Общественный фонд Transparency Kazakhstan опубликовал Альтернативный доклад по борьбе с коррупцией, составленный при поддержке Фонда "Сорос-Казахстан".

В нём представлен анализ того, как антикоррупционные меры отражаются на жизни каждого казахстанца, какие возможности открываются перед активными гражданами в связи с принятием новых законов, призванных расширить влияние общества на процессы принятия решений.

В исследовании приняли участие казахстанские эксперты – Марат Шибутов, Сергей Злотников, Наталья Малярчук, Ольга Диденко.

По зарегистрированным за 2008-2017 годы преступлениям авторы доклада отметили следующие тенденции:

  • фактически нет или мало преступлений по присвоению полномочий должностного лица, незаконному участию в предпринимательской деятельности, воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности, бездействию по службе. Дело ещё в том, что вину в этих преступлениях сложно доказать;
  • снижается количество злоупотреблений должностными полномочиями и служебного подлога;
  • растёт количество случаев превышения власти, получения взятки, дачи взятки, посредничества по даче взятки, халатности;
  • идёт незначительный рост совершённых коррупционных преступлений, но при этом доля их в общем количестве преступлений снизилась почти в три раза.

Однако среди дошедших до суда преступлений картина несколько иная – больше всего доходят до суда дела, которые связаны со взятками.

Сумма ущерба от коррупционных преступлений колеблется из года в год. Разница достигает 80 раз – от 80 млрд тенге в 2013 году до 1 млрд в 2014 году. Коррупционное преступление, которое вносит основной вклад (до 95%) в ущерб, – это злоупотребление должностными полномочиями, отмечается в докладе.

Максимальная доля коррупционных преступлений в общем ущербе была в 2008 году(21,4%) и в 2013 году(26,3%), но затем доля снизилась всего до 3%. Последние четыре года Казахстану удаётся избежать крупных растрат, которые бы наносили большой ущерб.

В 2017 году ущерб от коррупционных преступлений распределялся следующим образом:

  • установленная сумма причинённого ущерба правонарушениями составила 9,48 млрд тенге, из которых 99,35% – ущерб государству, 0,2% – юридическим лицам, 0,45% – физическим лицам;
  • в ходе следствия было возмещено 6,78 млрд тенге;
  • наложен арест и изъято имущества на сумму 1,84 млрд тенге.

Таким образом, большая часть ущерба (более 85%) в ходе следствия и суда возмещается.

Как правило, совершивший коррупционное преступление – это государственный служащий в возрасте 21-49 лет, с высшим образованием, мужчина, ранее не совершавший преступления, сообщается в докладе. Всего в год привлекается к уголовной ответственности за коррупционные преступления 700-900 человек – это примерно 70-80% от всех лиц, совершивших коррупционные преступления (из-за сотрудничества со следствием можно избежать уголовной ответственности).

45-49% проступков работников структур власти и управления составляют коррупционные преступления. Чаще всего их совершают полицейские, акимы и таможенники, сообщают авторы доклада.


Скриншот с доклада Транспаренси Казахстан

В опубликованном докладе отмечены моменты, свидетельствующие о несовершенстве антикоррупционной уголовной политики в РК. В частности, в числе нерешённых проблем исследователи называют смещение акцента на финансовые санкции вместо применения лишения свободы за серьёзные коррупционные преступления.

Как указывают эксперты ОЭСР, ограничение санкций за преступления взяточничества финансовой компенсацией может быть недостаточно сдерживающим и может позволить коррумпированным чиновникам избежать сурового наказания, откупившись от него.

Читайте также: 55% коррупционных преступлений в нацкомпаниях РК связаны с закупками

Отдельный раздел доклада посвящён влиянию коррупции на экономику Казахстана. Проведя анализ ситуации, его авторы пришли к следующим выводам:

  • уровень теневой экономики по собственным оценкам государственных органов Казахстана составляет 30% ВВП страны. Международные эксперты оценивают средний уровень теневой экономики Казахстана на 38,88%;
  • по оценке Агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции Казахстана, ежегодные потенциальные потери экономики Казахстана от коррупции составляют около 3,8 млрд долларов, что равно 10% годового бюджета страны;
  • средняя сумма фиксируемых ежегодно финансовых нарушений, включая неэффективно использованные бюджетные средства, составляет 1,9 млрд долларов. Всего за период с 2013 по 2016 год выявленная сумма финансовых нарушений, включая неэффективно использованные бюджетные средства, составила 1,7 трлн тенге, или 6,9 млрд долларов. Пик растрат пришёлся на 2015 год и составил 874,3 млрд тенге, или 4,7 млрд долларов.

В докладе эксперты сделали выводы и рекомендации, сформулированные на основе опыта экспертов и отражающие взгляд авторского коллектива на борьбу с коррупцией в стране.

В них сообщается, что движущей силой и стимулом бороться с коррупцией для РК являются с одной стороны международные обязательства и стремление привлечь иностранные прямые инвестиции, с другой – стремление улучшить процесс государственного управления.

Однако отмечается, что есть и внутреннее сопротивление той прогрессивной политике, которой придерживается АДГСПК. Одновременно с нужными и эффективными решениями принимаются и те решения, которые, наоборот, препятствуют борьбе с коррупцией.

Проблемой авторы доклада называют несбалансированность ветвей власти, а, точнее, мощное преобладание исполнительной ветви власти над законодательной властью. Это сильно сказывается на принятии решений, которые могут быть результатом скрытого корпоративного или отраслевого лоббирования и идти во вред обществу в целом, сообщается в докладе.

В целом авторы исследования отмечают относительный прогресс в борьбе с коррупцией за последние два года, который проявляется в привлечении общества как участника этого процесса.