Об итогах внешнего анализа коррупционных рисков в сфере внебюджетного финансирования учебных заведений стало известно на заседании совета по этике СКО, сообщает КазТАГ.

Член совета по этике Зауре Жумалиева поинтересовалась у руководства областного управления образования, осуществляется ли в государственных школах сбор наличных денег.

Исполняющая обязанности руководителя ведомства Кульпаш Калгужина пояснила, что такой мониторинг не ведётся, так как существует запрет на сбор каких-либо денежных средств в школах.

Однако Зауреш Жумалиева привела факт, доказывающий обратное. По её словам, в государственной гимназии "БЭСТ" все родители, за исключением тех, у кого дети-отличники, ежемесячно платят по 1500 тенге.

"Здесь нашли такую форму сбора денег – заключили договор с каким-то общественным объединением. И здесь аккумулируются очень серьёзные деньги, если тысяча учащихся заплатит по 1500 в месяц. И на покупку учебников для изучения языков, не предусмотренных учебной программой, уходит лишь незначительная часть. В отчётах, которые оглашаются на общешкольных родительских собраниях, фигурируют не только учебники, но и мыло, материалы для ремонта. Я не думаю, что школа нуждается в дополнительных средствах для этого. За год каждый родитель платит 13 500 тенге. С учётом количества школьников это не менее 10 млн за год", – заметила член совета по этике.

В ответ и.о. руководителя отдела образования дала понять, что школа к сбору денег не имеет отношения. По словам Кульпаш Калгужиной, процессом управляет созданное в этих целях юридическое лицо, которое самостоятельно работает с родителями. И именно родители при необходимости принимают решение о сборе средств на какие-либо школьные цели.

"Там работает свой бухгалтер этого юридического лица. В ходе внешнего анализа коррупционных рисков работа этого юридического лица была изучена, в акте это отражено. Мыло приобретаться, конечно, не должно, но приобретение учебников и финансирование школьных мероприятий (…) это частная территория", – пояснила Калгужина.

Ещё один факт коррупционного риска привёл председатель совета по этике Галым Турсунбаев.

"Известно, что многие предприниматели оказывают школам спонсорскую помощь. Так вот, в одной из школ предприниматель, чтобы не тратить своё время, просто передаёт деньги преподавателю. Возможно, там нет никакого криминала, и эти деньги действительно тратятся на школу, но здесь присутствует огромный коррупционный риск, когда педагог берёт деньги у предпринимателя", – сказал Турсунбаев.

Он заметил, что при сборе денег с родителей на тот же ремонт возникает очень много вопросов, так как на эти цели все необходимые средства выделяются из бюджета. Родители же вынуждены смиренно нести в школу деньги, опасаясь лишний раз узнать, на что они тратятся, чтобы не навредить своему ребёнку.

"Мы направляли в управление образования памятку о том, на что деньги нельзя собирать. К сожалению, далеко не во всех школах эти памятки в наличии есть. Нужно их повесить, чтобы родители могли видеть и понимали, на что деньги нельзя сдавать. Дополнительные учебники – это понятно, но на ремонт туалетов и покупку мыла и краски деньги точно не должны сдавать",– резюмировал председатель совета.

По словам и.о. руководителя управления образования, контролировать внебюджетные средства рекомендовано попечительским советам школы.

Тем временем на днях родительская общественность Павлодарской области поставила под сомнение целесообразность создания попечительских советов. При школах уже существуют родительские комитеты, которые без труда могут выполнять те же функции, считают родители. Они также опасаются, что с созданием попечительского совета участвовать в денежных сборах на так называемую помощь школе надо будет в обязательном порядке. Об этом говорит то обстоятельство, что в типовых правилах министерства о попечительских советах нигде не встречается слово "добровольно".

Копирование и использование данной информации возможно только с разрешения информационного агентства КазТАГ.