерогенных веществ. В организме животного присутствуют аэробные инфекции. Если оно погибает, то все они попадают в кровь, так как этим микробам нужна среда для размножения. Если животное забили электрическим током или ударили кувалдой по голове, то сердце резко останавливается, а потом режьте-не режьте, кровь толком из организма не выходит. Когда режем животное, оно интенсивно двигает ногами, и таким образом практически вся кровь выкачивается из организма вместе со всеми инфекциями и шлаками. Эти микроорганизмы начинают в крови размножаться. Миллионами. Даже если мясо такое варить, только малая часть их погибнет, остальные успеют образовать споры, то есть оболочку вокруг себя. Когда условия будут вновь благоприятными, они растворяют эту оболочку и продолжают свое гадкое дело.

– Не хочу шокировать читателей, но как я понимаю, многое зависит от того, как забили животное?

– Мы раньше считали, если говядина или баранина – значит, халал. Это не так. Вообще там много требований. Например, обязательно забойщик должен быть мусульманином, при этом он должен это подтвердить, отвечая на арабском языке на некоторые вопросы. Он должен быть дееспособным, совершеннолетним. Животное должно быть здоровым, иметь ветеринарную справку. Если у животного язвы на теле, обильное слюноотделение, оно слишком худое, то его нельзя забивать. Нельзя точить нож перед скотиной. Нож должен быть длинным и острым. Нельзя им пилить, то есть как кончик ножа поднялся, его больше нельзя опускать. Одно животное перед другим тоже нельзя резать. Единственное разрешается – по стандартам использовать небольшие дозы электрического тока для того, чтобы успокоить животное, но никак не убить. Для курицы 0,24-0,50 ампер действием 3-5 секунд, для коровы – 2-3 ампер, 2,5-3,5 секунды. Это только некоторые примеры.

– А как вы узнаете, соблюдаются ли требования? Нереально же возле каждого забойщика ставить контролера…

– Во-первых, мы выезжаем на предприятие и проводим полное обучение: главных технологов, инженеров по стандартизации, забойщиков. Да всему коллективу читаем лекции о том, что такое халал. Во-вторых, периодически проводим инспекционный контроль. Если где-то у нас какие-то подозрения, информация от потребителей поступает, то мы выезжаем. Иногда даже ставим собственного представителя, и это заранее оговаривается в договоре. Никто еще ни разу нам не отказывал в доступе на предприятие.

– А регистрация этих проверок в прокуратуре не требуется?

– Такого нет. Это ритуальная пища. Предприятия-производители это понимают. И мы заключаем с ними договор, по которому можем проводить проверки в любое время. К тому же это имидж предприятия. Если потребитель обратился к нам, а мы не сможем попасть на предприятие, значит, у потребителя уже не будет доверия к его продукции. К примеру, одно алматинское предприятие, производящее майонез. Пришел туда новый руководитель и заменил яичный порошок на один из свиных ферментов, содержащий белок, чтобы было дешевле. Мы, когда получили информацию, я лично выехал туда. Оказалось – правда. На предприятии ничего от нас не скрывали, но просили время, чтобы найти финансы. Мы сказали: хорошо, ищите финансы, готовьте свою линию, чтобы производить майонез халал, но пока – сертификат будет отозван. Кстати, сертификаты мы не выдаем. Сертификат выдает Национальный центр экспертизы и сертификации, мы выдаем только свидетельство и вносим в специальный Республиканский реестр предприятий-халал. Потом только производители идут в НаЦЭкС.

– Сколько вообще в Казахстане предприятий, производящих продукцию халал?

– Более 500 предприятий. Не могу сказать, что бизнесмены делают халал-продукцию из религиозных убеждений, просто многие видят в этом экономическую нишу. И их количество растет, то есть растет количество потребителей. Интересно, но, в первую очередь, это интеллигенция и немусульмане. В развитых странах, где хорошо развиты каналы маркетинга, имиджмейка, дистрибьюции, очень сильно развита халал-индустрия. Даже Париж, где узаконен гомосексуализм, никогда бы не подумал, но он стал третьим халал-хап мира. На международной выставке продукции халал первое место заняла Малайзия, второе – Арабские Эмираты и третье – Франция. Несмотря на то, что халал был прописан в Коране, первые официальные документы относительно него были приняты в Англии одним английским лордом. Вообще в этой индустрии впереди идут немусульманские страны. В той же Австралии, Бразилии, Аргентине стандарты халал разработаны почти на 100%. Львиная доля мяса, которое экспортирует Аргентина и Бразилия, идет под знаком халал. Так что мы пока намного отстаем, но на постсоветском пространстве являемся лидерами.

– Все-таки, как ритуальная, как вы говорите, пища может поддаваться стандартам?

