Заседание рабочей группы ЕЭК пройдет 23 апреля. Там и будет определено, какие категории товаров можно импортировать без разрешения правообладателей товарных знаков.

- Уже сейчас рабочая  группа рассматривает различные варианты развития ситуации, - сообщил министр экономики и финансовой политики ЕЭК Тимур Сулейменов. - В первую очередь целесообразно установить международные принципы исчерпания прав в отношении автозапчастей, фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции. Необходимо усилить роль антимонопольных органов, предоставить им полномочия разрешать "параллельный" импорт в случае, если это отвечает государственным интересам. А также снять таможенный контроль над "параллельным" импортом товаров. Очевидно, что оптимальным вариантом будет введение гибкого принципа исчерпания исключительного права.

Если это предложение одобрит Совет Евразийской экономической комиссии, а в международный договор внесут изменения, никаких проблем с импортом запчастей или мыла, как это было три года назад, у казахстанцев не возникнет.

Напомним: появились эти проблемы в 2012 году, когда в ТС запретили "параллельный" импорт. Согласно единому принципу техрегулирования, брендированные товары могли продавать лишь компаниии-дистрибьюторы или правообладатели товарных знаков. После этого владельцы брендов стали вести себя, мягко говоря, недружественно.

В феврале 2012 года компания Toyota Motor Europe обязала дистрибьюторов и дилеров не продавать новые автомобили Toyota казахстанским предпринимателям. Подобное табу компания наложила и на запасные части, установив миллионный штраф за незаконное использование товарных знаков. В октябре прошлого года аналогичные требования выставил Nissan, запретив продавать свою продукцию отечественным предпринимателям. Стали возникать проблемы и с бытовой химией. Например, компания Procter&Gamble стала препятствовать передвижению товаров из других стран, так как есть заводы в России, которые выпускают бытовую химию и распространяют ее в ТС. Стоимость товаров заметно повысилась. Сравнение цен показало, что в Белоруссии цены на тормозные колодки различных производителей у официальных дилеров на 25-60% выше, чем у независимого автосервиса, в Казахстане - на 25-40%, в России - на 31-71%. Но у интеллектуально-товарной «медали» есть и другая сторона.

- Сдерживание «параллельного» импорта товаров оказывает положительное влияние на развитие внутреннего производства, - объяснил Тимур Сулейменов. - Госорганы, которые курируют вопросы развития промышленности на территории ЕАЭС, защищают региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак.

У легализации «параллельного» импорта есть сторонники и противники. И решать, какие бренды импортировать беспрепятственно, а какие нет, будут на международном уровне.