Неконтролируемые цены на бензин фактически угрожают экономической безопасности государства. Нормально ли, что при растущих ценах на «черное золото» на мировом рынке нефтедобывающая страна страдает от непомерно взвинченных цен на топливо? Прикрываются ли «бензиновые короли» уборочной кампанией или в Казахстане слишком велико влияние иностранных инвесторов? Правительство при таких вопросах лишь разводит руками.

Автолюбители хватаются за головы и отчаиваются, заводя двигатель своей машины. Владельцы АЗС, словно сговорившись, едва ли не каждый день поднимают стоимость одного литра бензина на 1 тенге. В целом по стране рост цен составил уже почти 15 процентов. Подтверждают это и официальные данные, приведенные Агентством по статистике. Так в течение сентября бензин стал дороже на 8,6 процента, дизельное топливо – на 4,5 процента.

Пользующийся популярностью у владельцев подержанных иномарок бензин АИ-92 в Алматы в течение последней недели вырос с 69 тенге до 72-х. Желающих залить полный бак становится все больше.

Владельцы АЗС во всем винят исключительно перекупщиков, которые, в свою очередь, пожимают плечами и называют стоимость одного барреля нефти. И делайте выводы, так сказать….

Уроки экономии министра

Правительство, которое негласно уполномочило на все вопросы отвечать министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, ссылается только на мировые цены на нефть.

– В Европе стоимость 1 литра бензина приближается к 1,5 евро, в Штатах выше трех долларов за галлон, т. е. повышение в два раза. У нас в Казахстане этого не произошло по ряду причин и прежде всего потому, что правительство принимает самые энергичные меры, чтобы сдержать рост цен, – сообщил Владимир Школьник в интервью «31 каналу».

Его дальнейшие заявления призваны были, видимо, вызвать улыбку. Но вот с ценой бензина АИ-92 в 72 тенге за литр автовладельцам было почему-то не до смеха.

– Пересаживайтесь на маленькие «Тойоты» и «Запорожцы», – по-дружески посоветовал министр.

Но вот о том, что правительство принимает все меры для удержания цен, Владимир Школьник больше не говорил. Осознал, видимо, что погорячился с такими заявлениями.

– Не покупайте этот бензин. Тогда производители снизят цены, раз мы строим рыночные отношения, – сказал он на пресс-конференции в рамках выставки «Киоге-2005».

И на машинах не надо ездить. Автоматически решаем проблемы загруженности городских улиц и необходимости ремонта дорожного полотна.

Впрочем, осеннее подорожание бензина, которое связывают с уборочной кампанией, – явление уже предсказуемое. И если владельцы АЗС все же объясняют такое повышение цен именно уборкой урожая, то Владимир Школьник посчитал, что городской житель не пострадал от этого вовсе. Дескать, самый «ходовой» бензин АИ-80 подорожал за год всего на 5 процентов. «Мы удержались за счет того, что на нефтеперерабатывающих заводах в этом году переработали более 10 млн тонн нефти. Мы создаем такие условия, когда предложение бензина превышает спрос», – цитировали министра энергетики и минеральных ресурсов различные СМИ.

Между тем три нефтеперерабатывающих завода нашей республики открестились от ценообразования на бензин целиком и полностью.

– Нам нефть привозят, мы ее перерабатываем, и ее у нас забирают, – сказали нам на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе.

Не торгует напрямую нефтью и Шымкентский завод, принадлежащий компании «ПетроКазахстан». Этим занимаются фирмы-посредники. Вот и выходит, что на внутреннем рынке реализуется преимущественно бензин, который завозят из России и Китая. Погорячился что-то Владимир Школьник, похваставшись заслугами правительства в бензиновом вопросе.

Никто не при делах

Представители многочисленных алматинских АЗС лишь пожимают плечами и продолжают повышать цены на бензин. При этом от объяснений чаще всего норовят уклониться.

– Это политика такая, вам никто ничего не скажет, – категорично ответили нам в Oil Tanker.

Ответы и остальных автозаправочных станций сводились примерно к следующему: «Цены на нефть растут», «Перекупщики стали привозить топливо по завышенным ценам», «От нас ничего не зависит, осенью всегда происходит повышение цен».