– Комитет создан приказом председателя госстандарта МИТ от 10-го ноября 2005 года. За основу мы взяли малазийские стандарты халал, где эта индустрия развита лучше, чем где-либо. Это признала и Организация исламских конференций, в которую входят 54 страны и еще 4 являются наблюдателями. Халал – это целая индустрия, где есть и пищевая отрасль, и легкая промышленность, и гостиничный бизнес… и так далее. Кроме того, существуют стандарты халал в медицине, фармакологии, парфюмерии, косметологии. Например, есть медицинские препараты, произведенные на основе элементов животного происхождения, а кто даст гарантию, что это животное не убито электрическим током? Есть же замена растительного происхождения или созданное на основе химии. Давайте заменим.

– Должно ли государство заниматься этими вопросами в лице вашего комитета или это больше работа для духовенства?

– Технический комитет создается государством, но финансирования от государства у нас нет. Мы должны быть самоокупаемыми. У нас при Ассоциации хаджей республики в 2005 году создан халал-комитет по рекомендации верховного муфтия. То есть инициатором было духовенство, после чего государство тоже поняло, что халал-индустрия очень важна. В мире еще несколько лет назад годовой оборот халал-индустрии был более 500 млрд долларов. После этого в Казахстане решили внедрить стандарты, и мы начали работать.

– А на что живет ваш комитет? Откуда вы и ваши сотрудники получают заработную плату?

– Многие предприятия сегодня оказывают благотворительную помощь. Видят же они, что мы по сути только на голом энтузиазме работаем, хотят нам помочь.

– Сколько стоит сегодня для предприятия получить сертификат халал?

– Это зависит от объема предприятия. Если крупные предприятия, они могут и оказать помощь. Я не сказал бы, что все однозначно горят желанием.

– А все-таки конкретные цифры назвать можете?

– Раньше как было: окажут благотворительность или не окажут – их дело. Вообще при комитете сейчас мы создали ТОО «Интертех». С ним заключили договор, чтобы они все эти дела вели, потому что мы все-таки духовные люди. Они пусть работают. Они разработали прейскурант…

– … а это не идет в разрез с шариатом, то что будут брать оплату?

– Вы что думаете, я, допустим, еду в командировку, несколько дней в дороге, трачу на это свое здоровье. У меня семья. Готовлюсь к лекциям, работаю целыми неделями на фирмах, промываю всю эту мертвечину, свинину, кровь, шлаки. И всё это бесплатно, что ли? Как вы думаете?

– Но конкретную оплату за свои услуги вы брать не можете?

– Мы и не берем. Вот это ТОО и будет брать деньги за услуги. Потому что мы же ассоциация, мы только на поступления от благотворительности можем работать. Теперь через ТОО будем работать, потому что на одной благотворительности далеко не уедешь.

– Я верю, что можно быть альтруистом. Но все-таки хочется есть хлеб, а еще лучше с маслом…

– Ну хлеб с маслом мы кушаем, не голодаем (смеется). Нас приглашают, угощают. Мы духовные работники, читаем лекции в разных кафе-халал, в мечети, на предприятия нас приглашают провести разъяснения и рассказать об аспектах хала. Если людям нежалко, они платят нам определенные суммы, которые мы равными частями делим. Конечно, это не самая высокая оплата. По полгода мы сидели без копейки. Как я могу сказать, что получаю зарплату? Жена скажет: «Что там в газете сказал, а сам деньги домой не приносишь».

– Как же тогда должен решаться вопрос финансирования?

– Государство пока не думает: «Как должно быть?». Над этим должен думать один Сарсенбаев. Вот сегодня объявляют в государстве тендеры, где главное – это дешевизна. Если мясо халал, оно дороже, а если непонятного происхождения – дешевле. Я показывал в правительстве, как кувалдой убивают или электрическим током шарахают. Шокировал людей в правительстве. Они говорят: «Зачем показывать?», а я покажу! Раз пригласили на совещание, то будьте добры – смотрите, как издеваются над животными! В 2004 году у меня дом был, машина была, а бензина не было. Я домой квартирантов пустил, а сам с семьей в одной комнате жил и на деньги от аренды первый стандарт разрабатывал. Думаете за него мне государство заплатило? Нет. Сейчас за другие стандарты мне платят, а первый стандарт я сам собирал. Вера сидит во мне. У жены моей спросите, она скажет. Вспомнит то время, когда мы жили в одной комнате с детьми.

– Казахстан – светское государство, а где, по-вашему, должна проходить граница между государством и религией именно в халал-индустрии?

– Если есть проблема и она не решается, значит, скоро она придет в ваш дом. Как мы можем отделить государство от проблемы развития халал-индустрии, если более половины населения страны считает себя мусульманами?