Заёмщики жалуются, что банки отказывают в отсрочке платежей. Регулятор потребовал соблюдать меры поддержки
Некоторые банки и МФО произвольно истолковали постановление о мерах поддержки населения и бизнеса в период ЧП.Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело онлайн-встречу с представителями банков, микрофинансовых организаций, на которой потребовало правильно толковать и применять в работе постановление о мерах поддержки населения и субъектов предпринимательства в период ЧП.
По словам представителя агентства, поступают многочисленные жалобы от заёмщиков о произвольном толковании документа банками и МФО, которое противоречит принятым мерам поддержки заёмщиков:
- Жалоба: Банки и микрофинансовые организации требуют от заёмщиков большой перечень документов, которые невозможно собрать в условиях чрезвычайного положения. Ответ: Агентство обратилось с требованием к финансовым институтам упростить перечень документов для получения мер поддержки в связи с введением чрезвычайного положения.
- Жалоба: Ломбарды отказываются применять постановление о мерах поддержки населения и бизнеса. Ответ: Согласно постановлению, применяемые меры поддержки относятся к банкам второго уровня, микрофинансовым организациям, ломбардам и онлайн-кредиторам, банкам, находящимся в процессе ликвидации, и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций.
- Жалоба: Финансовые организации не применяют отсрочку платежей для физических лиц. Ответ: Меры поддержки применяются как к физическим лицам, так и к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса.
- Жалоба: Финансовые организации требуют личного присутствия для подачи заявления о применении мер поддержки. Ответ: Агентство напоминает о взаимодействии с заёмщиками для реализации указанных мер, максимально в дистанционной форме для удобства населения и бизнеса. При этом ни физическим лицам, ни представителям бизнеса не нужно приходить в отделения банка или организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность. В финансовых учреждениях организованы онлайн-записи клиентов, все услуги можно получить через электронную почту, систему "банк-клиент", интернет-ресурс организации, мобильное приложение и другие средства связи.
- Жалоба: Банки второго уровня называют разные даты применения мер поддержки. Ответ: Приостановление начисления штрафов, пени и предоставление отсрочки платежей по займам применяются для физических и юридических лиц с 16 марта 2020 года. Агентство акцентировало внимание на недопустимости волокиты и необходимости придерживаться 5-дневного срока рассмотрения заявлений от заёмщиков.
Агентство проводит постоянный мониторинг обращений граждан по реализации мер по снижению роста долговой нагрузки на население и бизнес в связи с коронавирусом. Уже поступило более 1000 обращений, к нарушителям реализации постановления будут применены меры надзорного реагирования, сообщил регулятор.