– Рост цен на бензин – это мировые тенденции, с которыми мы ничего не можем сделать. Мы закупаем нефтепродукты по рыночным ценам. Нефть, которая добывается у нас, по большей части идет за границу по международным контрактам, и лишь небольшое количество поступает на внутренний рынок. И этого количества не хватает, – высказал свою точку зрения первый заместитель генерального директора АЗС «КМГ-Алатау» Мурат Боранбаев.

Однако высказал возможность того, что в будущем стоит ожидать урегулирования ситуации с таким ростом цен.

– Сейчас же идет уборочная кампания, в соответствии с которой все силы брошены на обеспечение топливом сельхозпроизводителей. Но уже последние отгрузки вроде закончены. И мы ждем понижения цен! – говорит Мурат Советаевич.

Поспешил он опровергнуть и то убеждение, что АЗС как наиболее заинтересованным лицам рост цен на руку. И, возможно, как раз владельцы заправок и договариваются о повышении стоимости.

– С каждым повышением цены падают объемы потребления. Денежная масса, конечно, увеличивается, но нет должного объема реализации. Мы в этом случае выступаем как простые потребители, – уверяет Мурат Боранбаев. И задает риторический вопрос, который мучает многих жителей. – Какой смысл накануне выборов повышать цены на бензин?

Выдержит ли коридор?

Возникает резонный вопрос: почему все чуть ли не хором декламируют, что причина сложившейся ситуации – мировые цены на нефть? Кому может быть выгодно повышение цен на бензин, и стоит ли задумываться о сговоре перекупщиков бензина, которые и создают искусственное удорожание?

Экономисты объясняют такую зависимость от мировых цен тем, что большая часть добываемой у нас нефти продается за рубеж.

– Нефть в основном принадлежит иностранцам, – прокомментировал ситуацию президент Института развития Казахстана, доктор экономических наук Магбат Спанов. – Пока будут расти цены на нефть на мировом рынке, будут расти цены на бензин, и правительство не сможет их остановить.

В условиях, когда казахстанскими компаниями добывается лишь около 16 процентов казахстанской нефти, а остальные 84 процента добычи приходятся на иностранные компании, выбирать не приходится. Они самостоятельно решают, куда им продавать свою продукцию и заботиться о внутреннем рынке нашей республики вроде как и не должны. Выходит, что правительство расплачивается за многочисленные контракты с иностранными инвесторами, принося в жертву интересы местных потребителей.

– Нефтедобывающие компании будут отстаивать прежде всего свои интересы. А им сейчас гораздо выгоднее экспортировать нефть по высоким ценам. А на внутренний рынок завозят бензин из России уже по той стоимости, которую диктуют поставщики, – говорит директор Центра анализа общественных проблем, экономист Меруерт Махмутова.

Подумать о внутреннем рынке должно правительство. И, казалось бы, единственное, что оно может сделать, – это ввести ограничения на экспорт и попытаться сдержать уровень инфляции.

– В целом я не сторонник того, что живем под лозунгом «Даешь снижение инфляции!» Вот, например, растут же цены на бензин, что и дает показатели инфляции, которую искусственно пытаются остановить, – говорит Меруерт Махмутова. – Были прецеденты, когда добывающие компании были вынуждены реализовывать свою продукцию на внутренний рынок по более низким ценам. А в итоге вся продукция шла не сельхозпроизводителям, для которых это делалось, а реализовывалась по завышенным ценам.

И, видимо, наученное горьким опытом правительство в этот раз решило не вмешиваться, предоставив возможность ситуации развиваться стихийно.

Правда, загвоздка, которая может возникнуть, – это уровень инфляции, который в 2005 году прогнозировался в пределах 6 – 6,5%. Официально установленный коридор инфляции на 2005 год – от 4, 9 до 6, 5%.

Еще в начале года Агентством по статистике прогнозировался рост цен на бензин осенью, когда характерен повышенный спрос. Так в 2004 году произошло повышение цен на бензин на 14 %, на дизельное топливо – на 40 %.

– Вопрос только в размерах этого повышения, – говорила начальник департамента статистики цен и труда Нина Кривко. – Существуют и большие подозрения в том, что происходит ценовой сговор в период спроса на бензин.

Действительно ли это сговор или исключительно влияние мировой цены на нефть – никто не отвечает. Но очевидно, что с таким ростом цен на бензин неминуемо возрастут цены и на другие товары. И как результат – все социальные программы, проводимые в республике, будут задавлены инфляцией.