Впервые в Казахстане полиция сама завела дело за воспрепятствование деятельности журналиста
Журналист Олег Гусев заявил, что представители АО "АрселорМиттал Темиртау" шантажом пытались добиться, чтобы тот больше "не писал гадости" про компанию.В Темиртау зарегистрировали факт воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста (статья 158, часть 2, Уголовного кодекса РК), сообщили в пресс-службе ДВД Карагандинской области. Полиция расследует дело в отношении топ-менеджера АО "АрселорМиттал Темиртау" Галымжана Кунакбаева, потерпевший – журналист Олег Гусев.
Скандал разгорелся в мае этого года: в Facebook Олег Гусев в комментариях под фото главы АМТ Парамжита Калона назвал его "бандеровцем", а через несколько дней разместил фотографии австрийского певца – дрэг-квин Кончиты Вурст и Парамжита Калона.
"Они очень похожи, что я могу сказать", – пояснил Олег Гусев.
После этого представители АМТ подали в суд иск о защите деловой репутации, где потребовали "доказать факт сходства поп-певца с нетрадиционной сексуальной ориентацией и женским именем и исполнительного органа АМТ Парамжита Калона", действия журналиста пресечь, а публикации удалить.
Журналист сообщил, что, пока шли разбирательства, 2 октября к нему приехал родственник, который работает в одной из подрядных организаций АМТ. Эту фирму заблокировали и внесли в чёрный список.
"Родственник рассказал, что его вызвал директор по правовым вопросам АМТ Галымжан Конакбаев и сказал, что вопрос можно решить, если я перестану писать гадости про АМТ. Это сколько надо было тысяч человек прошерстить, чтобы выяснить, что там работает мой родственник, хотя у нас фамилии разные?" – говорит Гусев.
Он отметил, что пишет об "АрселорМиттал Темиртау" с 2010 года, но за всё это время ни одного иска не было, так как его статьи в официальных СМИ были подтверждены документами и аудиозаписями.
"А теперь выясняется, что я у них как кость в горле, и АМТ подал иск за мои высказывания в Facebook", – рассказал журналист.
"Мы встретились в гостинице с директором по правовым вопросам Галымжаном Конакбаевым. Конакбаев сказал, что из-за моей профессиональной деятельности мой родственник лишится работы. Я вёл аудиозапись, но прекрасно понимал, что в суде они могут заявить, что эта запись незаконна. Тогда я стал настаивать на том, чтобы мы заключили письменное соглашение, и ребята повелись", – рассказывает Олег Гусев.
По словам журналиста, от него потребовали признания иска в суде и обязательства никогда больше не писать об АМТ.
Заседание было назначено на 18 октября, за день до этого Гусев подписал соглашение, а через 50 минут подал судье новое заявление с просьбой считать прежнее заявление недействительным и подробно всё расписал в Facebook.
УВД Темиртау возбудило уголовное дело по факту этой публикации – теперь возможно новое разбирательство в суде с участием представителей АМТ и Олега Гусева. Только теперь, если дело дойдёт до суда, Олег Гусев уже будет потерпевшим, а не ответчиком.
Советник генерального директора АО "АрселорМиттал Темиртау" Алексей Агуреев отказался комментировать ситуацию.
"Этот блогер неоднократно замечен в размещении и недостоверной информации, и обыкновенных фальшивок. Поэтому мы приняли решение не комментировать никакую исходящую от него информацию", – заявил советник.
Юрист Internews Kazakhstan Ольга Диденко говорит, что если дело по статье "Воспрепятствование деятельности журналиста" дойдёт до суда, это будет первый такой случай в Казахстане.
"Такие дела регистрируют в ЕРДР. Но проблема в дальнейшем досудебном расследовании таких дел: они либо переквалифицируются, либо дело заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела. До суда такие дела ещё не доходили. Случай в Темиртау уникален тем, что полиция сама зарегистрировала факт после публикации в соцсетях, обычно это делают журналисты", – прокомментировала Ольга Диденко.
Согласно УК РК, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия или угрозы его применения в отношении журналиста или его близких либо с повреждением или уничтожением их имущества, наказывается штрафом в размере до 2000 МРП (более 4 млн тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.