Передача сельхозземель государству: Тайжан настаивает только на аренде земли, МСХ изучает предложение
Пока в Казахстане действует мораторий на продажу земель сельхозназначения, в МСХ изучают, целесообразно ли насовсем отказаться от частных сельхозземель.В Министерстве сельского хозяйства Казахстана прокомментировали предложение инициативной группы гражданских активистов и предпринимателей о ликвидации института частной собственности на земли сельхозназначения. Эту мысль на агрофоруме в Астане в конце октября высказал общественный деятель Мухтар Тайжан.
В ответе на официальный запрос Informburo.kz в министерстве напомнили, что сейчас всё ещё действует мораторий на предоставление права частной собственности на земельные участки сельхозназначения, находящиеся в государственной собственности, физическим и юридическим лицам. Запрет продлится до 31 декабря 2021 года.
"За время действия моратория изучается вопрос целесообразности ликвидации института собственности на земли сельхозназначения. К концу срока окончания моратория будет инициировано окончательное решение по указанной норме", – сообщили в Минсельхозе.
Юрист в области земельного права Бакытжан Базарбек считает, что отказ от института частной собственности оттолкнёт Казахстан от базовых принципов рыночной экономики и подорвёт инвестиционную привлекательность страны.
По его словам, это ущемит права не одной тысячи собственников земель – людей, которые сейчас владеют сельхозугодьями, пашнями, пастбищами, сенокосами, залежами на праве частной собственности.
"В каком статусе они будут, непонятно. Практически их должны будут переводить во временное землепользование? Тогда мы можем ущемить их права. Пойдут иски в суд", – сказал юрист.
Юрист согласился с тем, что нужно контролировать земельный рынок, защищая его от недобросовестных приобретателей, латифундистов, иностранных лиц. Но он придерживается мнения, что нельзя при этом "ломать основные рыночные устои", поскольку это может "вернуть Казахстан в социалистические времена".
Мухтар Тайжан в свою очередь напомнил, что закон обратной силы не имеет.
"Закон начинает действовать с момента вступления в силу и обратной силы не имеет. Те земли сельхозназначения, а это 1,3 млн гектаров или примерно 0,6 % от всей сельскохозяйственной земли в Казахстане, которые были выкуплены в частную собственность с 2003 года, экспроприироваться не будут. Поэтому люди, которые в соответствии с законом купили участки, могут не переживать, они так и останутся у них в частной собственности", – говорит Тайжан.
Общественник предлагает МСХ вместо института частной собственности внедрить институт аренды. Причём арендовать земли сельхозназначения чтобы смогли только граждане Казахстана или стопроцентно казахстанские фирмы.
"Аренда земель – это ведь не просто аренда на короткий срок, там земля сдаётся на 49 лет, а за это время можно успеть реализовать любой бизнес-проект. Мы должны понимать, что земля – это не квартира, это не счёт в банке, это ограниченный конечный ресурс, земля не должна быть навечно в частных руках. Здесь мы имеем в виду землю сельхозназначения. Иначе мы породим ситуацию, как в Аргентине, где все фермы обеднели, молодёжь уехала в города и образовала там целые кварталы для бедных. По такому пути мы не должны идти", – подытожил Тайжан.
Редакция Informburo.kz запросила также комментарий у Союза фермеров Казахстана и Ассоциации промышленников, предпринимателей и сельхозработников РК, но не получила ответа.