Чего хочет женщина, того хочет Бог!
Аул Енбек Жалагашского района Кызылординской области встретил День Астаны по-своему, особенно.
На равнине у канала сельчане поставили юрты, алтыбаканы, очаги. И устроили конкурс на самую сноровистую свекровь и сноху.
ДАМЫ – НАШЕ ВСЁ
Аким аульного округа
Ох и праздник удался! Так вкусно гости конкурса ели, так искренне поддерживали конкурсанток, так душевно подпевали ансамблям бабушек. Как выразился один из столичных журналистов, попавший на праздник: «Это шоу, пир и концерт». Три в одном и всё с душой. И всё, заметьте, в национальных традициях.
– Женщины вообще – наше всё, – рассказывает аким Жалагашского района Серик Сермагамбетов. – Они хранительницы очагов и устоев, зачинательницы массы добрых дел, двигательницы, в конце концов, демографических процессов. В аульном округе Енбек, между прочим, дамы просто золотые, там и аким – молодая, но очень способная женщина Жартыбаева Каламкас. К каждому жителю найдёт подход, с инвесторами общается ровно, по-деловому, хозяйственная, умная. Я всегда её в пример акимам-мужчинам ставлю.
Сама Каламкас даже в число зрителей на конкурсе не попала. Всё бегала вокруг конкурсанток, кому платок поправит, кому воды подаст, кого словом подбодрит.
– Я и болеть-то ни за кого из конкурсанток не могу, – улыбается Каламкас. – Все свои, знакомые, родные, хочется, чтобы каждая пара «свекровь-сноха» победила.
Аул Енбек просто рекордсмен по количеству многодетных семей и матерей-героинь.
– У нас проживают 334 семьи, – рассказывает Каламкас, – 76 хранительниц очага – матери-героини. Есть совсем молодые, скажем, 1982 года, есть пожилые, возрастом за 80 лет. А есть и такие, которые принесли в мир по 15–18 деток. Каждой из них при жизни золотой памятник поставить можно. Они у нас самые опытные, мудрые воспитательницы, хранительницы традиций, если хотите – политики села.
ХОЧЕШЬ ИРИСОК – ДОИ КОРОВУ
То, как в Енбеке хранят некоторые традиции, мы увидели прямо на конкурсе. Ведь он был… вкусный. Да, главной задачей конкурсанток было по старинным рецептам приготовить национальные казахские блюда.
А настоящий курт вы когда-нибудь видели? Мы как раз увидели, попробовали и попытались «слепить», когда его делали конкурсантки. Шесть пар участниц сварили творог, отжали его, сдобрили солью, добавили сливочного маслица и выложили на чиевые циновки ловко слепленные комочки свежего курта. Рецепт один, а у каждой пары курт был свой. И какой вкуснее, даже жюри не могло сказать.
– Мы ещё жент сделали, – говорит Гульзира Туякова, которой помогает сноха Салтанат.
– Как вы его сделали? – наивно спрашиваю я, набив рот сластями.
– Ой, милочка, да как же его делают? – удивляется моему незнанию бабушка Гульзира. – Нужно выбрать отборного зрелого пшена, поварить его, отцедить, изжарить, не торопясь, в казане, истолочь в ступе, заправить мёдом и сливочным маслом, и вот эти наши казахские конфеты – жент – слепить пальчиками.
У меня ступор, как представляю, сколько труда ушло на жент у женщин.
А дальше – прощай диета! У одной юрты варят в молоке сочни – пробую молочный суп. За другим столом подают аштпа – кисломолочный напиток со злаками. Наслаждаюсь им. Бабушка Саракуль Нурпеисова подаёт мне сарысу – ириски, сваренные на сыворотке. В другую руку кто-то из участниц вкладывает мне огромный кусок иримшика – подслащённого творога из топлёного молока. А во-о-о-о-он там уже шипит масло. Там жарят баурсаки! И горячие баурсаки со свежим айраном тоже, надеюсь, поместятся в меня.
НУЖНО ДЕЛАТЬ БИЗНЕС
– Вкусно? – спрашивает аким района Серик Сермагамбетов, протягивая мне ещё плитку домашних молочных конфет.
– Угу, – только кивнуть по причине набитого рта могу я.
– Надо, – соглашаюсь я, вспоминая, какой хлеб продают в городских мини-пекарнях и какую лепёшку щедро подарила мне только что незнакомая аульчанка.
А ансамбли бабушек? Они же в Приаралье есть в каждом ауле. Бурановские бабушки вон «Евровидение» покорили, а наши в сто раз лучше.
– Лучше, – соглашается со мной аким Енбека Каламкас. – Вот все думают, что мне, женщине, руководить целым сельским округом трудно. Нет, вовсе нет. Село – это прежде всего, устои, политика. Достаточно знать каждого в лицо и по характеру, помнить, кто на что способен, кому помощь чаще других требуется, кто сам отличный советчик, и всё пойдёт как по маслу. Главное – к каждому с уважением. И люди сами, это же у нас в традициях, сумеют многие вопросы решить всем миром, на сходе. Пристыдят ленивого, помогут оступившемуся, похвалят достигнувшего вершин. У нас почти нет безработных. Почему? Потому что каждому, кто хочет хоть что-то делать, найдётся, куда руки приложить. Главное, чтобы человек в обществе был, с людьми. Вместе можно бахчу сажать, огороды, скот растить, ремеслом заниматься, рисоводством.
Бабушка Саракуль, та, что кормила меня домашними ирисками, вместе со снохой Ажар берут главный приз конкурса – плазменный телевизор. Ей предоставляют слово, ну, думаю, сейчас вспомнит бабуля родню до седьмого колена, свою свекровь и родимое джайляу. Но женщина произносит:
– Айналайындар. Хорошо мы живём, правда? Пусть Бог даст здоровья президенту, чтоб было кому страной править, а мы, народ, по совести и старинке эту страну выкормим.
И огромная толпа выдыхает:
– Ауминь!
Материнскую мудрость ни с чем не сравнишь, разве что с Божьей милостью…